Основоположник мировой авиации о молитве Господней. И.И.Сикорский |
28.12.2010 г. |
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство и сила и слава во веки веков. Аминь. Предисловие С незапамятных времен люди связывали солнце и звёзды непосредственно или образно с идеей Божественного провидения. Свет и жизнь, исходящие от солнца, равно как и безмолвная и таинственная красота звёзд, казалось, олицетворяют саму волю Божью и пути её осуществления. Тысячелетиями человечество пыталось понять и растолковать это высшее творение. Ребёнок или первобытный человек поняли бы его по-своему и были бы поражены той спокойной простотой, за которой можно было почувствовать торжественное и таинственное величие. У современного человека, когда-либо размышлявшего об этом, возникает аналогичное чувство, но он также с трепетом осознает необъятность, красоту и динамичную силу материальной вселенной, созданной Богом. Вышеописанные идеи несколько напоминают мысли, вызванные в моём сознании Молитвой Господней касательно невидимой реальности духовной вселенной. Несколько коротких предложений, состоящих из всего лишь шестидесяти четырёх слов (в русском Синодальном переводе), очень просты и понятны даже маленькому ребёнку. Но если начать детально изучать и анализировать их, то постепенно проступает заключённые в этих строках величие и глубина. Появляется понимание того, что Молитва Господня не только заключает в себе всё, о чём человек должен просить Создателя, но и косвенно проливает свет на некоторые фундаментальные вопросы о смысле нашей жизни и нашего отношения к Богу и вселенной. Помимо того, что эта молитва является основной для чтения в церкви и дома, Молитва Господня имеет особенное предназначение для каждого отдельного человека и должна произносится наедине с собой. Стих, предшествующий тексту Молитвы, гласит (Матф. 6:6): "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне..." Эти слова как нельзя лучше подчеркивают то, что по крайней мере иногда человек должен остаться в полном одиночестве и отгородить себя от внешней суеты, посылая своё прошение непосредственно Создателю Вселенной. Серьёзно приняв это наставление, я в определенный момент моей жизни начал детально изучать и анализировать текст Молитвы, чтобы как можно глубже понять весь смысл произносимых мною строк. Часто, гуляя один по лесам или взбираясь на горы, я размышлял над этой великой молитвой, пока не начал понимать, что помимо прямого значения нескольких внешне простых фраз, Молитва также заключает в себе очень обширный и глубокий смысл. Далее в этой статье я постарался выделить некоторые личные соображения и заключения касательно этой темы. Молитва Господня В отношении Молитвы Господней, я - фундаменталист, готовый воспринять каждое слово и предложение в их прямом и полном значении. Историческое свидетельство не подвергает сомнению личность Автора Молитвы. Даже если представить, что по какой-то причине Молитва не была бы записана в подлинном Евангелии, но попала бы к людям из какого-нибудь неясного и ненадежного источника, я уверен, что многие чуткие и мыслящие христиане безошибочно узнали бы Автора по ее чрезвычайной духовной ценности и силе. Поэтому, наше восприятие Молитвы, как человеческого или сверхчеловеческого происхождения, попросту следует из того, как мы воспринимаем ее Автора. И мы правы, как понимая каждое слово и каждое предложение Молитвы в наиболее прямом и точном значении, так и стараясь глубже вникнуть в скрытый в этих словах смысл. Универсальная и выдающаяся значимость Молитвы хорошо известна. Ежедневно сотни миллионов людей произносят её. Для многих Молитва Господня, возможно, является их главной связью с религией. Для людей гонимых или преследуемых, у которых нет Библии и возможности получить поддержку духовного наставника, с детства запомнившаяся Молитва может стать их единственной надёжной связью с Богом. Ввиду этих фактов, мы можем легко понять, для чего Автор вложил в Молитву такое обширное и основательное значение, не только включающее всё, о чем человек может просить Создателя, но также и косвенно раскрывающее несколько главных истин о Господе, о человеке и его месте во вселенной. Молитва Господня составлена так, чтобы быть понятной даже ребёнку, чтобы удовлетворять духовные потребности и направлять самых учённых и мудрых людей до конца времён. В тексте Молитвы мы находим тщательно подобранные слова и выражения, позволяющие передать истинное её значение, невзирая на особенности перевода на разные языки и влияние времени. Например, такие слова как "судья" и "деспот" могут иметь разное значение в различный период истории и при переводе на разные языки. Но в Молитве Господней мы видим, что слова и предложения подобраны таким образом, что их первоначальное значение сохраняется, несмотря на влияние времени и переводы на другие языки. Такие слова как "отец," "царство," "воля," "хлеб," "искушение," "земля" и т.д. на всех языках мира и во все времена имеют чёткое и одинаковое значение. Однако некоторые понятия, а конкретно, "небеса" и "зло," олицетворяют совершенно разные предметы, насчёт которых существует большое количество мнений. Но это противоречие вызвано не использованием конкретных слов или переводов, а глубоко таинственным характером предметов, обозначенных каждым их этих слов. Значение некоторых выражений Молитвы Господней значительно расширилось благодаря современной науке. И я, конечно, твёрдо уверен, что это правильное развитие и расширение идей, которые всегда выражались таинственно-могущественными словами Молитвы. Употребление слова "наука" здесь нуждается в некотором объяснении. В прошлом, а иногда даже и в наше время, предпринимались попытки дискредитировать естествознание вообще, так как некоторые его открытия якобы противоречат содержанию книги Бытия и других разделов Ветхого Завета. В то время как такие тенденции замедляют научный прогресс, в настоящее время они весьма прискорбны, так как действительно вредят религии, отождествляя её с невежеством. Не касаясь обсуждения так называемого конфликта между наукой и религией, или, точнее, богословием, я только упомяну, что среди самых первых людей, увидевших и принявших Христа были и богатые иноземные учёные астрономы. Им принадлежит завидная честь первыми признать Христа и поклониться Ему, а также оказать Ему важную услугу, потому что их своевременные ценные дары, несомненно, помогли Иосифу уехать в Египет, чтобы спасти жизнь маленькому Христу. В то время, как прямой смысл Вифлеемской Звезды возможно никогда не станет известным, символическое значение его ясно и важно. Оно показывает, что наука может привести людей к Богу и Христу. Анализируя структуру Молитвы Господней, в первую очередь мы отметим её законченную симметричную композицию, способствующую легкому запоминанию Молитвы. Ребёнок запоминает стихи легче, чем прозу, даже если он не видит различий между ними. Стихотворная форма была бы неуместна для молитвы из-за глубокой серьезности предмета, и необходимости перевода её на множество языков, но красивая симметрия законченной математической формулы вполне подходит. Анализируя Молитву Господню, мы будем по-прежнему соблюдать деление её на две части и изучать отдельно каждую фразу, пытаясь раскрыть не только её прямое значение, но и скрытый смысл, содержащийся в незабываемых строках этой величайшей из Молитв. Отче наш, сущий на небесах! Выражение “Отче наш” хорошо нам знакомо; часто саму Молитву называют по этим двум словам, и мы привыкли произносить их механически, не понимая их глубокого значения. Слова “Отче наш” определяют и объясняют отношения между Богом и человеком, сравнивая их с отношениями между членами семьи. Чувство доверия и ярчайшей надежды возникает в сердце каждого, кто понимает всю полноту и значимость этих слов. Как правило, хороший отец желает своим детям только добра. В общем, он обеспечивает своих детей всем, что нужно для нормальной жизни и развития, обычно совершенно бескорыстно. Когда нужно, отец может наказать своего ребенка для того, чтобы исправить его характер и личность, но никогда он не будет наказывать его, если считает, что наказание не принесет пользы, а лишь причинит ребенку боль. Самое ужасное наказание, которое отец может применить, — независимо от того, в чем провинился его ребенок — отказаться от своего согрешившего отпрыска и приказать ему уйти и никогда не возвращаться. Веря и понимая, что даже самый лучший и благородный, но земной, отец несомненно стоит несравненно ниже Отца Небесного, человек духовно умиляется, обращаясь к Создателю и Повелителю Вселенной словами “Отче наш.” Да святится имя Твое Религиозные учения всех времен утверждают, что помимо материальной жизни есть еще и высшая жизнь, представители которой считаются бестелесными, бессмертными, свободными от всех ограничений и потребностей, связанных с нашей земной жизнью, неподдающимися силе земного тяготения, способными к появлению везде, где они хотят, или мчащимися со скоростью, превышающей скорость молнии. Эти высшие существа, в действительность которых можно только верить, так как их существование ни доказано, ни опровергнуто, — не молятся о пришествии Царства Божьего, так как сами его населяют. Но ощущая и воочию видя великолепие, слаженность и величественность Божественной Вселенной на том уровне мироощущения, который мы себе не можем представить они, конечно, также выражают свое почтение и преданность Создателю, и вероятнее всего, их слова по-человечески звучали бы именно как “Да святится имя твое.” Произнося Молитву Господню, мы мысленно соединяемся со всеми сотнями миллионов Христиан Земли и даже со всем человечеством, потому что всем людям необходимо то, что упоминается в Молитве Господней, даже если многие этого не осознают. Но слова “Да святится имя твое” образно стирают границы нашей маленькой планеты. Произнося их, мы ощущаем себя частью огромного сообщества разумных существ различных форм, которые населяют Вселенную и схожих друг с другом тем, что они также выражают почтение и преклонение перед мощью и силой их Создателя и Отца. Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, и на земле, как на небе Эти фразы можно понять как нашу молитву о том, чтобы воля Божья, донесенная до нас Иисусом Христом, исполнялась людьми, принося мир и спокойствие на земле. Такое объяснение весьма справедливо, но я полагаю, что оно разъясняет только вторичное значение этих фраз, в то время как главное и наиболее важное значение их иное и указывает на определенное событие, когда закончится земная жизнь каждого индивида и в конечном счете всего человечества, временная, земная эра противоречий и компромиссов — и откроется существенно новая, которая называется Царствием Небесным. Когда Христос был распят, Его мать, Его любимый ученик, и несколько последователей стояли у Креста. В своих сердцах они, конечно, верили в чудо, но на самом деле они были не способны сделать что-либо, и вся эта трагедия была также символом Царства Божьего на земле. Темные силы, которые подстрекали несведущую толпу требовать смерти Христа, в наши дни столь же злы, активны и агрессивны, как и две тысячи лет назад. Под ненадежным и бессильным внешним блеском цивилизации живет все то же порочное чудовище, жаждущее власти и готовое захлестнуть мир потоками слез и невинной крови, чтобы господствовать над богатством и людьми. Глубоко утешающие идеи о значении и исходе горестного процесса земной жизни косвенно указаны в Молитве Господней. Если мы предположим, что текст Молитвы звучал бы так: “Да приидет Царствие твое, Да будет воля Твоя на земле,” то мы получаем логически осмысленное и законченное предложение, но с совсем иным значением. Тогда необходимо было бы подвести базис идей Священного Писания или других весомых свидетельств — что же может являться смыслом будущего Царства Божьего на земле, пришествие которого является целью нашей молитвы. Текст предполагает несколько иное значение. Он не упоминает о зле и несправедливости на земле, в нем не предлагается способов борьбы с этими пороками и нет обещаний покончить с ними; они полностью игнорируются как не заслуживающие внимания, как исчезающие в течение времени. Молитва Господня наставляет нас желать Царства Божьего ”как на небе” и молиться за его пришествие. Последние три слова в принципе выражают саму цель Молитвы и ее предназначение. Хлеб наш насущный дай нам на сей день Это предложение в первую очередь имеет прямое значение. Оно также может подразумевать не только пищу, но и дом, одежду, здоровье, — в общем, все, что необходимо человеку для нормальной жизни. Нельзя усомниться в том, что эта фраза призывает, и даже настаивает на том, чтобы человек сам зарабатывал средства на удовлетворение материальных нужд его самого и его семьи. Человек может просить о помощи во всех разумных нуждах его земной жизни, но его молитвы не будут эффективны без стремления этого человека самому вложить все усилия в работу и сделать то, что он может сделать сам. Человек, который, потратив немало сил, сам вспахал поле и засеял его, может молиться об урожае, надеясь на помощь от Бога, и никто не может доказать, что эти молитвы не имеют силы. Но если лентяй молится о том, чтобы его поле само вдруг чудесным образом было вспахано и засеяно, его молитвы практически безнадежны. В тоже время, если человек болен или физически неспособен сам осуществить что-либо, то его молитвы могут принести результат. Можно также предположить, что та строка Молитвы, в которой упоминается “хлеб наш насущный,” затрагивает и наши духовные, и умственные потребности. А они также очень важны для нормального развития человека как личности. Основатель Христианства часто сравнивал духовные желания и нужды человека с голодом и жаждой, а Свои дары с “хлебом” или “водой.” Поэтому хотя относительно материальных нужд Молитва полностью законна, но человек должен сам стремиться к тому, чтобы развиваться и духовно, и умственно. И конечно же он имеет право просить о помощи у Бога там, где уже истощены человеческие возможности. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим Эта фраза в первую очередь имеет прямое и точное значение, но кроме этого, прощение и наше отношение к нему влияет на нашу будущую жизнь и на подготовку к этой жизни. Последние шесть слов фразы — серьезное предупреждение с прямым и позитивным значением. Это прямое обращение к человеку простить своих личных недругов, прекратить все злые мысли против них, перед тем как молиться о собственном прощении. Требования, которые Иисус Христос изложил в этой фразе, понятны, поэтому каждый человек, желающий, чтобы его молитвы достигли Божьего престола, должен им подчиниться. Однако значение этих требований имеет четко обозначенные пределы. Комментируя это, один христианский монах древности сказал, что человек должен жить в мире со всеми людьми, даже со своими врагами, но не с врагами Бога. Очевидно, что эти изречения, равно как и цитаты из Евангелия, не освобождают человека от обязанности обличать силы зла и противостоять им, разрушающим высшие духовные ценности. Понять, что это за силы, или распознать истинных врагов Господа — совсем другая проблема, которой мы затрагивать не будем. Достаточно упомянуть в этой связи что тот, кто искренне ищет истину, сможет их распознать. Интересно заметить, что высшая христианская добродетель — любовь — ни разу не упомянута в Молитве. В Евангелии наиболее часто встречается такое правило — люби своего врага. Однако в основном это правило людьми не выполняется; даже Сам Христос не всегда соблюдал его, если говорить о любви в ее современном значении. Хотя земная жизнь Иисуса Христа была ярчайшим примером смирения, кротости и всепрощения — вспомним, как Он на Голгофе молился о солдатах, распявших Его на кресте — у нас нет оснований говорить, например, что Христос уважал и любил первосвященников, настоящих своих врагов. И все-таки здесь нет места противоречию. Мне кажется, что любовь в том смысле, в каком она была упомянута в Евангелии, несколько отличается от современного понятия любви. В настоящее время любовь — это чувство и поэтому не может полностью подчиняться силе воли. Любовь в том евангельском значении означала в первую очередь количество доброты, проявленной одним человеком другому. В первую очередь это внутренний акт доброй воли, несомненно требуемый Христом от Его учеников, и конечно же, Им самим осуществляемый. Основная цель фразы — дать человеку понять, что от него требуется не только хорошее отношение к своим товарищам, но и лишить себя своих самых худших качеств. Это способствует так называемому процессу очищения нашей духовной атмосферы, — процессу, который большинство людей воспринимает довольно легкомысленно, хотя он имеет очень большое значение. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого О безграничной любви и доброй воле Создателя Молитвы ко всему человечеству уже давно известно, но я полагаю, что надо подчеркнуть то, что Спаситель видел души людей насквозь, а значит и знал не понаслышке о греховности человека. Беспомощность людей перед лицом искушения и слабости, одолевающие человека, подверженного искушению из-за определенных слабых черт его характера, принимаются Автором Молитвы как сами собой разумеющимися. Молитва не рассчитана на то, чтобы придать человеку храбрости и силы для сопротивления искушению. Человек просит лишь о том, чтобы его миновала эта опасность. Другими словами, как это ни странно звучит для многих современных людей, Молитва учит нас просить у Бога не храбрости и силы, чтобы выиграть бой, а молиться о том, чтобы этого боя избежать. Из трех суждений второй части Молитвы, это является наиболее загадочным, и, по моему мнению, затрагивает наиболее важные, равно как и наиболее драматичные стороны земного существования. Причина и источник величайших трагедий в жизни людей восходит к таинственным факторам, обсуждаемым в этих одиннадцати словах, как ни к чему другому. Это во многом противоречит нынешним материалистическим представлениям о жизни и истории, но тем не менее, наиболее близко к истине. Огромная сложность, связанная с полным пониманием этой части Молитвы Господней, ни в коей мере не ограничит Ее значение, до тех пор, пока мы веруем в Ее Создателя. Можно сказать проще: нас предупредили об опасности, проинформировали, что одни мы не справимся с абсолютным злом, с сатаной, и только Господь может нам помочь. Конечно же, человек должен прилагать значительные усилия, чтобы побороть искушение, но эти его усилия будут бесполезны, если он не призовет на помощь Бога. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь В трех Евангелиях, примерно в их начале, есть описания странного и таинственного события — искушения Иисуса Христа. Свидетелей этому не было, поэтому то, что описано в Евангелии, видимо было рассказано своим ученикам самим Христом, и это подтверждает огромную значимость этого события. Дьявол утверждал, что ему принадлежат все царства земные, их сила и слава. Однако Христос не стал дискутировать по этому вопросу, а лишь велел нам по окончании чтения Молитвы говорить в адрес Господа следующее: “Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки веков…” Вероятно и то, что важнейшие решения, которые Христос принял в то время, не только повлияли на дальнейшую Его жизнь на земле, но и на весь исторический путь человечества. Молитва Господня, созданная, чтобы помогать нам в нашей земной жизни, задумана ее Автором с той целью, чтобы руководить нами в процессе духовного рождения, процессе бурном и драматичном. Когда же этот процесс подойдет к концу — не только на Земле, но и, возможно, на других планетах Вселенной — задача Молитвы в целом будет считаться выполненной. Возможно, что и счастливые представители высшего уровня жизни, воспевая славу и мощь своего Создателя, будут по-прежнему использовать все те же три предложения Молитвы Господней, для которых нет преград ни во времени, ни в пространстве. http://www.pravmir.ru |