Илья Муромец в небе. 1914 г. И.И.Сикорский |
21.01.2011 г. |
Полеты "Русского Витязя" полностью подтвердили возможность создания тяжелых многомоторных самолетов, и свою заинтересованность в таких аппаратах проявило военное министерство. С августа 1913 г. на Русско-Балтийском вагонным заводе (РБВЗ) началась постройка прототипа нового четырехмоторного тяжелого аэроплана, который получил название в честь русского былинного богатыря "Илья Муромец" (оно стало общим названием для различных модификаций этой машины, строившейся на заводе с 1913 по 1917 г.). Самолет был готов в декабре 1913 г. и 10 числа совершен первый полет. В феврале 1914 года Сикорский поднял Илью Муромца в воздух с 16 пассажирами на борту. Во время этого памятного полета на борту находился еще один пассажир, любимец всего аэродрома — собака по кличке Шкалик. Этот необычный полет с многочисленными пассажирами был небывалым достижением. Полезная нагрузка во время этого полета над Санкт-Петербургом составляла 1300 кг. Следуя примеру Гранда, Илья Муромец совершил много полетов над имперской столицей и ее пригородами. Довольно часто Илья Муромец пролетал над городом на небольшой высоте — около 400 метров. Сикорский был настолько уверен в безопасности, которую обеспечивали несколько двигателей самолета, что не боялся летать на такой низкой высоте. В те дни, пилоты, которые пилотировали небольшие одномоторные самолеты, обычно избегали полетов над городом, особенно на небольшой высоте, потому что остановка двигателя в воздухе и неизбежная вынужденная посадка могли оказаться роковыми. Во время этих полетов, совершенных Ильей Муромцем, пассажиры могли сидеть с удобством в закрытой кабине и наблюдать величественные площади и бульвары Санкт-Петербурга. Каждый полет Ильи Муромца приводил к остановке всего транспорта, поскольку собирались целые толпы чтобы посмотреть на огромный самолет с его издающими сильный шум двигателями. 14 февраля 1915 г. в свой первый боевой полет поднялся воздушный корабль "Илья Муромец Киевский". Сильная облачность помешала выполнить задание, и он вернулся через 1 час 51 минуту. Так было положено начало боевого применения "Муромцев". Уже 15 февраля "Киевский" совершил успешный боевой полет по заданию штаба 1-й армии Северо-Западного фронта. Была поставлена задача выяснить существование переправ у Плоцка на реке Висла и разрушить их. Переправу обнаружено не было, но в тылу у противника было сброшено несколько бомб. 24 и 25 февраля "Киевский" вылетал из Яблонны для бомбардировки станции Вилленберг, на которую было сброшено свыше 160 пудов бомб. По донесению разведки "Муромец" произвел в городе и на станции следующие разрушения: "...разрушено станционное здание и пакгауз, 6 товарных вагонов и вагон коменданта, причем комендант ранен, в городе разрушено несколько домов, убито 2 офицера и 17 нижних чинов, 7 лошадей. В городе паника, жители в ясную погоду прячутся в погребах". Итак на деле было доказано выдающиеся качества воздушных кораблей: которые в умелых руках оказались мощным оружием. Способные проникать вглубь вражеской территории, "Муромцы" несли значительный бомбовый груз, вооружение и могли довольно точно с большой высоты поражать наземные цели. "Киевский" "натворил" немало великих дел в 1915 году, тем самым завоевав славу "Муромцам" на полях сражений. К июлю 1917 г. в Петрограде на Комендантском аэродроме был испытан новый тип корабля "Муромец" -243. Осенью 1917 г. новые корабли -236, 237, 238 и 243 отправили в Винницу, но они уже не успели принять участия в боях. С начала 1920 г. в Дивизионе Воздушных Кораблей ускоренными темпами шла достройка кораблей. К весне были собраны три "Муромца" (274, 284 и 283) и отремонтированы два боевых корабля, вернувшихся с Южного фронта (275). Всего же на Юго-Западном фронте корабли с 1 по 18 сентября 1920г. совершили 9 боевых полетов, в которых было сброшено около 106 пудов бомб, 12 пудов стрел и 3 пуда агитлитературы. Этот период боевой работы был самым активным в истории "Муромцев", служивших в Красной армии. Весной 1921 г. решением Советского правительства была открыта первая в РСФСР почтово-пассажирская авиалиния Москва-Харьков. Линию Москва-Харьков обслуживали два отряда "Муромцев". За 43 (по другим сведениям было совершено 76 рейсов) рейса, сделанных с 1 мая по 10 октября 1921 г. было перевезено 60 пассажиров и более 2 тонн грузов. Это было последнее использование знаменитого воздушного корабля И.И.Сикорского "Ильи Муромца". По материалам: http://www.airwar.ru; http://www.rossija.info |