Главная> Статьи > Разное > Александр Лаврентьевич Витберг (первый проект Храма Христа Спасителя в г. Москва)

Александр Лаврентьевич Витберг (первый проект Храма Христа Спасителя в г. Москва)

46607.jpeg
Александр Лаврентьевич Витберг (швед. Carl Magnus Witberg, 15 (26) января 1787—12 (24) января 1855) — российский художник и архитектор шведского происхождения, автор проекта храма Христа Спасителя в Москве(не завершен), Александро-Невского собора в Вятке. Академик Академии художеств. Член петербургской масонской ложи «Умирающий сфинкс». Близкий друг русского философа и революционера Александра Герцена. Крестник императора Александра I.

Карл Магнус Витберг родился 15 января 1787 года в Санкт-Петербурге в шведской семье. Его отец, Лоренц (на русский манер, Лаврентий) Витберг, мелкий буржуа, лакировщик, переехал с женой в Россию в 1779 году. Здесь он обосновался в столице и устроился на работу учителем в школе лейб-гвардии Преображенского полка.
Молодой Карл начинает обучение в Горном корпусе, но в 1802 году он поступает в Академию художеств. Здесь он знакомится с Александром Лабзиным, вице-президентом Академии, а позже вступает в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», Мастером стула которой являлся Лабзин. Витберг получает все малые и большие золотые и серебряные награды Академии. В том числе, в 1807 году он получает золотую медаль за программу «Три отрока». В этом же году Карл заканчивает Академию, но остаётся работать в ней «пансионером для вояжирования». В 1808 году он награждён золотой медалью за картину «Русская правда», в 1809 году — золотой медалью за картину «Андромаха, оплакивающая Гектора». После этого, Витберга назначают на должность помощника профессора Г. И. Угрюмова для обучения в натурном классе.
В 1813 году на время отпуска Витберг уезжает в Москву, где занимается исполнением виньеток и картин на события 1812 года. Здесь он пишет портреты особенно отличившихся в Отечественную войну, благодаря чему Карл знакомится со многими участниками тех событий. По совету князя Александра Голицына, бывшего в ту пору министром просвещения, Витберг начинает изучать зодчество.
В 1814 году был объявлен международный открытый конкурс на проект храма Христа Спасителя в Москве, задуманного Александром I ещё в 1812 году. Храм должен был увековечить великую победу русского народа в Отечественной войне, свои проекты на конкурс прислали многие видные архитекторы того времени. Из них император выбрал наиболее грандиозный, разработанным молодым Витбергом, никак не проявившим себя до этого в качестве архитектора. Он пригласил Карла к себе, и после презентации проекта храма сказал:
«Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлен какой-либо религиозной идеей, но я не ожидал получить какое- либо удовлетворение, не ждал, что бы кто - то был одушевлен ею и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные, Вы же заставили камни говорить».
Витберг, близкий к мистицизму ещё со времён участия в масонской ложе, создал необычный проект огромного (втрое больше нынешнего) храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Храм должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне, памятники монархам и видным полководцам. На строительство было выделено 16 миллионов казённых рублей, так же имелись значительные пожертвования от частных лиц.
078b090fa73a.jpg
Торжественная закладка храма прошла 12 октября 1817 года, в пятую годовщину ухода французов из Москвы, церемония обошлась в 24000 рублей. На ней лично присутствовал император Александр I. Местом для строительства были выбраны Воробьёвы горы. На открытие пришло около 400 000 москвичей (то есть, почти все жители столицы в ту пору). Для строительства были собраны 20000 подмосковных крепостных.
В 1818 году отец Витберга получает дворянство Российской империи[1], а Карл проходит крещение в православие. Крёстным отцом Витберга становится сам Александр I, в честь своего покровителя Карл Магнус нарекается православным именем Александр.
В последующие 7 лет строительство протекает вяло, а под конец и совсем останавливается. Выясняется, что миллион рублей из денег, выделенных на строительство, расхищен. После смерти Александра I, новым императором становится Николай I. По официальной версии, из-за ненадёжности почвы строительство храма остановлено. Руководители строительства, в том числе и Витберг, обвинены в растратах и хищениях и отданы под суд. Судебное разбирательство затянулось, в 1835 году суд постановил оштрафовать обвиняемых на миллион рублей. За злоупотребление доверием императора Витберг был сослан в Вятку.
Слухи о том, что в Вятку сослан великий архитектор, пошли за несколько дней до прибытия Витберга. И в один из ноябрьских дней только что приехавший Витберг уже совершал прогулку по городу с вятским губернатором Кириллом Тюфяевым. Вот как описывает в своём дневнике происходящее будущий ученик Витберга, известным портретист Дмитрий Чарушин: «Слышу лавочников разговор: «от реки по Спасской улице губернатор с архитектором Витбергом идёт». Я немедленно выскочил из лавки на галерею и вижу такого великого знаменитого человека, идущего посреди дороги. Приближаясь, поровнялись с лавками и шли, продолжая путь. Лавочники и народ раскланивались губернатору и великому архитектору. Кланялись и губернатор, и Витберг. Губернатор в чёрном пальто с тростью, а г. Витберг в пальто серого цвета, и фуражка серая же, и трость в левой руке. С выражением роста, осанкою и движением манеров, величием натуральным, природным, скромностью освещённым мне показался Александр Лаврентьевич...»
В Вятке Витбергу было запрещено работать на государственной службе. Всё его имущество конфисковали по решению суда, и вплоть до второй половины марта 1836 года, когда из Петербурга приехала его семья, Витберг жил в доме З. Х. Леушиной на Московской улице в компании с другим ссыльным, Александром Герценом, с которым успел познакомиться по прибытию в Вятку. После воссоединения с семьёй, Витберг вместе с Герценом и семейством Прасковьи Петровны Медведевой занимают пустовавший бесхозный особняк Жмакина — Тиминцова — Евсюкова на Спасской.

v2.jpgСмена обстановки плодотворно повлияла на Витберга, и он снова начинает заниматься творческой деятельностью. В этот период Витберг создаёт один из лучших портретов молодого Герцена. Вскоре губернатор предлагает Витбергу сделать проект портала и ограды парадной стороны Александровского сада, и Витберг прнимает предложение. Одновременно с ним проект был поручен и молодому губернскому архитектору А. Е. Тимофееву, оба проекта Тюфяев направляет на рассмотрение Министерства внутренних дел. Через 4 месяца приходит уведомление, что проекты рассмотрены главным управлением путей сообщения и публичных зданий, комиссия проектов и смет отдала предпочтение работе Витберга, но министр выразил сомнение, что в Вятке найдутся столь искусные мастера «дабы привести в действие означенные проекты». Министр порекомендовал выполнить типовую ограду по одному из «образцовых» проектов, но Тюфяев не принял рекомендаций петербургского начальства: «Построение будет производиться под руководством и наблюдением Витберга, и в искусных мастерах недостатка я не встречу». Убеждённость губернатора подействовала, проект был одобрен с поправкой, что ограда будет строиться без каменных столбов.
Дочь С. А. Арсеньева открыла известную московскую частную гимназию для девочек, находившуюся на Волхонке, ныне это дом № 17. До того в этом же доме раньше проживал знаменитый полицейский сыщик Н. П. Архаров, а потом, через много лет друг А. С. Пушкина известный поэт и герой Отечественной войны Денис Давыдов. Сыновья — Иван (род. в Москве 16.06.1818 г.) и Петр (ум. в Москве 1.08.1818 г., в возрасте 1 года, похоронен в Симоновом монастыре).

http://ru.wikipedia.org
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования