Главная> Храмы > Крестовоздвиженский храм (станица Звериноголовская, Курганская обл.)

Крестовоздвиженский храм (станица Звериноголовская, Курганская обл.)


При въезде в Звериноголовское, на развилке дорог, одна из которых ведет в Казахстан, установлен большой православный крест с надписью: «Господи, спаси и сохрани Россию». Охранный крест установлен Оренбургским казачьим войском в 2004 году, когда отмечался 250-летний юбилей станицы Звериноголовской. Казачья станица была военным форпостом России на восточных рубежах. Казаки верой и правдой служили Отечеству. Неотъемлемой частью казачьего образа жизни, духовной сутью его являлась православная вера. Всюду, где появлялись казачьи крепости и станицы, первым делом строились православные храмы.
Первоначально в крепости Звериноголовской было два храма. Первый, по данным, собранным курганским крае-ведом М.И. Хлызовым, это храм в честь святителя Николая. Деревянный храм был построен без единого гвоздя в середине XVIII столетия. Никольская церковь, перестроенная в XIX веке, достояла до 1958 года, но во времена хрущевских гонений на церковь была разобрана. В 2006 году на месте разрушенной Никольской церкви установлен памятный покаянный крест.
Второй, тоже деревянный, Крестовоздвиженский храм был перенесен из Бакланской крепости в 1752 году и простоял до середины XIX века. Казачья крепость нуждалась в большом каменном храме. На суммы, собранные по распоряжению и попечению оренбургского военного губернатора Петра Кирилловича Эссена, началось строительство нового каменного храма в честь Воздвижения Креста Господня. Первое богослужение в Крестовоздвиженском храме состоялось в 1826 году. В этом году храму 180 лет.
История Крестовоздвиженского храма – это история станицы Звериноголовской. Здесь крестили детей, венчались, воины-казаки получали благословение перед уходом на войны, которые вела Россия в XIX-XX веках. Среди станичников было немало кавалеров Георгиевских крестов.
30 июля 1891 года, совершая кругосветное путешествие, храм посетил цесаревич Николай (наследник престола, сын Александра III, будущий император России Николай II). В историческом очерке Бориса Карсонова «Путешествие цесаревича» («КиК», 3, 7 февраля 2004 г.) приводится свидетельство современника об этом событии: «В 11 часов 30 минут утра Его Высочество въехал в станицу Звериноголовское. Прямо с дороги цесаревич проследовал в каменную Крестовоздвиженскую церковь, где перед входом в ограду его встретило духовенство в полном облачении. Путь от ограды до Царских врат был устлан красным сукном. Его Высочество, приложившись ко кресту, вошел в храм. Священником, отцом Василием Инфантьевым, была совершена краткая лития и молебен о благополучии путешествия и прибытия гостя… После молебствия Августейший Атаман (почетное звание цесаревича – Д.Л.) приказал выдать 100 рублей на украшение Крестовоздвиженской церкви».
После революции храм чудесным образом уцелел. Правда, говорят, в 20-е годы была попытка его взорвать, но казаки храм отстояли. Богослужения в Крестовоздвиженской церкви продолжались до 1938 года – невероятный по тем временам срок. Затем в церкви было устроено зернохранилище. Иконы люди разбирали и хранили по домам. А часть икон, согласно некоторым свидетельствам, хранили в лесу в специально оборудованном месте. Вообще советский период истории храма в отличие от дореволюционного не имеет четких и ясных свидетельств. Это и понятно: люди боялись даже причислять себя к казакам, поскольку это грозило самыми тяжелыми последствиями.
Некоей загадкой остается и то, что в 1947 году в Крестовоздвиженском храме возобновились богослужения. Существует легенда, что кто-то из казаков, ушедших с белыми в Китай и осевших в Харбине, завещал большое пожертвование храму и направил в высокие инстанции прошение об открытии храма. Правда это или нет, но с 1947 года богослужения в храме не прерывались.
В наши дни храм переживает второе рождение. Мы приехали накануне престольного праздника храма – Воздвижения Креста Господня, который отмечался 27 сентября. Праздник этот совершается в память об удивительном событии, происшедшем в 326 году. Мать императора Константина Великого, Елена, посетила Святую землю с целью найти место погребения Иисуса Христа и тот Крест, на котором он был распят. После долгих поисков были раскопаны три креста, на которых были распяты Иисус Христос и двое разбойников. Чтобы узнать, на котором из них был распят Спаситель, каждый крест возложили на мертвеца, которого проносили мимо Голгофы на кладбище. Когда был возложен крест, на котором страдал Господь, мертвец ожил. Праздник Воздвижения Креста Господня – символ утверждения и силы христианства.
Накануне престольного праздника в храме и вокруг, на церковном дворе, шла большая уборка. Разговариваем с настоятелем храма протоиереем Владимиром Швидким. Несколько слов об отце Владимире. Выпускник Московской духовной семинарии, он приехал в Зауралье вместе с семьей из Чернигова. Сейчас в семье батюшки шестеро детей. Настоятелем Крестовоздвиженского храма он служит уже 14 лет. Отец Владимир говорит: «Сегодня мы бережно собираем сведения по истории нашего храма. С Божией помощью и молитвами казаков храм уцелел в самые лютые времена. Жизнь прихода продолжается. Особое внимание уделяем детям. В храме действует воскресная школа. Каждую среду перед Казанской иконой Божией Матери служим молебен о детях.
Мечтаем о восстановлении росписей храма, установлении новых колоколов. С Божией помощью все случится…»
Входим в храм. Он трехпридельный: центральный посвящен Воздвижению Креста Господня, два других придела – Святой Троице и святителю Николаю. В храме хранится список (копия) Табынской иконы Божией Матери – войсковой иконы Оренбургского казачьего войска. След подлинной чудотворной иконы, главной войсковой святыни, затерялся. Во время гражданской войны белые казаки, отступая, взяли икону с собой. Возможно, где-нибудь в Китае или Америке икона цела до сих пор. А в Звериноголовском в 2004 году, когда отмечалось 250-летие станицы, обнаружили доску, на которой была расписана неизвестная икона, – восстановить ее оказалось невозможно. Икона была жертвенной. В 1914 году, перед уходом на фронт, казаки пожертвовали икону Крестовоздвиженскому храму. Имена жертвователей хорошо сохранились на обратной стороне иконы. По решению совета атаманов, при помощи потомственного казака Сергея Кайдаша доска жертвенной иконы была расписана заново. Икона получилась удивительная. И сейчас она почитается как Табынская икона Божией Матери. А над ней расположена жертвенная икона Георгия Победоносца, которую казаки передали храму перед уходом на русско-японскую войну 1905 года. Живая история храма…
Крестовоздвиженскому храму – 180 лет. Но, кажется, время не тронуло его. Белым светом сияют стены храма, золотятся купола. Казачий храм на рубеже России.

Дмитрий Литвиненко.

http://kurgan.orthodoxy.ru

Фотографии Николая Павлова (г. Курган)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования