Главная> Творчество > "Воспоминания о Мастере". Мастерская маркетри «Махагони-Арт».(г.Уфа)

"Воспоминания о Мастере". Мастерская маркетри «Махагони-Арт».(г.Уфа)


Уфимский художник Евгений Михайлович Хоменко (1937–2009) родился 5 июля 1937 года в Минске в семье интеллигентов. Мать, Клавдия Александровна, была судьёй, отец, Михаил Евгеньевич, – инженером строителем. Когда маленькому Жене было четыре года, началась война. Умерла мама. Женя попал в детский дом, голодал. После войны отец разыскал своих детей и уехал с ними по распределению в Башкирию восстанавливать мукомольную промышленность. В 1955 году поступил в Пензенское художественное училище, хотя конкурс был 18–20 человек на место. После окончания училища в 1963 году Евгений Михайлович приехал в Уфу и начал преподавать в художественной школе № 1, в которой проработал до 1990 года. Он прививал своим ученикам любовь прекрасному, многие их них стали известными художниками.
Евгений Михайлович и сам много работал в своей мастерской, писал картины, темы которых подсказывала сама природа. В его полотнах чувствуется любовь к родному краю – верховья Караидели, Павловка, Бурзянский район. Писал он и промышленные пейзажи, занимался линогравюрой. В 1991 году Евгения Михайловича пригласили на Уфимский мебельный комбинат художником-дизайнером, где он проработал до 1997 года. Здесь он выполнял эскизы маркетри для украшения мебели, эскизы для небольших сувениров с изображением пейзажей и натюрмортов и сам выполнял первые образцы для производства. Шпон оживал в его руках, превращаясь в прекрасные работы. Это занятие настолько увлекло его, что, забыв про живопись, он занялся декоративным искусством – маркетри. Его неиссякаемому таланту и бурному темпераменту были тесны производственные рамки сувенирного цеха, и он искал свой стиль в этом виде искусства.
Евгений Михайлович развил существовавшие в маркетри направления: пейзаж, натюрморт, портрет. Прекрасно разбираясь в стилизации изображения, он привнёс в свои работы приёмы живописи: светотеневое решение объёмов, реалистичное изображение предметов и наполнил работы сюжетным содержанием.
В 1997 году Евгений Михайлович вновь вернулся к педагогической деятельности. Он преподавал в уфимских профессиональных лицеях № 155 и 64, где вёл занятия по технике маркетри. На его уроках не было безразличных учащихся, он умел увлечь их своим делом, так как сам очень любил его. Он участвовал с ребятами в многочисленных смотрах конкурсах: «Мастер», «Золотые руки», «Деревянное чудо», занимая первые места.
Процесс создания маркетри очень трудоёмок и длителен. Евгению Михайловичу хотелось иметь последователя, которому он мог бы передать свой творческий опыт и секреты мастерства. И в 1995 году в мастерской у него появился ученик и последователь Вячеслав Асеев, который продолжил его дело.
Работу «Золотое кольцо» я считаю одной из лучших в творчестве Евгения Михайловича. Это обобщённый образ России с берёзами, церквями над рекой. Русь во все века была деревянной. Из дерева строили дома, церкви, делали иконы. Густые леса и полноводные реки окружали людей. Содержание и материал работы сочетаются очень органично, и в этом заключается высочайшее мастерство Евгения Михайловича.
Триптих «Русь уходящая»– сюжетная работа. Коллеги упрекали Евгения Михайловича за то, что он перенёс приёмы живописи в маркетри. По сути, это живопись в шпоне. Но в этом и состоит смысл творческого поиска художника – ему тесно в рамках установленных правил, и он их нарушает, намечая новые пути в искусстве. Триптих имеет эпическое содержание. Это обобщённый образ Руси с церквями, пасущимися лошадьми и стогами на берегу реки, со снежными и морозными зимами. Центральная часть триптиха составляет 250 см по большой стороне. Сколько же труда вложил в эту работу Мастер!
Евгений Михайлович работал в жанре портрета в технике маркетри. В постперестроечный период он выполнял портреты вождей и политических деятелей, стремясь придать им положительные характеристики. Он искал образ положительного героя. Работая в этом направлении, он в конечном счёте пришёл к образу Христа, который занимает особое место в его творчестве. Евгений Михайлович выполнил три лика Иисуса. Два из них подарил Симеоно-Верхотурскому храму. Резную раму для третьего лика Христа выполнил ученик Евгения Михайловича Вячеслав Асеев. Символичен и уход из жизни Евгения Михайловича. 22 августа 2009 года он работал в своей мастерской над четвёртым ликом Иисуса, почти набрал всё изображение, так называемую «рубашку», и радовался, что всё получается удачно. В творческом процессе он находил душевное равновесие и планировал на следующий день продолжить работу. Ничего не предвещало беды. Но утром 23 августа 2009 года сердце Мастера перестало биться, будто работая над образом Бога, он готовился к встрече с ним. Ушёл из жизни Мастер Евгений Михайлович Хоменко. Его творческое наследие – живописные холсты, линогравюры и, конечно, работы в технике маркетри. Остался ученик и последователь Вячеслав Асеев, который продолжает осуществлять то, что было задумано вместе с Евгением Михайловичем.

МУСТАЕВ Р.Х.
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования