В одном из тихих уголков Великого Новгорода, на перекрестке улиц Никольской и Знаменской, расположился храм святого апостола Филиппа и святителя Николая, снискавший интерес паломников и туристов, любовь многих православных жителей города не только из-за имеющихся редчайших архитектурных особенностей и уникальности настенной росписи, но и благодаря своей истории, богатству духовных традиций.
Впервые упомянутый, как построенный из дерева в 1194 году жителями улицы Нутной в благодарность Богу за избавление города от пожаров, неоднократно перестраиваемый и отстраиваемый заново, воссозданный в 1978 году в формах XVI века, храм святого апостола Филиппа и святителя Николая, напоминающий со стороны корабль с полными парусами, продолжает оставаться частью Большого Ковчега Спасения – Православной Церкви. Являвшийся на протяжении 30 лет кафедральным и единственным действующим в Новгороде, храм святого апостола Филиппа и в настоящее время имеет немаловажное значение в окормлении православных христиан, воспитании подрастающего поколения на основах христианских ценностей, духовном просвещении общества, чему способствуют давние традиции и преемственность поколений прихода.
Древний Новгород, сооруженный из дерева, горел весьма часто. Если посмотреть новгородские летописи, то упоминания о пожарах мелькают на каждой странице, поэтому участь пострадать от пожара не миновала и деревянный храм св. ап. Филиппа.
Каменный храм был заложен в 1383 году. Сооружался храм несколько дольше, чем деревянный, и его освящение произошло осенью следующего года, после полного завершения работ. Освятил церковь архиепископ Алексий.
Основателями каменной церкви апостола Филиппа Третья Новгородская летопись называет посадников Радислава Даниловича, Устина да Филиппа. В другом рукописном сборнике ХVII века строителями этой церкви в 1383 году называются те же имена, но уже уличанами улицы Нутной. И это вернее, поскольку историки доказали, что посадников с такими именами в Новгороде не было. В любом случае нам не очень важно, были ли они посадниками или сапожниками, главное - нам известны имена одних из первых ревнителей православной веры, которые посчитали долгом и честью своей поставить церковь на южной окраине города.
Сообщая о сооружении каменной церкви во имя апостола Филиппа в 1383 году, летописец ни слова не сказал о церкви Николая. Тем не менее, историки обнаружили, что в Писцовых книгах конца ХV века и в челобитной царю Алексею Михайловичу указываются церкви Филиппа и Николая со своими прихожанами, своими священнослужителями и земельными владениями. Эти церкви поставлены в 1383 году Никольский придел церкви апостола Филиппа упоминается и в "Семисоборной росписи" ХV века.
Расположение придельной церкви Николы в документах не указывалось. Его обнаружили уже современные археологи во время раскопок у средней части северной стены церкви Филиппа: под кирпичным полом ХVI века они нашли остатки стен небольшой пристройки, выложенных "вперевязь" с кладкой 1383 года. Техника кладки и материал (красный ракушечник на известковом растворе) относятся к ХIV веку Размеры и пропорции обнаруженного придела очень похожи на северные пристройки церквей того же ХIV века - Спаса на Ковалёве и Успения на Болотове. Но для отдельной церкви такая пристройка мала: 3,7х 6. Вполне вероятно, что по соседству с церковью Филиппа существовал самостоятельный деревянный храм, но он то ли обветшал, то ли сгорел. И прихожане Филипповской церкви уступили Никольский придел пострадавшим соседям, а во время капитальной перестройки церкви Филиппа в ХVI веке была сооружена и церковь Николая.
Раскопки показали, что перестройки были вызваны не разрушениями или пожарами, а житейской необходимостью: оба здания существенно обветшали и стали угрожать обвалами Они были разобраны и отстроены заново. Историки предполагают, что прихожане решили расширить свои храмы, соорудить в них подцерковье для хранения ценного имущества. Это подтверждается и тем, что большинство храмов, возведённых в Новгороде в ХVI веке, имеют подобные помещения - удобные и прочные хранилища.
В 1527 году церковь апостола Филиппа поднялась "на старой основе", но с северной её стороны вместо маленького придела строится двухэтажная церковь Николая, равная основному храму по длине и высоте, но неширокая. На втором этаже церкви Филиппа сооружаются хоры (полати), а в их юго-западном помещении - придел Воскресения Христова. Весь нижний этаж (подцерковье) предназначался под хранилище.
Обе церкви на втором этаже разделялись глухой стеной, но в подцерковье в смежной стене был сооружён проём, двери в котором запирались на засовы с обеих сторон. Во время изысканий 1962 года в подцерковье были обнаружены каменные перегородки от "чуланов", на которые разделялось церковное хранилище.
До начала ХVП века церкви Филиппа и Николая, не смотря на общую смежную стену, имели юридическую самостоятельность и своих прихожан. Это положение изменило всеобщее бедствие - страшный "мор" (чума) 1606-1607 годов, который унёс жизни тысячей новгородцев. Город обезлюдел, опустели приходы. Тогда-то оставшиеся прихожане обеих церквей и решили объединиться в один приход.
Приняв решение объединить приходы, уличане пробили в смежной стене дверь: "И двери из Филиппа апостола в Николая Чудотворца в храм сделаша новые". Тогда же на собранные пожертвования были позолочены царские врата, переделаны большие подсвечники и паникадило. Пономарь Филипповской церкви Григорий Семёнов завещал по смерти своему храму 40 рублей, на которые и были покрыты "наново оба храма" - Филиппа апостола и Николая Чудотворца.
В годы шведской интервенции церкви Филиппа и Николая были значительно разорены. Как зафиксировал летописец ХVII века, в обоих храмах "пусто и без пения было много время, и каменное строение всё обветшало, будучи без кровли, от дождей". Несмотря на этот ущерб, в церкви апостола Филиппа уцелел резной позолоченный иконостас с 70-ю иконами, у которых 44 венца (оклада) "серебряных, сканных и басменных с каменьями", некоторая церковная утварь и 48 книг.
Отремонтировать церкви удалось лишь к середине ХVII века. В1653 году жители Нутной и Бардовой улиц приобрели для храма 4 небольших колокола "ради поминовения своих родителей". В это время, вероятно, сооружалась и новая большая деревянная колокольня взамен старой:"У церкви колокольня деревянная на осьми столпах шатровая, а на тое колокольни колоколов 5. Большой колокол весом 70 пуд. Да два колокола красных весом 61 пуд. Да два колокола зазвонных маленьких весом оба 4 пуда".
В 70-х годах ХVII века обе церкви были укреплены новыми железными связями, кровли вновь покрыли тёсом, главы - "белым железом". Кровлю на церквях "подняли", что увеличило уклон. Снаружи и внутри здания отштукатурили и побелили. Полати в Никольской церкви над западной её частью были продлены над всем храмом. Церковь превратилась в трёхэтажную. На третьем уровне разместили придел во имя Троицы
В течение ХVII века в церквях регулярно проходили подновления, ремонты, незначительные переделки. Более значительные перестройки произведены в ХVIII и первой четверти ХIХ веков. Деревянную паперть и колокольню заменили новыми - каменными, которые простояли до наших дней. Клеймо на металлической связи в колокольне сообщило дату этих работ -1735 год.
Во время строительства колокольни в западной стене Никольского храма была сооружена внутристенная лестница, разобраны своды, а новые поднялись на другом уровне, крыша стала односкатной. Тогда же была перестроена и Филипповская церковь. Её кровля стала четырёхскатной. Оконные проёмы строители растесали и переделали их на более широкие с арочной перемычкой. Стены, своды и столпы украсились живописью.
После различных перестроек в стенах церквей появились трещины. Чтобы укрепить здания, были построены контрфорсы, один из которых сохранился до наших дней.
В 1855 году в церкви апостола Филиппа случился очередной ремонт. Храм стали обогревать три железных печи нового устройства, наружные стены заново побелены известью. Средства на эти подновления храма предоставили новгородский купец Иван Балахонцев и церковный староста Алексей Петрович Зимин.
Обе церкви в ХIХ веке имели уже пять престолов: главный - святого апостола Филиппа, на северной стороне - Живоначальной Троицы, на хорах - Воскресения, в западной паперти - во имя Господа Вседержителя, в первом этаже - во имя Святителя Христова и Чудотворца Николая.
К концу ХIХ столетия пристроенная церковь Николая Чудотворца замене об-ветшала, поэтому в 1898 году её пришлось разобрать. Церковь апостола Филиппа осталась без своей опоры на долгие семьдесят пять лет.
РУКА МАСТЕРА
Все ли прихожане рассмотрели живопись на стенах церкви апостола Филиппа? Поднимают ли они головы, чтобы глянуть в купол барабана? А живопись, которая окружает нас, является подлинным достоянием храма.
Художники-реставраторы, которые в 1962 году занялись спешной реставрацией церкви (её надо было срочно передать верующим), определили, что основная часть изображения Спаса Вседержителя (кроме отреставрированного участка) относится к ХVI веку. Живопись нанесена на первоначальную известковую штукатурку, укреплённую металлическими кляммерами (гвоздями с широкими шляпками).
Несмотря на современную "штопку", образ Спасителя сохранил черты древнерусского искусства.
Остальная же роспись храма на сводах, стенах, столпах и в интерьере выполнена двумя веками позднее. Стоит внимательнее в неё вглядеться, и вы сразу почувствуете, что творил её настоящий художник, мастер живописных дел. Манера его письма реалистичная. Искусствоведы предполагают, что расписал церковь Филиппа знаменитый русский художник, декоратор и монументалист Петровского времени Андрей Меркурьевич Матвеев или его ближайшие ученики. Сам он считается первым и лучшим живописцем начала ХVIII века, прошёл в Голландии школу западноевропейского мастерства и стал основоположником русского реализма.
Ему была доверена большая артель живописцев, иконописцев, монументалистов, которая стала художественной школой и влияла на национальное искусство. А.М.Матвеев со своей артелью расписывал дворцы Санкт-Петербурга и его окрестностей. К сожалению, эти монументальные работы практически не сохранились.
Помимо предположения об авторстве А.М. Матвеева существует и другое - о новгородском происхождении самого художника и его принадлежности к приходу Филипповской церкви. Эти два предположения ждут своих внимательных исследователей.
Какие же сюжеты из Священного Писания оставил нам пока неустановленный художник?
Начнём описание с алтарных стен, которые прихожане практически не видят. Роспись стен посвящена Страстям Господним. В конхе апсиды (полукупол над выпуклой частью восточной стены алтаря) изображены Бог Савоаф и Тайная вечеря. По сторонам от окна расположены сцены "Умовение ног" и "Снятие Спасителя с Креста". На стенах апсиды образы Святого Николая Чудотворца Мирликийского и Иоанна Златоуста. Над окном жертвенника - сюжет "Моление о чаше", а в Дьяконнике -"Заключение Иисуса Христа в темницу". На восточных столбах можно увидеть новгородских архиепископов Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна, Григория, Моисея и Никиту.
В простенках между окнами барабана парят четыре архангела, в парусах (сферических треугольниках, обеспечивающих переход от прямоугольных стен к окружности купола или барабана) художник разместил евангелистов. На сводах храма изображены ангелы, поклоняющиеся Божией Матери с Младенцем Христом на руках, над хорами - Воскресший Христос с Крестом.
На западных столпах вы видите Страдания Святого апостола Филиппа, на се-верной стене изображена Святая Троица, ниже которой - Распятие апостола Филиппа. На южной стене художник написал один из радостных сюжетов Писания - Благовещение. На своде под приделом Воскресения он изобразил в медальонах святителей Нила Столбенского и Александра Свирского, судьба которых была связана с древней новгородской землёй.
Это лишь основные сюжеты настенной живописи церкви апостола Филиппа. Всем, кто интересуется более подробными архитектурными и живописными сведениями о храме, рекомендуем прочесть книгу Н.Н.Кузьминой "Церковь Св. Филиппа апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице в Великом Новгороде"
ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Морозным днём 20 января1944 года в Новгород вошли части Красной Армии. Освобождённый от фашистских захватчиков город лежал в развалинах. Специалисты установили, что уцелело всего 40 коробок, т.е. от домов остались стены, которые можно было восстановить в непродолжительное время. Пострадали от обстрелов и бомбёжек и новгородские храмы, хотя и в разной степени. Страшные разрушения миновали небольшой храм апостола Филиппа на южной окраине Торговой стороны. Однако фашисты устроили в храме наблюдательный пункт и огневую точку. Для этого в куполе они пробили отверстие. От попадания снарядов в алтарной стене и в верхней части северной появились трещины и пробоины. Эти прорехи быстро залатали, и храм превратили в склад областного управления связи. Почти семнадцать лет прослужил он хранилищем оборудования и материалов.
Наступили 60-е годы ХХ-го столетия - пора нового атеистического похода на Православную церковь. В Новгороде в то время действовал лишь один храм - Никольский собор на Ярославовом Дворище, который был освящён 25 ноября 1945 года. Все эти годы собор был центром христианской жизни в городе, но и он стал мешать воинствующим атеистам.
31 января 1961 года областное управление культуры и Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник с одобрения обкома КПСС возбудил ходатайство о выселении из здания Никольского собора религиозной общины православной церкви, предоставив ей другое здание.
Сперва предложили Знаменский собор, но тот нуждался в большом капитальном ремонте. Церкви на Мячине в Воскресенской слободе и на Петровском кладбище также не устраивали общину. 7 декабря 1961 года Новгородский горисполком принял решение об изъятии у верующих кафедрального Никольского собора с предоставлением им церкви апостола Филиппа. Она соответствовала требованиям советских чиновников: удалена от центра, небольшая по размерам и находилась в неплохом состоянии. Собор предписывалось освободить в течение трёх месяцев. Управлению свя-зи давался месяц на вывозку имущества из Филипловского храма.
В мае 1962 года Новгородская реставрационная мастерская получила сверхплановое задание: в кратчайшие сроки отремонтировать церковь апостола Филиппа. Реставратор-художник В.М.Чехонадский составил смету внутренних восстановительных работ. Прежде всего, требовалось укрепить отстающий штукатурный слой, заделать трещины, расчистить сохранившуюся масляную живопись на стенах.
Ремонт самого здания уложился в три месяца. Были восстановлены древние порталы первого этажа, избавилась от мусора каменная лестница в западной стене, исчезли трещины. С северной стороны поднялось каменное крыльцо, опорой которого стали остатки древних пилонов (больших опорных столбов) приделов ХVI века. Фасады храма и внутренние стены подцерковья были отштукатурены.
Всеми работами руководила молодой реставратор-архитектор мастерской Нинель Николаевна Кузьмина. Тогда она ещё не предполагала, что судьба накрепко соединит её с Филипповской церковью.
Освящение храма состоялось утром 28 сентября 1962 года. Совершил его архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов) У особо почитаемой Старорусской иконы Божией Матери поместили главную святыню - гробницу с мощами Новгородского епископа Никиты. Затеплились лампады, загорелись свечи, повеяло ладаном, зазвучали молитвы. В храме возродилась духовная жизнь.
В те трудные 60-70-е годы притч Филипповского храма часто менялся. Причин для непостоянства было много - внутренних и внешних, связанных с претензиями уполномоченных. В архивных документах сохранилось множество имён: священники Николай Антонович Кузьмин (годы служения 1969-1972), Александр Иванович Карягин (1971-1972), Степан Михайлович Потек (1972) Пётр Петрович Калашников (1975-1976) Георгий Петрович Латушко (1977), а также дьяконы Фёдор Павлович Войтко (1968-1973), Валерий Борисович Назаренко (1968-1969), Эдуард Алексеевич Новиков (1969), Борис Кириллович Бузмаков (1970 -1971), Виктор Алексеевич Петернёв (1972).
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЦЕРКВИ НИКОЛАЯ
В 1972 году Новгородская епархия провела в храме небольшой ремонт: была заменена кровля, заделаны трещины. С южной стороны появилось деревянное крыльцо. В нижнем этаже сооружён придел Всех Новгородских Святых. Для его иконостаса несколько икон написал архиепископ Сергий. В храме появилось центральное отопление. Художники-реставраторы поновили уцелевшую живопись на стенах, сводах и столбах.
Несмотря на все старания храм "трещал по швам" и не только от переполненности молящимися, но и от отсутствия существовавшей когда-то подпоры в виде церкви Святителя Николая. На стенах церкви Филиппа в 60-е годы явно обозначились трещины, северная стена стала отклоняться на север.
Поскольку храм являлся (и является!) архитектурным памятником начала ХVI века, постольку он находится под присмотром архитекторов-реставраторов. Спасением сооружения могла стать воссозданная церковь святителя Николая, чьи следы хорошо просматривались: контуры сводов, перекрывающих 1 и 2 этажи, остатки лопа-ток (вертикальных, плоских и узких выступов на стене), голосники, ниши, очертания фундамента.
Однако осуществить этот смелый замысел было нелегко: по существу это означало, что придется сооружать новый храм, который, несомненно, станет действующим в одной связи с церковью Филиппа. И это в то время, когда по всей стране старательно закрываются церкви!
Но памятник оказался под угрозой. Представители епархии стали настойчиво обращаться в управление культуры и другие организации с просьбами принять меры. Управление культуры поручило Новгородской реставрационной мастерской тщательно обследовать памятник и предложить меры к его спасению.
В марте 1969 года реставрационное задание на упрочение церкви апостола Филиппа с восстановлением Никольского придела было согласовано с Госинспекцией. Руководитель мастерской Ромуальд Феликсович Шафрановский решил поручить этот объект молодому, но уже в меру опытному архитектору-реставратору Нинель Кузьминой. Объяснялся такой выбор и реалиями советской жизни: известные реставраторы, мастера своего дела Л.Е Красноречьев и Г.М.Штендер были коммунистами. Разве могли они работать "на действующей церкви"?
К тому же беспартийная Нинель Николаевна уже знала этот объект по предыдущей мини-реставрации 1962 года. Началась огромная изыскательская работа, необходимая для составления плана реставрации памятника. Как вспоминает Н.Н.Кузьмина, в 1969 -1970-х годах она провела натурные исследования с помощью зондажей и шурфов, архитектурно-археологические обмеры. Много времени заняли историко-архивные исследования. Выяснить предстояло многое: как выглядел памятник первоначально? Какие изменения происходили в нём в течение нескольких веков?
Всесторонние изыскания значительно углубили и даже изменили представление о памятнике. Например, сотрудник мастерской А.Замалеев в Государственной Публичной библиотеке обнаружил и прочитал неизвестную до того времени рукопись ХУП века -"Святой апостол Филипп в Нутной улице". В ней сообщалось о перестройках ХУП века и событиях более раннего периода, о которых современные исследователи даже не предполагали.
Натурные исследования помогли более точно и подробно представить облик существовавшего когда-то Никольского храма. Оказалось, что строение было одной высоты с церковью ап. Филиппа, над ним поднимались две главы на каменных барабанах: большая - над храмом Св. Николая, малая - над Троицким приделом. Потом из-под завалов были высвобождены фундаменты с остатками стен церкви Св. Николая. И тут выяснилось, что они были выложены в перевязь со стенами церкви ап. Филиппа и даже из одних и тех же материалов.
Изучив собранный материал, специалисты сделали вывод, что именно утрата Никольского храма повлияла на последующее разрушение Филипповской церкви, поскольку Никольский придел был для неё опорой (контрфорсом). Без церкви Николая соседний храм долго простоять не сможет, убедилась Нинель Кузьмина и разработала проект реставрации памятника в формах ХVII века с воссозданием Никольской церкви. Было запланировано сохранить поздние пристройки и колокольню.
Реставрационный совет мастерской единодушно одобрил представленный проект. Однако в июне 1972 года Министерство культуры РСФСР этот проект откло-нило. Один из опытнейших мастеров реставрации архитектор А.В.Воробьёв утешил молодого разработчика: "Что ты ревёшь? Это же не последний твой памятник! Будут и ещё! А сейчас этот нельзя, не понимаешь, что ли?"
Прошло ещё несколько лет, пока за осуществление проекта не взялся сам митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. Он стал настойчиво и неутомимо обращаться во все, даже самые высокие инстанции, доказывая необходимость спасения памятника на основе разработанного проекта.
В 1977 году проект Н.Н.Кузьминой снова был представлен в Госинспеекцию и был утверждён полностью - с воссозданием церкви Св. Николая. Теперь наступил черёд рабочей документации, над которой архитекторы-реставраторы трудились самозабвенно. Уже в ноябре того же 1977 года митрополит Никодим благословил реставрационно-восстановительные работы, финансировала которые Новгородская епархия.
Рабочих найти оказалось трудно. Вольных каменщиков в те годы быть не могло, многие соглашались трудиться лишь вечерами, после основной работы. Тем не менее, дело спорилось. После усиления фундаментов на них вскоре поднялись стены Никольской церкви со сводчатым перекрытием. Появились деревянные хоры, поднялся каменный световой барабан с главой, крытой деревянным лемехом. Основной объём новостройки покрыли медной кровлей. Воссоздали большинство деталей древнего украшения храма. Необычная по тем временам, стройка шла быстрыми темпами, аккуратно и точно. Чувствовалось, что люди работали с осознанием важности своего дела.
Уже через год, 13 декабря 1978 года, Никольский храм был освящен. К сожа-лению, эту торжественную службу провёл уже другой митрополит - Антоний, сменивший скоропостижно скончавшегося в том же году владыку Никодима.
Пока прихожане обживали новый храм, реставраторы занялись Филипповской церковью. Они сумели вскрыть остатки древних окон в барабане и стенах, после чего откорректировали проект. Следовало разобрать позднюю существовавшую главу и восстановить более древнюю в первоначальной форме с лемеховым покрытием. В барабане и стенах четверика (основного корпуса храма) появились, как в давние времена, окна. Были восстановлены палаточное завершение стен, деревянные крыльцы, внутренние связи. Засверкала над храмом медная кровля. Архитекторы-реставраторы с Божией помощью и при людской поддержке сумели в короткий срок воссоздать храмы Св. Николая и ап. Филиппа в их первоначальных формах ХVI века, в подлинных новгородских традициях.
НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ ЖИЗНЬ
Никольская церковь совместно с Филипповской увеличила внутренние пространство храма. Поток прихожан заметно увеличился. Службы теперь можно было совершать в нескольких помещениях на двух этажах, пришлось увеличить и притч. К концу 80-х годов в церкви ап. Филиппа служили опытные и грамотные священники. Пять из них закончили Ленинградскую Духовную Академию со званием кандидата богословия: настоятель храма протоирей А.И.Малинин и секретарь епархиального управления протоирей М.М.Елагин, игумен Агафангел (Н.А.Догадин), священник Амвросий (А.Г.Джиган) и дьякон М.В.Зимогоров.
Богослужения сопровождались пением церковного хора, в котором состояло 13 человек Регентом была Н.Н.Исакова, вторым регентом - С.А.Малинин. Старостой приходской общины в конце 80-х годов прихожане избрали Нинель Сергеевну Ульянову, её помощником - Марию Афанасьевну Соловьёву.
На долю этих людей выпала почётная и ответственная обязанность - принять под сводами храмов сотни богомольцев, прибывших в Новгород на празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 году. Готовилась к этому празднику вся страна. Решено было совместить христианский юбилей с традиционным праздником Славянской письменности и культуры. Центром этого праздника стал Новгород.
В дни торжеств город заполнили многочисленные делегации учёных, писателей, артистов, деятелей искусств. Прибыли делегации духовенства, как от Московской патриархии, так и от других Православных церквей. Почётными гостями праздника стали митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.
В день открытия праздника, 14 июня 1988 года, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий отслужил Божественную литургию в церкви апостола Филиппа при огромном стечении народа. Заполнены были не только помещения храмов, но и дворовая территория. В тот же день состоялось торжественное собрание духовенства области, на которое прибыло 154 человека, включая членов церковных советов и старост общин. 15-17 июня во всех церквях епархии прошли праздничные молебны.
Торжества в честь 1000-летия Крещения Руси ощутимо воздействовали на сознание людей. В то время, когда советские власти всё ещё пытались сопротивляться тенденции возвращения к вере, люди делали свой выбор самостоятельно. Прежде всего, заметно выросло число крещения детей и взрослых. В Новгороде, в Филипповской церкви в 1988 году было зарегистрировано 2343 крещения, а в 1999 уже 4501, из них 1040 - взрослые люди.
С 30 июня по 2 июля 1990 года Новгород посетил только что избранный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он прибыл попрощаться со своей бывшей епархией, со своей паствой. Патриарх совершил богослужения в Филипповской церкви и в Вяжищском монастыре, возвращённом Православной церкви годом раньше. По возвращении из поездки Патриарха Алексия II вместе на заседании Священного Синода Русской Православной церкви 20 июля 1990 года принят Указ о возрождении старейшей в России Новгородской епархии. В этом решении сказалось и уважение к старейшей святительской кафедре.
На возрождённую кафедру был назначен епископ Лев (Церпицкий) с титулом Новгородский и Старорусский, как испокон веку водилось в Новгороде, и в середине августа в Филипповскую церковь вошел новый новгородский владыка.
ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
В наше время церковь апостола Филиппа по-прежнему пользуется любовью и почитанием прихожан. Они приходят на богослужения не только с Торговой стороны, но и с Софийской, и из Западного микрорайона. Прежняя привязанность, как первая любовь, влечёт людей к высокому крыльцу Филипповского храма, к его святыням. Среди них - древние иконы. В Филипповской церкви в западном притворе на втором этаже находится образ Николая Чудотворца с житийными клеймами XVII века, в самом храме - Коневская икона Божией Матери XVIII века, пророка Илии в пустыне XVIII- нач. ХIX веков, образ Николая Можайского ХVII- нач. ХVIII веков.
14 августа 1991 года, пятая сессия областного Совета передала Софийский собор Русской Православной Церкви. 15-16 августа состоялись торжества, на которые прибыли представители министерств и большой сонм духовенства. Чин освящения собора совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, в сослужении многих архиереев. Сияние радуги над золотым куполом Софийского собора в момент его освящения стало предвестником грядущих перемен.
Успения Богоматери ХУШ века, образ Богоматери Тихвинской в киоте ХIХ века, в храме святителя Николая вас первой встречает огромная копия Старорусской иконы Божией Матери (2,7х2,0м). Её написали в 1916 году художники из мастерской Н.Е Сидорова. В храме находится икона Николая Чудотворца в житии с 12-ю клеймами конца ХVIII века, Богоматерь Казанская ХIХ века. Их собирали по всей округе для открывавшегося в ноябре 1945 года Никольского собора. После его закрытия иконы переместились вместе с прихожанами в Филипповскую церковь.
В обоих храмах есть замечательные иконы, написанные монахами на святой горе Афон и доставленные в Новгород городскими паломниками. Случилось это еще до Октябрьских событий 1917 года. Иконы, судя по всему, сначала хранились в семьях, а потом уже следующие владельцы передали их церкви.
В Никольском храме под сенью расположена икона святителя Пантелеймона с частицей его мощей в серебряной лжице. На южной стене Филипповского храма, ближе к солее размещена большая икона Божией Матери с младенцем. Надпись на обратной стороне свидетельствует, что образ написан в афонском монастыре Ватопед. Обе иконы заметно отличаются от новгородских: линией рисунка, красками. Они привлекают к себе сотни молящихся.
Савинова Ирина Дмитриевна (г. Великий Новгород)
Фотографии Светланы Комковой (г. Уфа)
|