Главная> Статьи > Разное > Памятник «Тысячелетие России» (г. Великий Новгород)

Памятник «Тысячелетие России» (г. Великий Новгород)


8 сентября 1862 года в Новгороде состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие России», в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь.
Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

Идея открытия памятника принадлежала Александру II и была поддержана историками. Памятник «Тысячелетию России» решили установить именно в Новгороде, признавая тем самым его ключевую роль в создании Российского государства.
На церемонии присутствовали император Александр II с наследником и члены Императорского дома. Тогда на несколько дней Новгород вновь стал центром политической жизни России, ее столицей. Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России». Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м). Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружность горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес всего памятника — 10000 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны (шар-держава — 400 пудов; колоссальных фигур — 150 пудов; крест на шаре — 28 пудов). Всего памятник содержит 129 человеческих фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня: Военные люди 1.Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862». 2.Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определенную часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определенных рубежей: 1.Призвание варягов на Русь (862 год): фигуры — первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370»), в звериной шкуре, наброшенной на плечи, и языческий бог Велес (обращены на юг, к Киеву) 2.Крещение Руси (988—989 годы): князь Владимир Святой в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребенка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг) 3.Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопер, попирает ногой побежденного татарского мурзу (обращены на восток, к Москве) 4.Основание самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти — бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом (обращены на восток) 5.Начало династии Романовых (1613 год): Михаил Федорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Козьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр. На заднем плане фигура сибиряка — символ грядущего освоения Сибири. 6.Образование Российской империи (1721 год): Пётр I в порфире, увенчанного лавровым венком со скипетром в правой руке I и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя (обращены на север, к Петербургу) 3.В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены в хронологическом порядке. Фриз делится на четыре раздела: 1.«Просветители» (31 фигура): начинается с юго-западной стороны под фигурой великого Владимира Святого, представлены Кирилл и Мефодий, Владимир Святой, княгиня Ольга, Нестор Летописец, Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Ростовский, святой Кукша Печерский, Алексий (Бяконт), Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Стефан Пермский, Иона Московский, Зосима и Савватий Соловецкие, Максим Грек, митрополит Макарий , Гурий и Варсонофий Казанские, князь Константин Константинович Острожский, Патриарх Никон , Петр Могила, боярин Фёдор Ртищев, Дмитрий Ростовский, Феофан Прокопович, Св. Митрофан Воронежский, епископ Тихон Задонский, Георгий Конисский, митрополит Платон , Инокентий Архиепископ Херсонский 2.«Государственные люди» (26 фигур): на восточной стороне памятника Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Гедемин, Ольгерд, Витовт, Иван III, Сильвестр и Алексей Адашев, царица Анастасия Романовна, патриарх Гермоген, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, Пётр Первый, Артамон Матвеев, Ордын-Нащокин, Яков Долгоруков, Екатерина II, Потемкин, Бецкой, А. А. Безбородко, Сперанский, Михаил Семенович Воронцов, Виктор Павлович Кочубей, Александр I и Николай I. 3.«Военные люди и герои» (36 фигур): с северо-восточной стороны памятника Святослав Игоревич, Довмонт, Александр Невский, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий, князь Кейстут, Михаил Тверской, князь Холмский, князь Воротынский, Дмитрий Донской, князь Щеня, Ермак Тимофеевич, Козьма Минин и князь Пожарский, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий, Марфа Посадница (с разбитым вечевым колоколом), Михаил Скопин-Шуйский, Авраамий Палицын, Борис Шереметев, Михаил Михайлович Голицын, Миних, Румянцев-Задунайский, Алексей Орлов-Чесменский, Суворов, Барклай-де-Толли, Кутузов, адмирал Дмитрий Сенявин, Багратион, адмирал Михаил Лазарев, адмирал Владимир Корнилов, адмирал Нахимов, генерал Матвей Платов, генерал Дибич-Забалканский, генерал Паскевич. 4.«Писатели и художники» (16 фигур): Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер Фёдор Волков, писатели Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, композиторы Глинка и Бортнянский, художник Брюллов.

История монумента. В 1857 году, в преддверии памятной даты 1000-летия призвания Рюрика на княжение, по пожеланию министра внутренних дел и последовавшего за ним постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда, согласно легенде, варяг и был призван. Государство объявило о начале повсеместного сбора денег от всех сословий населения на сооружение этого памятника.
Планировалось, что памятник встанет в полмиллиона руб., но народ пожертвовал только около 150 тыс. руб.; и основная сумма в 400 тыс. руб. была добавлена государством. В апреле 1859 года в печати объявили о начале конкурса между скульпторами на осуществление этого проекта, а также озвучили программу, которой должен был соответствовать памятник (шесть периодов истории России). На проекты отводилось полгода (до 1 ноября 1859 года). Шесть периодов должны были быть осуществлены в скульптурных группах, высота памятника должна была быть не больше 18 метров. На конкурс было подано 52 проекта (подавались анонимно под девизами), из которых Конкурсный совет, созданный при Академии художеств, под председательством её вице-президента князя Г. Г. Гагарина с участием архитекторов и инженеров, командированных от Главного управления путей сообщений и публичных зданий, признал соответствующим условиям конкурса только три проекта:
1.архитектора Антипова. Проект был подражанием памятника «Бавария» в Мюнхене и был слишком большим для новгородской площади.
2.академика Горностаева. В этом проекте Россия была аллегорически изображена в виде большой статуи. Комиссия решила, что эта аллегория не будет понятна широким слоям и не произведет впечатления.
3.художника Микешина.
Памятник "Тысячелетие России" г. Новгород 8 сентября 1862 г.
Между Горностаевым и Антиповым была разделена вторая премия (1000 руб.), первая — присуждена Микешину (4000 руб.). Также участвовали Николай Штром, Я.Домбровский и другие. Создание проекта. Один из ранних макетов памятника, ГИМ. По-другому оформлено завершение памятника. Первоначальный проект Микешина представлял собой опрокинутую «шапку Мономаха» и состоял из трех частей. Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Открытие памятника намечено было на 26 августа 1862 года. Строительство памятника было поручено Главному управлению путей сообщения и публичных зданий. «Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью». Сначала были изготовлены все части памятника в одну пятую величины из гипса, затем все было изготовлено в натуральную величину, также из гипса. На цоколе, где сейчас располагаются исторические деятели, по первоначальному плану должны были располагаться барельефы, которые изображали шесть эпох и отделялись друг от друга медальонами. После избрания проекта предполагалось, что их подготовят в течение трех месяцев. Задание было поручено Клодту. Но в июне 1860 года император Александр II осмотрел модель и увидел, что сюжеты барельефов всего лишь повторяют сюжеты шести скульптурных групп. Он повелел (Микешин пишет, что по его рекомендации) заменить отдельные барельефы на пьедестале сплошным скульптурным поясом со знаменитыми людьми России. К 1 сентября 1860 года Микешин представил новый вариант проекта. Долгий период заняло также утверждение списка этих «видных людей»: были исключены поэт Кольцов, драматический актер Дмитревский, писатель Кантемир и знаменитый флотоводец, адмирал Ф. Ф. Ушаков. Не помещены на памятнике знаменитые русские зодчие: Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. Разразился скандал с вычеркиванием из списка поэта Тараса Шевченко. Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году. Николай I добавлен в последний момент. В Российском государственном историческом архиве сохранился первоначальный список Микешина, исправленный Чевкиным. Модель скульптурного пояса была изготовлена М. Микешиным и Шредером. В июле 1860 года Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку её в гипсе в двух экземплярах с последующей доставкой на бронзовую фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей. К 1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника. Вскоре их переправили по Неве.
Формально автором проекта считается только Микешин, однако Шредер также участвовал в его создании (в частности, он вылепил уменьшенную модель памятника). Живописец, не имеющий опыта работы в скульптуре, Микешин привлек к разработке памятника своего сверстника Шредера — вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств. Строителем назначили инженера Евреинова, а производителем работ инженера Адамса, десятником А. Казакова. Совет академии считал целесообразным привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала». В создании скульптур приняли участие Р. К. Залеман (группы Михаила Федоровича, Владимира Святого и Дмитрия Донского), П. С. Михайлов (группа Рюрика), Н. А. Лаверецкий («Государственные люди»), А. М. Любимов («Военные люди»), М. А. Чижов («Просветители», «Военные люди») при участии архитекторов Г. А. Боссе (железная решетка) и В. А. Гартмана. Микешин и Шредер выполнили группу из ангела с крестом и «России», группы Петра I и Ивана III, отдельно Шредер — «Писатели и художники». Б. П. Виллевальде.
Возведение и открытие Закладка памятника состоялась 28 мая 1861 года на кремлевской площади, между Софийским собором и зданием присутственных мест. До этого там находился памятник народному ополчению 1812 г., который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания. На глубину 10 метров был заложен фундамент, выполненный в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, с пустотой внутри около 4 м в диаметре. В фундамент был заложен гранитный камень, в выемку в котором был вставлен бронзовый ящик с надписью о времени закладки памятника и его назначении. В этот ящик были вложены медали времен Александра II, а также золотые и серебряные монеты 1861 года. На фундаменте был возведен гранитный пьедестал, постепенно суживающийся кверху. Он также имеет внутри пустоту, покрытую сводом. Наружная облицовка — серый полированный гранит из Сердобольска на северном берегу Ладожского озера. Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года в присутствии Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня. В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, тожественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесенные ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал. Как рассказывают новгородские краеведы, в 1925 году из Москвы пришло указание снести этот памятник самодержавию и православию. Но местные власти решили «спрятать» памятник: зашили его досками, благодаря чему появилась своего рода бочка в ограде, сделали на ней помост, размещали на ней революционные плакаты, сам помост служил трибуной. Спрятанный от посторонних глаз, стоял памятник почти до самой Великой Отечественной войны.
Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление Кукрыниксы, картина «Бегство фашистов из Новгорода», 1944—1946. На переднем плане фрагменты разбитой скульптуры, похожие на убитых людей. 15 августа 1941 года в Новгород вошли фашисты. Нацистский генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине (эти элементы ныне утрачены). Зимой 1943/44 года начались работы по демонтажу памятника. Железной дорогой успели увезти бронзовую решетку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые художественной работы фонари, стоявшие вокруг памятника. Но 20 января 1944 года город был освобождён советскими войсками. К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы, верхняя часть которого была полуразрушена. Окружавшие его ранее колоссальные фигуры были разбросаны по снегу площади. При этом многие фигуры оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли. Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры. «Для передвижения и подъёма фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей». Памятник был восстановлен уже ко 2 ноября 1944 года, после чего состоялось его второе торжественное открытие. 7 ноября 1944 года, после реставрации, памятник был вновь открыт.

Последующие реставрации.
В 1954 году была произведена доделка прежних работ по восстановлению (сварка швов, укрепление отдельных плит литья, все бронзовые части были патинизированы). Вторая половина 1970-х годов — специалисты Ленинградского научно-производственного объединения «Реставратор» восстановили вокруг памятника фонари и решетку (вместо увезённых в Германию).
Апрель-июнь 1982 года — тщательный осмотр и чистка.
Наконец, в 1994 году детальный осмотр памятника выявил его угрожающее состояние по причине частичного разрушения и значительной коррозии деталей стальной несущей конструкции верхней части памятника. Отсутствовали некоторые элементы декора (не восстановленные в 1982 году). АО «Ампир» (Санкт-Петербург) в период с февраля по октябрь 1995 года провёл очередной цикл восстановительных работ. При реставрациях случались неожиданные находки: •В 90-х годах в маленьком помещении внутри монумента специалисты отыскали своеобразные сталактиты, сталагмиты и остатки лестницы, забытой в середине XIX века.
В 2007 году на памятнике было обнаружено непечатное слово, вероятно, отлитое в бронзе при его создании.

http://foretime.ru

Фотографии Светланы Комковой (г. Уфа)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования