Главная> Храмы > Знаменский собор (г. Великий Новгород)

Знаменский собор (г. Великий Новгород)


На Торговой стороне Новгорода рядом со всемирно известной церковью XIV века Спаса Преображения, что на Ильине улице, возвышаются пятиглавый Знаменский собор и отдельно стоящая шатровая колокольня. Их окружают невысокие одноэтажные по­стройки. В целом они составляют живописный ан­самбль. Собор, колокольня и святые врата, крытые дву­мя бочками, сооружены в конце XVII — начале XVIII вв. Западный корпус бывшей богадельни построен в 1809 г., по проекту губернского архитектора И. Дмитрова на месте прежнего каменного, возведенного по велению нов­городского митрополита Иова в начале XVIII в. К первой половине XVIII в. относятся и северные корпуса.
Среди множества сохранившихся древних памятников архитектуры, определяющих своеобразие Новгорода, Знаменский собор выделяется своим "неновгородским" обликом. Утрата Новгородом в конце XV в. экономической и политической независимости, тесные контакты с Москвой и другими русскими землями привели к тому, что к XVII в. черты самостоятельной Новгородской школы зодчества постепенно растворились в процессе сложного взаимодействия разных архитектурных течений.
В конце XVII в., когда Новгород испытывал большие экономические трудности (сказывались тяжелые последствия длительной Ливонской войны, а также завоевание Новгорода шведами в начале XVII в.) строительство Знаменского собора явилось важным событием в его религиозно-нравственной и художественной жизни. На этом месте с XIV в. стоял одноименный каменный храм, до основания разобранный в 1682 г. Название он получил от иконы Богоматери "Знамение", которая почиталась как местная святыня и до его строительства хранилась в церкви Спаса Преображения. По легенде, когда Новгород был осажден войсками суздальцев, город был не готов к обороне. Несколько дней молился архиепископ Илия о спасении города. По воле свыше пошел он в Спасскую церковь, взял там икону "Знамения Божьей Матери" и поставил ее на крепостной стене лицом к нападавшим. Одна из стрел суздальцев попала в святую икону, и свершилось чудо. Икона сама отвернула свое лицо от нападавших и источила слезу. Тут же суздальцев постигла слепота, а защитники города разбили врага.
На иконе и сейчас под левым глазом Богоматери виден след от той стрелы. В настоящее время чудотворная икона находится в Софийском соборе.
Первый каменный храм представлял собой небольшую четырехстолпную кубическую постройку с одной апсидой и одной главой.
Соборная церковь, возведенная в 1682-1688 гг., была значительно больше древнего уличанского храма и, по словам летописца, "велми пречюдна и величеством и высотою вне и внутрь зело умерена и преукрашена..." Она сооружалась на средства казны Софийского дома. Главным инициатором и организатором выступал новго­родский митрополит Корнилий, известный широкой строительной деятельностью.
Материальные затраты были значительными. В 1686 г. по указу государей Петра и Иоанна Алексеевичей из казны Софийского собора были взяты деньги на военные расходы. Произошла остановка в строительстве. Митрополит Корнилий обратился за помощью к духовному отцу государей Меркурию Гавриловичу — бывшему протопопу Софийского собора, — и деньги на достройку Знаменского храма были отпущены из государственной казны.
В сооружении собора принимали участие как новгородские строители, так и мастера, приглашенные из других городов России. Один из подрядчиков, поставлявших кирпич для строительства, был выходцем из волжского города Балахны — одного из крупных центров кирпичного производства. Известны имена еще двух кирпичников: Якушки Щербакова и Трофима Ульянова. Часть кирпича изготовлялась в Колмове. Софийский дом имел там собственные кирпичные сараи. Кирпич у подрядчиков получали, кроме служителей Софийского дома, стрельцы Московского нового приказа Сава Андронов и Сава Якимов. Вклад в сооружение Знаменского собора внесли и новгородские мастера плотники, которые в 1687 г. делали полы и тесовые кровли. Одну артель возглавлял бобыль (безземельный крестьянин) Софийского дома "Иван Яковлев Полянский", другую — посадский человек Семен Алексеев. Стилистическое сходство собора и колокольни с ярославскими и костромскими постройками позволяют предполагать участие в каменных работах мастеров из Поволжья.
Несмотря на перестройки и ремонты собор хорошо сохранил архитектурные формы XVII в. Он представляет собой тип монументального четырехстолпного, трехапсидного храма, окруженного с трех сторон двухъярусными галереями и завершенного пятью куполами из которых только центральный является световым.
Здание разделено на два этажа. Обширный подклет использовался для хозяйственных целей. На галереи вели три симметричных крыльца — всхода, решенные в традиционной для XVII в. манере: между столбами-кубышками перекинуты двойные арки с висячей гирькой. Сохранилось лишь западное крыльцо. Северное было перестроено, а южное со временем утрачено. Гладкие стены центрального объема разделены на три прясла лопатками, переходящими вверху в полуколонки. Фасады завершены тремя полукружиями ложных закомар. Первоначальное покрытие было скорее всего щипцовым. Существующее четырехскатное появилось во время одной из перестроек. Наличники окон в виде полуколонок с перехватами и килевидными подвышениями имеют трехцветную окраску: синюю, зеленую и красно-коричневую (она восстановлена в процессе реставрационных работ). Горизонтальный фриз над закомарами, выложенный из лекального кирпича и окрашенный в зеленый цвет, имеет аналогии в памятниках Костромы. Живописные композиции украшают тимпаны закомар. Часть первоначального декоративного убранства безвозвратно утрачена. Полностью осыпалась роспись на барабанах. Еще в начале XX в. просматривались изображения херувимов, выполненные красной краской по тонкому известковому грунту, и растительный орнамент, нанесенный синей и желтой краской. Не уцелели прорезные позолоченные кресты на главах собора. Пострадали изразцовые фризы, опоясывающие галереи.
В 1690-е гг., вскоре после строительства, пострадавший от пожара собор, отремонтировали, возможно, изменили и форму покрытия.
Тогда же приступили к оформлению интерьеров собора: устройству иконостасов, росписи стен, пополнению церковной утвари. В организации этих работ главная заслуга принадлежала митрополиту Иову. Резные рамы иконостасов были исполнены в технике высокорельеф­ной, так называемой "флемованной" резьбы. Колонны с точеными базами и вычурными капителями представляли собой замысловатый узор вьющихся стеблей, листьев и гроздьев винограда. Сочная золоченая резьба создавала впечатление грандиозного чеканенного из золота сооружения. Документы называют имена двух мастеров-резчиков, трудившихся над резными рамами иконостасов. Это Иван Тимофеев и Василий Кобылинский.
Подрядный договор на иконописные работы был заключен с Карпом Золотаревым — одним из ведущих ма­стеров Московской Оружейной палаты. Вместе с такими же, как он, искусными иконописцами, не допуская к де­лу учеников, Золотарев обязался написать иконы "са­мым добрым мастерством" и окончить работу в 1699 г. В одном из документов упоминается имя еще одного иконописца — Ивана.
Из значительного собрания икон Знаменского собора сохранилось несколько. В коллекции Русского музея на­ходится икона "Знамение Божьей Матери в чудесах". Икона "Спас Эммануил" экспонируется в древнерусском отделе Новгородского музея. Христос изображен в виде отрока. По сторонам от него — архангелы Михаил и Гавриил. Цветочные гирлянды окаймляют погрудные изображения святых. Две иконы XIX века хранятся в фондах музея. Они происходят из иконостаса придела св. митрополита Московского Алексия, устроенного в северной галерее собора. Одна из них написана на сюжет евангельской притчи "Фарисей и мытарь", вторая иллюстрирует слова Христа Спасителя: "Видеши во очеси брата своего сучес, а в своем не видевши бревна".
Яркая многокрасочная стенопись, появившаяся в 1702 г., еще более усилила величаво-торжественный праздничный характер интерьера.
В январе 1702 г. известный миниатюрист золотописец посольского приказа "москвитин" Федор Юрьев и мос­ковский иконописец "Иван Яковлев Бахматов", состоявший в штате жалованных мастеров Оружейной пала­ы, подрядились расписать собор. Сроки были предель­но краткими: работу необходимо было завершить к 1 октября 1702 г., т.е. за один весенне-летний сезон. Для живописных работ подрядчики пригласили более 30 мастеров. В летописи, помещенной на южной стене храма, перечислены имена двадцати из них во главе с подрядчиком И.Бахматовым. Остается загадкой, почему в надписи нет имени Федора Юрьева, первыми среди мастеров названы три ведущих живописца из Костромы: Василий Осипов, Артемий Тимофеев и Филипп Андрианов. Все трое трудились в артели, которой руководил знаменитый художник XVII в. Гурий Никитин. В то время, когда создавался ансамбль росписей Знаменского собора, Гурия Никитина уже не было в живых, и главным знаменщиком (рисовальщиком) выступал "Василий Осипов Кондаков". Костромичи составили ядро артели. В нее вошли, помимо названных, Леонтий Марков, Артемий Филиппов, Михаил Артемьев и другие. С ними бок о бок работали известные ярославские мастера: Алексей Иванов и Федор Федоров, а также, предположительно, москвичи Иван Васильев, Артемий Иванов, Иван Алексеев.
Настенная живопись вместе с иконостасами и изделиями прикладного искусства создали стилистически цельный гармоничный художественный комплекс, прекрасно сочетающийся с архитектурой. Пожары, ремонты, последняя война частично разрушили этот уникальный ансамбль. Пострадал храм в сильный пожар 1745 г.: в паперти и на крыльцах потрескались от огня "окончины стеклянные", повредилась глава над северным приделом, опа­янная жестью. Большие ремонтные работы были осуще­ствлены на пожертвования графини Анны Орловой-Чесменской в 1844-45 гг., а также в 1880 г. Значительные повреждения памятник получил в годы Великой Отечественной войны. В 1944 г. собор стоял без кровель, с зияющими дырами от снарядов, выломанными полами, закопченными фресками. Резные рамы иконостасов, по-видимому, были сожжены. Фашисты превратили храм в казарму.
Большую работу по спасению и реставрации Знаменского собора проделали работники Новгородской реставрационной мастерской. В 1950-е годы были проведены аварийно-ремонтные работы: сделана новая кровля и реставрированы отдельные архитектурные формы. Работы были продолжены в 1960-70-е годы под руководством Г.М.Штендера. В них принимали участие архитекторы Г.П.Никольская и Н.Н.Кузьмина. Г.М. Восстановление стенописей собора было начато в 1950-е годы московскими художниками и продолжено в 1970-80-е годы бригадой новгородской реставрационной матерской.
В настоящее время Знаменский собор открыт для посещения как памятник архитектуры и монументальной живописи. Под его сводами иногда исполняется классическая и духовная музыка, позволяя глубже ощутить всю красоту артистического замысла этого выдающегося архитектурно-художественного ансамбля.

http://www.vnovgorod.info

Фотографии Светланы Комковой (г. Уфа)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования