Главная> Статьи > Разное > Плавучая церковь Николая Чудотворца

Плавучая церковь Николая Чудотворца


nikchydotvorec_04.jpgПлавучая церковь Николая Чудотворца — единственный в Российской империи корабль, на котором располагалась полноценная православная церковь. Действовал в 1910-х годах в Каспийском море.

Благое намерение
Идея сооружения первого на Волге и Каспии плавучего храма принадлежала астраханскому мещанину Н. Е. Янкову — человеку благочестивому и набожному. Зимой 1903 года он обратился в епархию с предложением соорудить передвижную церковь для нужд рыболовецких артелей, работавших в низовьях Волги. С нелегким бытом этих людей Янков, занимавшийся скупкой рыбы, был знаком не понаслышке.
Идея хоть и получила одобрение, но первая благая попытка закончилась безрезультатно. Осенью 1907 года ходатай во второй раз обратился к руководству церкви со своим предложением. На этот раз Янков предлагал строить не плавучий храм, а две разборные церкви, для перевозки которых можно было бы использовать «парусное деревянное судно длиной 17 метров и при нем плоскодонную лодку для постановки храма». При этом обсуждался и проект строительства парохода-церкви, но он, как выяснилось, требовал больших финансовых затрат.
На следующий год специальная комиссия, сформированная советом Кирилло-Мефодиевского братства Чуркинской пустыни, решила «ради экономии средств» купить один из уже готовых пароходов, чтобы приспособить его под плавучий храм. Осмотрев более 30 судов, привлеченные для работы специалисты остановили свой выбор на буксирно-пассажирском пароходе «Пират», принадлежавшем астраханскому мещанину П. М. Минину. Судно было куплено в январе 1910 года, о чем не преминули сообщить «Астраханские епархиальные ведомости».

«Пират»
До превращения в церковь «Пират» ровно полвека трудился на Волге. В 1858 году судоходное общество «По Волге» заказало в Англии на заводе «Ровенгиль-Залкелд» буксирный колесный пароход с малой осадкой для плавания в низовьях реки. Через два года судно в разобранном виде доставили в Криушинский затон недалеко от Симбирска. Здесь, в мастерских общества, пароход собрали, и после испытаний он отправился в свой первый рейс по просторам великой русской реки.
Корпус парохода был железный, а палуба деревянная. Длина судна составляла 44,5 метра, ширина чуть более 7 метров (с обносами 13 метров), высота по борту 2,2 метра и осадка с грузом около одного метра при грузоподъемности 32 тонны. Гребные колеса приводились в движение паровой машиной системы Пена мощностью в 60 лошадиных сил. Скорость судна достигала 20 верст в час (21,3 км), а экипаж состоял из 18 человек.
Пароходу присвоили имя «Криуши». Под этим названием он проплавал до начала XX века, пока не был продан Минину, который и переименовал судно в «Пират». Новый хозяин недолго владел своим приобретением, уступив пароход по сходной цене для оборудования походной церкви.
Всем миром
Сразу же по приобретении был составлен проект переоборудования судна, потребовавший кардинальных изменений внешнего облика и внутреннего устройства бывшего «Пирата». Заказы разместили на местных заводах.
Всего за два месяца пароход был полностью переделан. За это время заменили большинство деталей машины, на несколько метров удлинили корпус судна, возвели часовню-звонницу, совместив ее с рулевой рубкой, и соорудили сам храм.
"Оборудование «духовного» судна стоило больших хлопот и немалых финансовых затрат. Многие верующие жертвовали средства на благое дело. Так, местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило на постройку храма 6 тысяч рублей, а местное врачебное отделение прислало для церковной больницы аптеку с лекарствами и медицинскими инструментами. Священники, купцы, чиновный и простой люд вносили на обустройство плавучей церкви кто сколько мог. В общей сложности стоимость затрат на покупку и переоборудование парохода составила не менее 28 тысяч рублей — сумма по тому времени немалая.

«Духовный» пароход
Помещение храма соорудили в носовой части корпуса судна. Исключая алтарь, его площадь составила более 40 кв. метров. Помимо храма на хорах во время службы могли разместиться до 100 человек молящихся.
По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил красивый, орнаментированный иконостас. В нем установили ценные старые иконы, выполненные в одной из знаменитых московских иконописных школ. Стены храма были богато украшены декоративными элементами и иконами старого письма, а венчали церковь позолоченные луковичные главы с крестами.
За счет добровольных пожертвований храм был оснащен всем необходимым для совершения богослужения и мог отправлять любые требы — от крестин до венчания и отпевания. Здесь находилось до 220 ценных церковных предметов, включая дорогие парчовые облачения для диакона и священника.
Доминирующей надстройкой «духовного» парохода была звонница, она же рулевая рубка, выполненная в виде часовни и увенчанная куполом с крестом. Здесь мирно уживались корабельное оборудование и шесть колоколов весом от семи пудов (114,6 кг) до 12 фунтов (4,9 кг). Позади звонницы установили колокол-благовест весом в 15 пудов и 20 фунтов (253,9 кг). В корме дополнительно было построено три каюты для церковного причта — священника, диакона и старосты. Здесь же находился лазарет для прихожан и трапезная-столовая для неимущих. Все церковные помещения имели электрическое освещение, поскольку пароход по случаю переоборудования был электрифицирован.

Освящение храма
Воскресным днем 11 апреля 1910 года пристань известного астраханского рыбопромышленника Беззубикова запрудил народ. С утра сюда начали собираться люди, желавшие принять участие в освящении плавучего храма. Огромную площадь пристани заполнила пестрая толпа обывателей, пристанских рабочих, представителей духовенства и купечества. У дебаркадера стояло; сияя свежей белой краской, судно-церковь — «Святитель Николай Чудотворец». В лучах по-весеннему яркого солнца ослепительно сверкали семь вызолоченных церковных глав — зрелище, доселе на судах невиданное. На мачте развевался треугольный белый флаг с крестом посередине.
Начало торжественного богослужения было отмечено звоном благовеста и перезвоном всех шести колоколов церковной звонницы. Сотни молящихся заполнили помещения церкви, хоры и палубы парохода. Освящение совершал епископ Астраханский и Енотаевский Георгий, сказавший после литургии: «Мы знаем, что на военных судах для морских военных команд существуют церкви, но не слышали, чтобы были где-нибудь у нас храмы Божьи, плавающие для удовлетворения религиозных потребностей приречных или приморских обитателей. Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде».

В первое плавание
В первом плавании церковью парохода-храма заведовал протоиерей Петр Горохов, а помогали ему иеромонах отец Иринарх, иеродиакон отец Серафим, фельдшер отец Домиан, пономарь отец Лаврентий, три певчих и монастырский повар Кузьма Ежов — все из Чуркинской пустыни. Светская команда состояла из девяти человек.
Содержание плавучей церкви обходилось от 6 до 8 тысяч рублей в год. Основными источниками пополнения бюджета, помимо продажи свечей и открыток, были пожертвования от частных лиц и церквей епархии.
Значение первого плавучего храма в России трудно переоценить. Тогдашняя пресса отмечала: «В низовьях Волги было все, что составляло неизбежную потребность порта и просто человеческого бытия, но не было храма для удовлетворения души». А потребность в этом у православного народа всегда существовала, что и побудило епархию соорудить плавучий храм. В пятницу 16 апреля 1910 года «Святитель Николай Чудотворец» снялся с якоря на Астраханском рейде и по прошествии нескольких часов прибыл в низовья Волги. Так началась сложная, но благородная служба этого необычного судна.

После 1917 года большевики сняли с него купола и использовали как баржу...

http://www.sofiababy.ru/forum
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования