Главная> Статьи > Уроки Православия > Богоматерь "Неопалимая Купина"

Богоматерь "Неопалимая Купина"


В основе изображения «Неопалимой Купины» — библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Хорив (Синай) горящей, но не сгорающей купины (куста), истолкованный богословами как прообраз Богоматери.
НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА. Образ известен с ранних веков христианства. Сложная символико-аллегорическая композиция возникла в 16 веке - с поясным изображением Богоматери с Младенцем Иисусом на руках, окруженной небесными сферами и двумя перекрещивающимися прямоугольниками с вытянутыми заостренными углами (образующими восьмиконечную звезду), В лучах - воспевающие Богоматерь и поклоняющиеся Ей небесные силы и ангелы-властители стихий, символы св. евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках - ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия.
Вверху - Ветхий Денми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа). В углах композиции - видения пророков: в левом верхнем - Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу - Исайе - Серафима с горящим углем в щипцах, внизу - слева видение Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - - лествицы с ангелами.
Сюжет иконы основывается на явлении Бога Саваофа пророку Моисею в горящем кусте (Исх.3:1-5), переосмыслен как прообраз воплощения Сына Божиего, и выразился в изображении Богородицы - как один из важнейших ветхозаветных символов Богоматери. Тот самый неопалимый куст с трудом, но можно увидеть в правой руке Богородицы; там же есть камень, лествица, и гора с Небесным Иерусалимом, за стенами которого изображен Христос в царской короне. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, почти все они раскрываются далее в сюжетах, представленных по краям иконы. О изображении камня и горы: существует икона "Богоматерь гора нерукосечная" (происходит из того же иконостаса Спасо-Преображенского монастыря, что и показанная ниже икона) это восходит к истолкованию пророком Даниилом сна Навуходоносора (Дан.2:27-45) и пророчеством Аввакума о горе, с которой "грядет Господь" (Авв.3:3) и псалмами Давида, напр.: "что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?" (Пс.67:17). Кстати, на свитке у Младенца надпись: "Аз есмь прежде Авраама", что как раз имеет отношение к затронутой нами теме. Вернемся к иконе "Неопалимая Купина", снова к Соловецкому варианту - как к наиболее четкому и подробному. Изображения облаков на мафории Богородицы (и лествица) напоминают нам об Акафисте Пресвятой Богородице: "Радуйся, покрове миру, ширший облака" (икос 4); "Радуйся, лествица небесная, Еюже сниде Бог, Радуйся, мосте, переводяй сущих от земли на небо" (икос 2). Аллегорические изображения ветров на ее челе и плечах также восходят к псалмам песнопевца Давида: "устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра (Пс.103:3). В этом же псалме далее: "Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий" (Пс.103:4)
Два перекрещивающиеся ромба образуют восьмиконечную звезду. Именно из-за этой сложной графической композиции икона отнесена в один ряд с иконой "Всевидящее Око", но символика здесь иная, восходящая, кроме лучей славы, к образу Несгораемого куста (ромб синего или зеленого цвета). Естественно, что красный цвет здесь – цвет Божественного огня. Снова наблюдаем смешение двух цветов, ассоциирующееся с хвалением "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".
Ангелы, ближайшие к Богородице – властители стихий (бури, снега, ветра, дождя, огня, молнии, града, тьмы и т.п.). У них в руках обычно изображаются чаши с водой, снегом, градом, разные символические фигурки. Другой ряд ангелов - символизируют собой дары Святаго Духа: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела (Ис.11:1-3). (Этот же сюжет - отрасль от корня Иессеева - на полях иконы).
Если подробнее - Дух Господень коленопреклонен с изображением оплечного Христа в короне, Дух Премудрости - с вратами в руках, Дух Разума – рукой указует на венчающую корону, Дух Крепости - с мечом в руке, одет в доспехи, Дух Совета (озарения) - держит две чаши с белым и красным огнем; рядом Дух Благоденствия с дарами урожая, и Духи Ведения и Благочестия изображаются внизу, "поближе к земле".
В других иконах встречаются изображения бесплотных сил и святых. В руках архангела Михаила (евр. "кто как Бог") - жезл, Гавриил (сила Божия) держит ветвь, Рафаил (исцеление Божие) - с алавастровым сосудом, Уриил (Бог - мой свет) - с огненным мечом, Салафиил (молитва к Богу) - с кадилом, Варахиил (благословение Божие) - с виноградной гроздью. Седьмой архангел - Иегудиил (хвала Божия), а восьмой - Иеремиил (высота Божия).
На новой иконе из мастерской Храма Христа Спасителя Мария окружена символами ангелов, в которых она имеет "постоянных исполнителей воли Своей и Бога". Символы расположены по кругу, "в 12 местах, по числу 12 месяцев в году, так что все перемены температуры и происходящие на земле явления - вредно или благотворно влияющие на плодородие земли и внешнее благополучие людей, ставятся в непосредственную зависимость от ангелов" (Виноградов А.Н. Сравнительное описание и краткое объяснение иконы Приснодевы Богородицы "Неопалимыя Купины". 1877). На иконе Богородица предстает "как Царица небес и вечная Ходатаица пред Сыном: Подательница самых разнообразных благ миру". И основа этих благ - погодные условия, обеспечивающие гарантию урожая.
Сюжеты на полях иконы.
Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа)…
Пророк Исайя предсказывал о том, что Господь наш Иисус Христос, а также и Пречистая Матерь Его, произойдут от рода Давидова: "изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на нем Дух Божий" (Ис..11:1-2; ср.53:2). Под словом "жезл" св. Церковь разумеет Деву Mapию. "Тя жезл Исаия именова, от негоже прозябе нам красный цвет Христос Бог". Выражение: "корень Иессеов" (евр.: пень, обрубок), дает мысль об униженном состоянии Давидова рода в то время, когда происходит из него жезл - Дева Мария.
В углах композиции - видения пророков: в левом верхнем - Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте… Боговидец Моисей зрел образ Божией Матери в купине горевшей, но не сгоравшей. Купина, объятая огнем, оставалась невредимою: так и Дева, по рождестве Спасителя, не утратила Своего девства. "Образ чистаго рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная". "Якоже купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси и Дева пребыла еси". Св. Отец Григорий Нисский говорит: "что там (т.е. в Ветхом Завете) предъизображалось пламенем и купиною, то, с течением времени, ясно открылось в тайне Девы; как там купина горит и не сгорает: так и здесь (т.е. в Новом Завете) Дева рождает свет и пребывает нетленна".
По этой причине Св. Церковь именует Богоматерь "неопалимою купиною", а христианское искусство нередко изображает Ее окруженною огненным сиянием.
В правом верхнем углу - видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах… Св. Церковь говорит, что "сей огнь есть не вещественный, но божественный, яко просвещающая во тьме сущих и к разуму Божественному всех наставляющая". Разсеяв мрак неверия и распространив свет истиннаго Богознания, Богородица явилась пламенем, наставляющим сущия во тьме", "вводящим в высшую жизнь человечество".
Внизу - слева видение Иезекиилю затворенных врат… Пророк Иезекииль говорит: "обрати мя (Господь) на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворенна, и рече Господь ко мне: сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими; яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключенна" (44:1-3). Врата, обращенныя на восток, которыми проходит один Господь - по толкованию Св. Церкви и св. Отцев - Пречистая Дева Богородица. "Иезекииль Тя дверь зрит заключенну, Дево, еюже пройде Иисус". "Дверь Божию провиде Тя Пророк, еюже Сам пройде Един, якоже весть, Дево Пречистая”. “Яко виде Тя древле, Чистая, Пренепорочная, Пророк врата зрящая к свету незаходимому, a6иe Тя позна Божие жилище". Под образом этих врат, пребывших заключенными до прошествия и по прошествии ими Господа, разумеется приснодевство Богоматери; причину же того, что они обращены на восток, надобно видеть в назначении их для входа Господа Иисуса Христа, который называется в Св, Писании "востоком". "Ныне устроены - говорит св. Иоанн Дамаскин - святыя врата со стороны востока, чрез которыя Христос внидет и изыдет - и врата сии будут заключенны".
Справа - Иакову - лествицы с ангелами. На пути в Месопотамию, в Вефиле, патриарх Иаков имел таинственное видение, в котором показана ему лествица, утверждавшаяся на земле и верхом своим достигавшая неба (Быт. 28, 12). Эта лествица изображала Пресвятую Деву. "Радуйся - поет Ей св. Церковь - лествице высокая, юже Иаков вид". "Тебе мысленную и одушевленную лествицу, на нейже Бог наш утвердися, еюже к небеси обретохом восхождение, песньми, Богородице, величаем". И в других местах св. Церковь называет Богородицу "лествицею, возвысившею всех от земли благодатию, - лествицею небесною, еюже сниде Бог". "Господь - говорит св. Иоанн Дамаскин - соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самаго неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, т.е. Дева, утверждена на земле: потому что Она родилась на земли; глава Ея касалась неба: потому что глава Ея был Бог и Отец. Ангелы на лествице восходят и низходят, потому что в молитвах неусыпающая Богородица велит Ангелам, да с Нею вместе непрестанно помогают людем и восходя возносят к Богу молитвы молящихся, а низходя приносят от Бога людем помощь и дарования".
Внизу иконы изображается сцена погребения пророка Моисея.
"И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор.34:5-6).
Согласно Мф.23:29, поклонение мертвым суть язычество. Бог намеренно оставил могилу Моисея неизвестной. Иисус тоже хочет, чтобы Его Церковь больше внимания уделяла живым людям, служению во славу Царства Божьего и воскресению из мертвых.Первая икона «Неопалимой Купины» была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390. //По преданию, она была писана на камне той самой скалы, где Моисей видел таинственный куст. Находилась в Московском Благовещенском соборе.// Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления». На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.
Появление «Неопалимой Купины» в Москве связано со следующим преданием: стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм, который и доселе находится на том же месте. Построение храма относится к 1680. Предание прибавляет и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами, — и это приписывают особенному покровительству Богоматери. 2) Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: «В 1812, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска». Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь. Икона эта празднуется еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» произошло от видения Моисеем горевшей и не сгоревшей купины (куста терновника), которое изображало Приснодевство Богородицы, и на этой иконе Пресвятая Богородица обыкновенно изображается окруженною пламенем.
http://www.loukin.ru
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования