Человек Божий – Илия. От Ильинских ворот уфимского Кремля к Ильинской улице. |
20.07.2011 г. |
Вы взойдите на высокий холм и там сядьте под зеленый дуб. Вы поведайте нам истину от начала и до сих времен. Из древнего эпоса. Само время всему дает начало, во времени все начинается. Но и время же всему кладет предел. Из времени и во времени все возникает и со временем и во времени все исчезает. Удивительно точными словами характеризует движущую силу смены поколений, смены эпох диакон Андрей Кураев. Что же остается? Какая истина не зависит от времени?.. По достоверным сказаниям, родиной святого пророка Божия Илии была страна Галаадская в восточной части Палестины. Город, в котором родился он, назывался Фесвит, отчего Илия и прозван Фесвитянином. Рождение Илии было ознаменовано видением его отцу, которого звали Савах. В то самое время, когда мать Илии рождала его, Савах увидел белообразных людей, разговаривавших с младенцем, пеленавших его огнем и кормивших его, влагая в уста пламень огненный. Устрашенный таким видением, Савах пошел в Иерусалим и рассказал о нем священникам. Тогда один из них, муж прозорливый, сказал Саваху: «Не бойся, но знай, что младенец будет сосудом благодати Божией; слово его будет как огонь, сильно и действенно, будет велика и ревность его по Господе, и жизнь его будет благоугодна Богу». С самых юных лет предав себя Богу, возлюбил он девственную чистоту, в которой пребывал, как ангел Божий. Любя размышлять о Боге, он часто удалялся для безмолвия в пустынные места, где подолгу беседовал с Богом в теплой к нему молитве. И вследствие своей равноангельской жизни, Илия приобрел к Богу великое дерзновение: все, что просил Илия у Бога, он получал. Он скорбел и страдал душою о бесчестии, наносимом истинному Богу со стороны нечестивых людей, и все более и более исполнялся ревностью о славе Божией. Зная, что Господь по Своему человеколюбию и долготерпению не скор к наказанию, Илия, по великой своей ревности о Нем, осмелился просить Бога повелеть ему, Илие, наказывать законопреступников (Из Жития и чудес святого пророка Илии). Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первый храм, построенный в Киеве на общественные деньги при князе Игоре, был во имя пророка Илии (около 940 года). Традиция посвящения храмов на Руси в честь святого пророка Илии коснулась и истории нашего города. Улицы нашего города возникли не сразу с возведением крепости. Первые жильцы селились отдельными слободами и посадами вокруг Уфимской крепости. С момента основания в 1574 году вплоть до первых десятилетий восемнадцатого века Уфа представляла собой небольшой пограничный город-крепость, центром которого был Кремль. Нынешняя улица Посадская, протянувшаяся вдоль реки Сутолоки – старейшая из улиц нашего города. За речкой Сутолокой селились выходцы из Москвы, стрельцы. До сих пор сохранилась улица под названием Московская чуть выше Покровского храма. Первые улицы Уфы точно веером разбегались в разные стороны от ворот Кремля. В большинстве своем улицы получали свое название от имени церкви, располагавшейся в ее начале. Дорога от Ильинских ворот Кремля вела к Ильинской улице (ныне улица Заки-Валиди), на которой располагалась церковь во имя пророка Илии. Изображение церкви сохранилось на многих старинных фотографиях 19 века. Она была построена в 1846 году. В очерке «Уфимская епархия», составленном преподавателем Уфимского духовного училища Иваном Златоверховниковым, и изданном в 1899 году можно прочитать, что до 1846 года на месте существующей ныне каменной Ильинской церкви стояли две небольшие деревянные церкви: одна во имя того же святого (холодная), а другая во имя святых мучеников Фрола и Лавра (теплая); обе эти церкви столь древние, что не сохранилось достоверных известий о времени их основания, которое, по преданию, считается современным началу Уфы. Две деревянные башни (Ильинская и Фроловская), стоявшие когда-то близ Ильинской церкви и составлявшие вместе с деревянной стеной, окружавшей их, часть городского укрепления, сгорели от молнии в 1759 году. В 1841 году около Ильинской церкви была построена деревянная часовня по случаю прекращения в том году моровой сибирской язвы в Уфе. Предание гласит, что когда пугачевцы осаждали Уфу в 1773 году, то они видели странное видение. Светлый муж выезжал на коне из Ильинской церкви и поражал осаждающих город слепотой. Каменная древне-византийского стиля церковь святого Пророка Илии с приделами в память Святителей и Чудотворцев Николая и Митрофана (Воронежского) заложена в 1846 году. Придел в память Святителя Митрофана построен и освящен 16 февраля 1858 года, главный храм – 17 октября 1861 года и придел в честь Святителя Николая 22 сентября 1863 года. С осени 1865 года была начата постройка каменной колокольни. В Ильинской церкви находились древние иконы Святого Пророка Илии и святых мучеников Флора и Лавра, древнее Евангелие, печатанное в Москве при царе Алексее Михайловиче, и плащаница, писанная художником Тимашевским. В 1893 году Ильинская церковь была украшена стенною живописью. В 1889 году Ильинской церкви пожертвован купцом Артемием Ногаревым колокол весом 304 пуда 34 фунта (стоимостью до 6000 рублей), отлитый в память чудесного избавления от опасности Августейшей семьи 17 октября 1888 года. Храм был одноглавый. В 1931 году церковь закрыли. Судьба древних икон и Евангелия неизвестна. Баба Груня, которой сегодня далеко за восемьдесят, вспоминает, как в сороковые годы 20 века, будучи в няньках в семье Червинских, она не раз прохаживалась мимо церкви, в которой в те годы располагалась тюрьма, чуть позже медицинское училище. Когда храм был снесен, на его месте долгое время был пустырь. Сейчас на этом месте находится трехэтажное здание концерна «Нефтегазстрой» и примыкающий к нему четырнадцатиэтажный дом, который для Уфы является своего рода знаковым явлением. Это была первая четырнадцатиэтажка, построенная в 1972 году в нашем городе. В России уже более десяти лет продолжается процесс, который принято называть «религиозным возвращением к истокам». Хотя, скорее, он сводится к восстановлению церковных стен, к увеличению числа храмов, монастырей, духовных школ. Но и это очень много значит. Нашему столетию надлежит глубоко продумать и уразуметь ту историческую реальность, которую представляет сегодня христианский мир. Бог знает, какая скорбь настигла наш современный мир везде – скорбь охладевающей любви, скорбь разъединенных семейств, скорбь войн, скорбь ненависти, многие-многие скорби. Он это знает, и вместе с тем Он зовет нас не только не унывать, но надеяться еще ярче, еще пламеннее. Об этом и о всепобеждающей любви говорит в своих проповедях Митрополит Сурожский – Антоний. Каждый храм в нашем городе как отдельная открытая книга. В разных храмах чувствуешь себя по-разному и от каждого храма получаешь свою благодать. В Покровском храме эта благодать в ощущении защищенности благодаря заботам и молитвам Богородицы. Промыслом Божиим Пантелеимоновская церковь призвана помогать в укреплении здоровья. Кресто-Воздвиженский храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня учит смирению, строгости и христианской любви. Церковь во имя пророка Илии именем Илии, величайшего из святых, могла бы служить крепким подспорьем в ежедневной борьбе за сохранение в каждом человеке Божьего начала. В Дуванском районе РБ в селе Месягутово находятся Пророко-Ильинская церковь и Пророко-Ильинский мужской монастырь, а также Ильинская церковь располагается в селе Большеустьикинское Мечетлинского района РБ. Вновь открылась Пророко-Ильинская церковь и в Уфе. Она располагается в районе Северного автовокзала. Ирина Бакке. |