Главная> Статьи > Очерки > Паломничество в Старицу.

Паломничество в Старицу.


Сейчас уже для нас уже не новостью являются паломничества по святым местам. Многие из астраханцев каждый год отправляются в святые обители России: Серафимо-Дивеевский монастырь, Оптину пустынь, Троице-Сергиеву Лавру или на Валаам.
Эти места известны именами святых угодников, явлением чудотворных икон или благодатью святых источников.
В нашей Астраханской епархии еще нет таких мест, пользующихся общероссийской славою, но и у нас есть свои святыни, которые Господь постепенно открывает и направляет к ним своих паломников. Уже немало астраханцев побывало в селе Красный Яр у чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, а также в бывшей Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни, на могиле старца архимандрита Евгения.
Группа астраханцев отправилась в паломничество по совершенно новому маршруту, открывая для себя новые святыни. Основной целью паломничества было село Старица, располагающееся на севере Астраханской области, чуть дальше Черного Яра. Здесь, как нам рассказывали, находится могилка старца архимандрита Досифея, почитаемого местными жителями как человека святой жизни.
О старце Досифее известны некоторые сведения; но они были очень скудны. Архимандрит Досифей (Кузьмин) родился в 1848 году в селе Старица. Долгое время он жил на Афоне и в Иерусалиме, подвизаясь в местных иноческих обителях. Впоследствии он вернулся в Россию, где вступил в число братии Тихоновской пустыни Калужской губернии, а потом перешел в скит известной на всю страну Глинской пустыни. Отсюда Господь снова вернул его на родную Астраханскую землю. В 1909 году иеромонах Досифей прибыл в Высокогорскую Успенско-Николаевскую Чуркинскую пустынь (располагавшуюся около села Большой Могой Володаровского района), где начал устраивать скит, получивший впоследствии наименование Иоанно-Предтеченского Романовского, в честь 300-летия царского дома Романовых. В скором времени отец Досифей был удостоен звания архимандрита и назначен благочинным всех астраханских монастырей. Но все перевернула революция. В 1919 году Чуркинский монастырь и скит при нем были закрыты. Монахов согнали на строительство оборонительных укреплений для Красной Армии, где многие из них скончались от непомерно тяжкого труда и болезней. Но архимандрит Досифей по милости Божией остался жив. В 1920 году он вернулся в родное село Старицу. В скором времени в этом селе образовалась большая община из монахинь разогнанного в 1922 году Воскресенско-Мироносицкого монастыря (располагавшегося при селе Зубовка Черноярского района). Эти монахини, во главе со своей игуменьей Валентиной (Ульяновой), составили тайный монастырь, духовником которого и стал старец Досифей. Монастырь этот просуществовал до 1933 года, когда все монахини были арестованы и сосланы в лагеря.
Арестован был и архимандрит Досифей, которого прочили в руководители контрреволюционной организации «Сестрическое братство». Но он категорически отрицал свою вину, ни в чем не признался, и чекисты вынуждены были его отпустить: «из-за крайнего физического истощения», как писалось в деле. Скончался отец Досифей здесь же в Старице и был погребен на местном кладбище. Могилка его, как нам рассказывали, до сих пор среди местных жителей пользуется большим почитанием. Вот к этой могилке мы и отправились в путь, желая помолиться на святом месте и собрать побольше сведений о замечательном старце.
По дороге в Старицу мы заглянули в село Никольское, где в местной Рождество-Богородицкой церкви помолились у явленной чудотворной иконы Божией Матери «Нерушимая стена». Вот что рассказал о явлении этого образа настоятель храма протоиерей Александр Максимов: «В селе Соленое Займище живет раба Божия Агриппина. С детства она была при церкви, человек очень верующий и благочестивый. В прошлом году она очень сильно заболела, была при смерти. И вот ей в тонком сне является Божия Матерь и говорит: «Что же ты страждешь-то, молись образу моему «Нерушимая стена», что в Никольском и исцелишься». И вот гонцы приехали из Соленого Займища в Никольское и говорят: «Батюшка, где у вас здесь «Нерушимая стена». Отец Александр был вместе с прежним настоятелем храма протоиереем Павлом Рябых (сейчас он на покое и пострижен в схиму с именем Паисий).
«Нет у нас такой», - услышав, отвечал отец Павел – «точно знаю, все развешивал своей рукой». Стали искать и обрели на отдание праздника Введение во храм Божией Матери. Обрели так – по тексту на иконе прочитали, а ее саму, икону никогда не замечали. Столько лет и на нее внимания не обращали, так как издалека она очень похожа на икону «Знамение». Икону отмыли от копоти, и она обрела свой прежний вид. И что…. стали молиться, лампадку повесили и пошли чудесные исцеления. Сначала начали их записывать. Но чудес было так много, что просто сбились и записывать перестали».
Также в селе Никольском, за алтарем храма, помолились на могилке протоиерея Николая Ситкина, по рассказам местных жителей отличавшегося своей праведной жизнью и даром прозорливости.
Из Никольского, поблагодарив гостеприимных хозяев отца Александр с матушкой Еленой, отправились в Старицу. Уже подъезжая к селу, заметили очертания местной Казанской церкви. Огромный храм, поражавший некогда всех своим величием и благолепием, теперь вызывает в душе скорбные чувства. По рассказам местных жителей, он устоял чудом – его пытались взорвать. Но взрывчатка не смогла поколебать его стен, слишком крепка и основательна была кладка. Позже пытались сделать в нем клуб, но не смогли – техника того времени не нашла возможности создать перекрытие, чтобы перегородить его обширное внутреннее пространство. Так храм и забросили. Стоял он долгое время нетронутый ни стихиями, ни людьми. Господь хранил его. Рассказывали, что когда в храме снова появились рабочие, чтобы что-то сломать, то в церковь через разбитое окно влетела огромная шаровая молния. Увидев ее, рабочие в ужасе разбежались, а молния спокойно вылетела в противоположное окошко. Но, что не смогли сделать взрослые, с легкостью натворила детская рука. В 60-х годах вечером несколько подростков залезли на чердак под крышей храма и стали печь там голубиные яйца. От костра загорелись деревянные балки, и купол с крышей храма в одну ночь погорели. Храм остался обезглавлен, и теперь дожди усиленно пытаются размыть его верхние своды.
Да и люди не успокоились. Сейчас без всякого страха разбираются полы храма – огромные дубовые брусья вывозятся через разломанные его двери. Постояв около храма и поскорбев душой, мы отправились на кладбище, где, как нам объяснили, находится каменные крест на могилке старца Досифея (в Старице его все называют отец Достифей) На самом отшибе старой части кладбища стоит этот каменный резной восьмиконечный крест, сделанный, по рассказам местных жителей, самим старцем Досифеем. Вокруг уже нет и следов от старых могил, а могилка старца Досифея ухожена. Чувствуется чья-то добрая и любящая рука. Мы отслужили на могилке панихиду, помолились об упокоении души приснопоминаемого раба Божиего архимандрита Досифея и он как будто откликнулся на нашу молитву, помог нам отыскать людей помнящих и знающих его. Здесь в Старице нам рассказали о старце Досифее еще много интересного. Так, по рассказам местных жителей, отец Досифей в миру был архитектором, но оставил все земное и ушел в монастырь в Киево-Печерскую Лавру. В это время в Старице стали строить каменную церковь, заложили фундамент, но неудачно, от чего строительство затормозилось. Узнав об этом, старец Досифей приехал из монастыря, разобрал старый фундамент, заново спроектировал церковь и строил ее на свои средства, которые жертвовал тайно. Выстроив церковь, он снова вернулся в монастырь. Когда в 1920 году он снова приехал в Старицу, то не стал жить в селе, а возле него, на склоне бугра, выкопал себе пещеру-землянку, куда к нему и приходили люди. Нам показали это место. Сейчас от него осталась только небольшая ямка. Но рассказывают, что когда после таяния снега или обильных дождей, здесь скапливается вода, то ее с благоговением набирают и она, подобно святой воде, имеет благодатную силу. К самому старцу Досифею постоянно шли люди: за советом, за наставлением, за благословением. Многим он помогал, отличаясь даром прозорливости. В 30-х годах его постоянно арестовывали и увозили в Черный Яр, но он всегда говорил, что скоро вернется. Так оно и случалось. В 1933 году его арестовали и долго держали в подвале старого сельсовета. Местные женщины часто приходили сюда и плакали. Когда его арестовывали, они уже не чаяли увидеть его живым. «Еще увидите», - ответил им старец, и слова его снова сбылись. Еле живого и совсем изможденного старца все же выпустили из каземата. О времени кончины старца местные жители расходятся во мнениях. Одни говорят, что он скончался вскоре после ареста в 1933 году, другие говорят, что он умер в конце 30-х. Сам он заранее приготовил себе могилу, вырезал из цельного куска камня крест, и сам же его отнес на кладбище. Крест был очень тяжелый и местные жители пытались помочь старцу, он отказался, сказав: «Не надо, он легкий». Спал старец все время в гробу и когда он скончался, его обрели в гробу, как будто он сам себя приуготовил к смерти. На гробу по бокам зажжены были и горели четыре свечи. К сожалению, не удалось найти ни одного изображения, ни одной фотографии отца Досифея. Но все же по милости Божией нашлась одна местная жительница, которая помнит старца не по рассказам, а видела его воочию. Она еще маленькой 8-ми летней девочкой бегала к нему и по благословению своей мамы относила старцу покушать. По ее рассказу старец был невысокого роста, сгорбленный, но ходил без палки. Был он всегда в черном монашеском облачении, в скуфейке, с седой среднего размера бородой, окаймлявшей круглое, старческое, но очень благообразное лицо. Слушая это описание, тут же в уме предстоит образ преподобного старца Серафима Саровского, имя которого чудесным образом связано с Чуркинской пустынью, в которой последние 10-ть лет ее существования подвизался и старец архимандрит Досифей.
Воодушевленные благословением старца мы из Старицы отправились в Черный Яр, духовную вотчину преподобного отрока схимонаха Боголепа. В субботу, день поминовения усопших, мы помолились в местном Петропавловском храме за Божественной литургией. Настоятель этого храма отец Сергий принял нас с радушием, рассказал о местных святынях, проводил на могилку служившего здесь некогда протоиерея Василия Зенина, который по рассказам местных прихожан отличался своей праведной жизнью и благочестием. Получив благословение преподобного отрока схимонаха Боголепа, мы поехали в бывший Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь, располагавшийся при селе Зубовке. Это некогда славная и замечательная обитель, основанная по благословению святого праведного старца Иоанна Кронштадского и до самой блаженной кончины угодника Божия, пользовавшаяся его духовным попечением и покровительством, сейчас находиться в полном разорении. Разобраны её главный Троицкий собор и колокольня, но по милости Божией остались еще стены, братские корпуса и самая первая монастырская церковь в честь святых Жен-Мироносиц, освященная в 1887 году. Сейчас в этом храме клуб. Бывший трапезный корпус с домовой церковью в честь Иверской иконы Божией Матери пустует, выбиты окна и двери. Нам показали место, где некогда по молитвам святого праведного отца Иоанна Кронштадского, был изведен источник, почитавшийся в обители, как святой. Был он с северной стороны от домовой Иверской церкви. В советское время его забросали мусором, потом залили цементом, а еще позже возвели на его месте пристройку, в которой был магазин. Сейчас от пристройки- магазина не осталось и следа Быть может, время поворотилось вспять и вскоре само место очистится, святой источник пробьется из земли. Но сначала должна возродится молитва на месте запустения. На это есть надежда. Ведь не случайно, как знамение Божией милости случилось в селе Никольском явление иконы Божией Матери «Нерушимая стена». Эта икона, как удалось установить, принадлежала некогда Воскресенско-Мироносицкому монастырю и стояла в Троицком его соборе в иконостасе придела в честь преподобного Иоанна Рыльского, небесного покровителя отца Иоанна Кронштадского. И неслучайно, как рассказал настоятель Рождество Богородицкой церкви села Никольского отец Александр Максимов, одной благочестивой прихожанке было видение:
«увидела она во сне икону Божией Матери «Нерушимая стена» и рядом с нею икону святого Иоанна Кронштадского». Нет, не забыл, не забыл святой угодник своего удела – некогда благословленной им обители. Молится о ней, о ее возрождении у Престола Божия. Быть может, как еще один знак грядущего возрождения Воскресенско-Мироносицкого монастыря служит пострижение в январе 2003 года в селе Никольском четырех монахинь и одной инокини. Быть может, Господь уже собирает своих питомиц под кровы свои. Будущее покажет. А мы под конец своей паломнической поездки были утешены богослужением в Рождество Богородицком храме села Никольское, ангельским пением маленьких клирошанок и духовной радостью от общения с местными богомольцами. Бог вам в помощь в помощь!
Святых мест много на Астраханской земле. Господь постепенно открывает их, возрождая одновременно наши забытые святыни, приводя к ним все новых и новых паломников на радость и утешение.
Игумен Иосиф (Марьян)

Фотографии Надежды Оноприенко (г. Астрахань)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования