Главная> Статьи > Разное > Легенды и предания древнего Новгорода (Часть вторая)

Легенды и предания древнего Новгорода (Часть вторая)


Легенда об окаменевшем голубе.
dsc06398.jpgВ царствование Ивана IV Грозного, в период опричнины, Новгород был вновь втянут в политические смуты и волнения в Московском государстве. В 1570 году, получив донос о том, что новгородцы снова замыслили отделиться от Москвы и присоединиться к Литовскому государству, Иван IV совершил поход против Новгорода и подверг его опустошительному разгрому. Это событие окутано целым роем легенд. Одна из них - легенда об окаменевшем голубе.
В ней говорится о том, как Иван Грозный жестоко расправился с новгородцами. По всему городу хватали именитых горожан и приводили их на Городище, где над ними было устроено судилище. На суд были приведены архиепископские бояре, служилые люди, гости, дети боярские, дьяки и подьячие. Признание в измене вымогалось жесточайшими пытками, с применением "некою составною мукою огненной иже именуемой - поджар"(то есть опальных жгли на огне). Затем привязывали за веревки к саням и тащили к Волхову. Людей кололи ножами, рубили топорами, заливали на морозе водой. Их связывали веревками и десятками сбрасывали с Волховского моста в реку.
По реке на лодках ездили опричники и добивали выплывавших топорами и баграми. Воды Волхова приобрели красный цвет от обилия крови. В это время из - за дальних морей после долгих странствий прилетел в Новгород голубь и сел на крест Софийского Собора отдохнуть, но не смог больше подняться: окаменел от ужаса. Далее легенда говорит о том, что когда наступит день кончины Новгорода, " Волхов пойдет вспять и зальет город, а голубь слетит на землю и трижды прокричит о гибели Новгорода".
С тех пор не раз приходилось голубю слетать с креста от ветра. Его чинили и вновь устанавливали, а Новгород продолжал стоять.
По всей видимости, эта легенда связана с обычаем ставить металлических голубей на церковные кресты, который был широко распространен в Византии. По учению церкви, голубь - символ святого духа, а предмет, на котором сидит голубь, полон благодати и святости.

Легенда о "мятежном" колоколе и валдайских колокольчиках.
Некоторые легенды о конце самоправства новгородского сохранили свою популярность и в наши дни. Одна из них яркая и поэтичная оказалась наиболее живучей.
Сказывают, что когда уезжал великий князь Иван III из Новгорода, повелел он везти следом за собой вечевой колокол - символ новгородской независимости. Поставлен был тот колокол на особо изготовленные сани, обычные не годились - слишком тяжел он был.
С плачем великим, как дорогого покойника, провожали его новгородцы. Скорбь охватила всех, от бедного крестьянина - смерда до богатого боярина. В этот час и самый обездоленный из черных людей не припомнил жгучих обид своим обидчикам. Отвезли вечевой колокол в Москву и повесили на колокольне в Кремле вместе с прочими колоколами.
Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 г. глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский "бунтовщик" не прижился в Москве.dsc05675.jpg
Но не смирилась память народная с этим событием, и сложили наши свободолюбивые предки легенду о непокорном колоколе, которая нашла самое широкое отражение не только в древней, но и в более современной литературе. В передаче поэта К. К. Случевского в 1886 году она была такой: "Толкуют, будто бы царь Иван, сняв в Новгороде Вечевой колокол, велел везти его в Москву. Государева рать дошла до Валдая и тяжесть ли колокола, трудность ли пути или просто желание царево, но колокол был разбит. Ушло царское войско, а осколки колокола остались лежать. И их подобрали валдайцы и стали лить свои колокольчики и льют до сих пор". Другой вариант этой легенды имел иную концовку - куски разбитого колокола волей небес превратились в звонкие валдайские колокольчики.
http://www.bibliotekar.ru
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования