Главная> Статьи > Разное > Легенды и предания древнего Новгорода (Заключение)

Легенды и предания древнего Новгорода (Заключение)


Легенда о Спасе Вседержителе со сжатою рукой.
dsc06401.jpgВ поздние новгородские летописи под 1045 годом вносится легенда о росписи Собора Святой Софии греческими мастерами. Иконописцы должны были изобразить в куполе Собора Спаса Вседержителя с благословляющей правой рукой. Спас Вседержитель (по - гречески Пантократор) - главное изображение в храме, оно помещается внутри церковного купола и венчает всю церковную роспись. Обычно это поясная фигура Иисуса Христа в фас с Евангелием в левой руке и с благословляющей правой рукой. Торжественный и строгий лик Спасителя величаво смотрит с высоты.
Мастера из Царьграда начали расписывать купол изнутри в соответствии с каноном и "написаша образъ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со благословляющею рукою". Но наутро епископ увидел не благословляющую, а сжатую руку и заставил изографов переписать образ. И снова рука Спасителя чудесным образом оказалась сжатой.
Трижды переписывали образ заморские мастера, изображая Иисуса с благословляющей правой рукой, и трижды наутро рука оказывалась сжатою. И когда на четвертый день иконописцы опять решили переписать руку, услышали они повелевающий с небес голос:
"Писари, писари, о писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание..."
К сожалению, во время Великой Отечественной войны в среднюю главу Софийского собора попали два артиллерийских снаряда и изображение Пантакратора в куполе было почти уничтожено. В ходе реставрации 1945 года установили, что образ Спасителя написан не ранее XVI века, по новому грунту, но повторял старую роспись. Так что, скорее всего, и легенда о сжатой руке Христа появилась именно XVI веке, когда и было переписано изображение.

Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой.
Легенды о конце новгородской вольницы отразились в "житиях" многих новгородских святых.
"Житие" соловецкого святого Зосимы, составленное Досифеем в начале XVI века, рассказывает, как Зосима отправился в Новгород искать управы. Он пришел жаловаться на боярских людей, которые не позволяют инокам его соловецкой обители ловить рыбу. В Новгороде Зосима побывал у архиепископа и бояр, и все его милостиво приняли кроме Марфы Борецкой - владелицы острова, на котором жил Зосима. Когда он, хлопоча о своем деле, явился было к ней, она не пустила его к себе. Тогда преподобный, обратившись к ее дому, сказал:
"Придут дни, когда живущие во дворе сем не оставят в нем следов своих, и затворятся двери дома сего, и двор их будет пуст". Однако, по ходатайству архиепископа Феофила и духовенства, вече согласилось на просьбу Зосимы - подарило остров монастырю и дало Зосиме грамоту на влияние от всего Великого Новгорода. Тогда и Марфа одумалась, не стала больше противиться и пригласила преподобного к себе на пир. Зосима не помянул ее прежней суровости и пришел. Марфа с почестями приняла его и посадила за столом на почетное место. Вдруг, среди пира, преподобный задрожал, устремил глаза, исполненные ужаса, на сидевших за столом шестерых бояр, и заплакал, но не сказал ничего. До конца пира он ничего не ел, ничего не говорил и был печален. На пиру Марфа попросила у Зосимы прощения.
После обеда он поведал одному благочестивому мужу о бывшем ему страшном видении и сказал: "Шесть бояр, виденных мною на пиру без голов, со временем будут обезглавлены ". Пророчество Зосимы сбылось: Иван III, заняв Новгород, велел казнить бояр, которых Зосима видел обезглавленными.
Легенда не только прославляет святого, но имеет и чисто местное значение: после уничтожения новгородской независимости жителям острова надо было как - то оправдать то, что Соловецкий остров был подарен монастырю "еретичкою" Марфой Борецкой. Этот сюжет нашел свое отражение в романе Дмитрия Балашова "Марфа Посадница".

http://www.bibliotekar.ru
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования