На Золотом кольце сидели... |
01.08.2011 г. |
– Помнят ли меня? Да нет… Название-то уже давно стало нарицательным. Без авторства. Изобретение «Золотого кольца», главного туристического бренда СССР и России, — явление в истории страны и лишь эпизод в жизни Юрия Александровича Бычкова. Искусствовед, литератор, один из создателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, до недавних пор — директор чеховского музея-заповедника «Мелихово», и прочая, и прочая... Стареть и бронзоветь Юрий Александрович в свои почти 80 не собирается. Собирается новую машину купить, чтобы еще поездить по России. Заядлый автомобилист. При случае напоминает, что история «Золотого кольца» началась в 1967 году с его «Москвича». Редакция газеты «Советская культура», в которой Бычков тогда работал, направила его в Суздаль. Написать очерк о развитии туризма. Бычков добрался до Суздаля на личном автотранспорте, том самом «Москвиче». Собрал материал и пошел гулять по городу. – Прошел я вдоль Спасо-Евфимиева монастыря, обогнул его, а впереди — поле. И одинокий указатель на Иваново. Я вернулся в машину, взял атлас дорог СССР. Наметил маршрут до Костромы. Потом решил, что возвращаться в Москву по той же дороге скучно, и решил поехать обратно по Ярославской трассе. В моей голове сложился маршрут... Маршрут в голове журналиста Бычкова сложился кольцевой, замкнутый. Все перегоны — дневной путь водителя. Удобно. К тому же кольцо охватывало всю историческую Владимирскую Русь. Эта догадка оказалась важной — тысячи людей изучали историю Владимирского княжества, но до той поры связать вместе 8 городов и 5 областей никто не догадался. - В октябре 1967-го, на праздники, выгадал пять дней, чтобы проехать по городам нарисовавшегося «кольца». Я был за рулем, со мной еще четыре человека — моя жена, искусствовед, журналист и фотокорреспондент. Компания абсолютно произвольная, они сами вызвались поехать. Ехали на моем «Москвиче»… Проехали от Сергиева Посада (в то время Загорска) до Владимира. По возвращении журналист Бычков начал писать про каждый увиденный город по очерку. Восемь городов — восемь материалов. – Написал первый. Вызывает меня ответственный редактор газеты и говорит: «Ну что ты с общим названием для очерков телишься? Придумывай живо!». Иду на следующий день с похмелья по улице (накануне праздник в редакции был), медленно передвигаю ноги… Прошел через Красную площадь, стою на Большом Каменном мосту. Шел мелкий-мелкий дождь, и купола Ивана Великого были будто золотым маслом вымазаны. И тут мне в голову приходит общий заголовок — «Золотое кольцо». Хмель тут же выветрился. Серию очерков «Золотое кольцо» в редакции приняли спокойно, без восторгов. Позже большой общий материал с тем же названием заказали в «Смене». Правда, журнал вместо церквей поставил на обложку снимок ночного неба и молнии. Объяснение политическое: «Вся эта каша заварилась во времена Хрущева. Так что любая тема с золотыми куполами церквей изгонялась сразу». «Деньги на Золотое кольцо пошли на ракеты» В 1960-е годы Юрий Бычков был одним из создателей Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры (ВООПиК). В Обществе его статьей про Золотое кольцо заинтересовались, решили отправить по маршруту большую экспедицию, «с академиками». Бычкову ехать не разрешили — вроде как и без него обойдутся. - Вот и осознания того, что мы «бренд» сделали, не было. А через 20 лет путеводитель по Золотому кольцу выпустили на 10 языках мира... Научная экспедиция прошла успешно, Золотым кольцом заинтересовались в правительстве. Через два года в Ярославле на высшем партийном уровне уже обсуждали перспективы развития нового маршрута. Заложили бюджет на восстановление памятников, развитие инфраструктуры, дорог. – Огромные деньги тогда планировали в эту идею вложить. Но тут случился Даманский конфликт — и кранты Золотому кольцу! — Бычков театрально хлопает ладонью по столу. — Все деньги резервные, которые должны были вбухать в Золотое кольцо, пошли на ракеты. О маленьком острове Даманский на реке Уссури, из-за которого в марте 1969 года произошёл советско-китайский вооруженный конфликт (по сути — небольшая война с участием регулярных частей и погибшими солдатами с каждой стороны), сегодня вспоминают мало — по договору 1991 года остров Даманский (Чжэньбао) таки отошел Китаю. В газетах 1969 года доминировали заголовки «Священны твои границы, Родина» и «Гневно клеймим маоистских бандитов». Не до золотых колец. На правительственном уровне к идее вложиться в создание туристического маршрута «Золотое кольцо» больше не возвращались. Но в начале 1970-х годов идея «Золотого кольца» стихийным образом «ушла в народ». Как песня. «Слова и музыка народные». Об авторе забыли. Само понятие прижилось настолько, что превратилось в исконное, подлинное, незыблемое — как Владимирская Русь или Смутное время. Осталось лишь найти упоминания о Золотом кольце у летописцев. Города, по воле водителя «Москвича» Бычкова оставшиеся за пределами «Золотого кольца», возмущались исторической несправедливостью. Попытки выковать «серебряные» и «бронзовые» кольца большим успехом не увенчались. Даже города-везунчики конкурировали между собой за право называться «жемчужиной» в кольце золота высшей пробы. Быть частью такого маршрута — престижно. Но приносит ли статус города «Золотого кольца» экономическое и культурное процветание — еще вопрос. Другой вопрос, не менее парадоксальный, — заботятся ли «золотые» города о своих поклонниках? Как привлекают туристов и, простите, их деньги? В разговоре Юрий Бычков дал интересную характеристику Суздалю: «Сладко-музейный. Город-уникум. Но заботы привлечь людей там нет — их и так всегда было много...» Грустный Ростов – Ребят, купите клубники. Давайте-давайте, помогите дедушке, за полтинник банку отдам. Седовласый «купец» на велосипеде сам постучал в окно машины. Попросил выйти, начал настойчиво предлагать свой товар. Отдаем пятьдесят рублей, забираем банку с недозревшей клубникой. – Накиньте еще, мне на сигареты не хватает. Давайте сто! Московские номера в Ростове — сигнал: добыча приехала. Туристы-индивидуалы. В Ростов по большей части приезжают организованные туристические группы, которые организованным быстрым шагом проходят по Ростовскому кремлю и организованно быстро уезжают. Кремль, соответственно, находится в состоянии более чем приличном: церкви реставрируют или уже привели в порядок, территория вылизана, даже прудик с уточками и утиной «церковью» есть. С колокольни открывается невероятный вид на озеро Неро, прекрасное в своей нетронутой первозданности. Озеро включили в природоохранную зону, строительство по берегам запрещено. Идеальный Ростов, как с картинки. Но все, что за пределами кремля… Дороги за гранью беды. Один приличный ресторан. Ростов образца 1967 года из воспоминаний Юрия Бычкова: «Раньше в Ростове голову негде было приложить». Сегодня ситуация получше, но гостиниц на всех, особенно летом, по-прежнему не хватает. – У нас многие к себе туристов селят. Желающих много, а людям хоть какой-то доход, — говорит Светлана, смотритель на кремлевской колокольне. С доходами в Ростове действительно туго. Даже у тех, кто, вроде бы, выбрал правильную нишу — туризм. – Мы полностью завязаны на турфирмы. Если с нами заключают договор и приводят туристов, дела более или менее идут. А индивидуальных туристов очень мало. Стараемся выплывать на мастер-классах для школьников, — рассказывает Людмила Николаевна Шабалова, директор ростовского Дома ремесел. Дом ремесел в Ростове — это и музей декоративно-прикладного искусства, и мастерская народных промыслов, и интерактивная площадка для творческих людей. В отличие от государственных музеев, часто существующих как бы «вне времени», в Доме ремесел ориентированы на привлечение публики — разрабатывают новые программы, расширяют экспозицию. Даже огород разбили, чтобы туристов экологически чистым огурцом кормить. Но таким индивидуальным предпринимателям-ростовчанам почетный статус их города не особенно помогает. «Золотое кольцо» (по крайней мере, в Ростове) — это доход крупных столичных и зарубежных турфирм. Сам город — бедный, на туристах зарабатывают, как умеют. Клубника дозревать не успевает. Добротный Ярославль Исторический срез из воспоминаний Юрий Бычкова: «Ярославль 1967 года — советский город, церквями там особо не интересовались. Но музей и реставрации раскручивали отлично. Ярославлю всегда всего хватало». – Я считаю, что сравнивать города Золотого кольца нельзя, — говорит Ян Левин, житель современного Ярославля, бизнесмен, краевед и автор книги «100 деталей Ярославля». — Есть же огромное количество критериев! Главный, пожалуй, — экономическое состояние. Если в городе нет денег, то откуда там взяться хорошим дорогам? Мы вот выехали в 1990-е на тяжелой промышленности. Если бы не нефтеперегонный и моторный заводы, никакой туризм бы не спас... Левин коллекционирует городские детали. Фотографирует люки, ограды, скамейки, барельефы. Детали, считает он, — ценнейшие свидетели времени, истории быта, превращающие город в огромный музей под открытым небом. Его книга «100 деталей Ярославля» — об этом. Но детали не заслонили общего, и о своем городе Ян отзывается непредвзято: в Ярославле туризм в общем валовом региональном продукте составляет всего лишь 1,8 процента. Цифра смешная. – Конечно, статус города «Золотого кольца» помогает. Было у нас туго с отелями. Сейчас ситуация более или менее нормализовалась, празднование тысячелетия города помогло. Центр стараются «прилизать», сделать туристическим, пешеходным. Даже магазины убирают продуктовые. Деловую часть города располагают вне исторического центра или прячут по дворам. Центр — Волжская набережная, Стрелка, улицы, расходящиеся от Богоявленской площади, — для туристов. Во дворах — жизнь обычная, нетуристическая: посиделки в пивнушках, гаражи и помойки. – У нас гармония — никто особо не рвется город защищать, но и лютовать с современной застройкой тоже не дают, — иронизирует Ян. — Туристы смотрят на фасад. А с фасадом все в порядке. Вообще, с учетом того, что большая часть страны живет в хрущевках и спальных районах, в Ярославле все очень круто… Круто потому, что в Ярославле еще в XIX веке была добротная каменная застройка. Поэтому даже в советское время просто так снести дома в центре было проблематично: все в хорошем состоянии, половина — памятники архитектуры. Исторический центр Ярославля с 2005 года включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но «Золотое кольцо» и ЮНЕСКО — два бренда мирового уровня — скорее приятный бонус к действительно неплохо развитой экономике города. Для Ярославля членство в «Золотом кольце» больше вопрос престижа. Не так давно Ярославль решил, что должен стать столицей «Золотого кольца». Дескать, самый богатый, самый культурный, самый значимый… – Самый значимый?! Да что за глупости! Я просто включил города в свой маршрут, понимаете? Смысл «Золотого кольца» — в удобстве расположения и историческом наследии каждого города, — возмущается Юрий Бычков. «Столичное поведение» Ярославля он не одобряет: «на гордыне далеко не уедешь». О Бычкове, кстати, ни в Ярославле, ни в Ростове не слышали. Нейтральная Кострома Кострома — нечто среднее между Ростовом и Ярославлем. Юрий Бычков называет город «недоваренным». Городу словно не хватает блеска. Однако неплохо развита инфраструктура, приличное обслуживание. По словам Яна Левина, в ярославские рестораны специально берут на работу костромичей — толковые, вежливые. Туристов в городе много. Главным образом потому, что, как и Ярославль, Кострома стоит на Волге. А турист любит круизный теплоход. Особенно турист иностранный. – Людям за рубежом понятен бренд «Golden Ring», — говорит Ян Левин. — Это тур, круиз. Я в Европе постоянно с этим сталкиваюсь. На плакатах, которые призывают посетить «безумную Россию», всегда «Золотое кольцо» рекламируют. Это красиво: города ровненько выстроены на карте в кольцо. При нас к волжской пристани причалили три огромных теплохода. Музыка играла, народ плясал, несмотря на ранний час и жару. Туристов группами выводили на берег, к основным достопримечательностям: Ипатьевскому монастырю, высоченной пожарной каланче, торговым рядам XIX века и беседке А.Н. Островского. Потом снова на борт — и прощай, Кострома!.. За пару часов, отведенных на осмотр, туристы не успевают оставить в городе свои деньги. Так что вся надежда — опять на «дикарей»-индивидуалов, каким был когда-то Юрий Бычков на «Москвиче» с четырьмя попутчиками. Забытый родитель главного туристического бренда России за себя не переживает, переживает за судьбу «золотых детей». К расширению канонического списка городов «Золотого кольца» относится положительно: - Чем больше будут путешествовать по России, тем лучше. Туризм — это же хорошо, причем туризм цивилизованный. Лучше всего свой потенциал, на мой взгляд, использовал Переславль-Залесский. Магазинчики, музейчики — в Переславле все работает на туризм. Город словно встал на цыпочки и старается заглянуть в карман отдыхающим… Вика Головкина http://strana.ru |