«Каяться, молиться, детей растить…». Жанна Бичевская |
17.08.2011 г. |
Когда у песни душа христианка... Хорошая песня всегда несет в себе глубокий смысл. И еще большее значение для человеческой души приобретает песня христианская, призванная нести свет Божьей любви людям. Жанна Бичевская - не просто певица. Проповедь православия и песня для нее неразделимы. Но песню мало слушать, ее нужно услышать. Только тогда смысл ее откроется во всей полноте. Хочется пожелать читателям сайта «Православные лики России»: "Слушайте и слышьте!" С любовью о Боге - Наталия Добровольская, искусствовед, г.Воронеж. Было время, когда она была очень популярна. О ней много писали, ее часто снимали, на ее концерты, как в Большой, билетов было не достать. Словом, звание народной она вполне оправдала. Сегодня о ней почти ничего не слышно. Она редко дает интервью, не участвует в культурных, политических акциях, в шумных концертах и модных тусовках. Живет тихо келейной жизнью. Дом на Трифоновской. Видавший виды подъезд. Малюсенькая, на двоих квартирка. Большую часть занимают аппаратура и необходимое для работы. Все остальное переместилось на стены – гастрольные сувениры, подарки поклонников и друзей. Бесчисленные награды… Рассматривать можно часами. Чем я и занялась в ожидании хозяйки. Но вот она появляется – хрупкая, кроткая, со светлым хвостиком тонких волос на затылке, с засученными после стрики рукавами. Говорит, улыбаясь, тихо и быстро, как послушница. Жанна Бичевская. Легенда и знаменитость 70-80-х. Роковая, в представлении обывателя, женщина, от мощного надрывного голоса которой дрожь пробегала по залу. Мы устраиваемся на кухне, и она сразу предупреждает – говорить будем только о православии. Других тем для нее теперь не существует. «Да, круг общения сузился». «Да, контакты со многими потеряны». Зато остались только те, кто понимает ее и принимает такой, как есть. - Жанна, таких людей, как вы, часто упрекают за отстраненность, времена-то нелегкие. - Сейчас самое время радеть не о спасении всего мира, как мы привыкли, а о спасении собственной души, чтобы действительно кому-то быть полезным. Батюшка Серафим так и сказал: стяжай духа святаго, и около тебя спасутся тысячи. Каяться, молиться, детей растить нормальных, семьи сохранять – вот что сейчас России нужно. Вы думаете, монахи, уходя в монастырь, спасают только свою душу? Отнюдь. Если Россия еще жива, то только потому, что за нее молятся. - Но ведь Бог такой талант вам дал… -Почему Андрей Рублев краски в святой воде разводил? А потому, чтобы сказать себе и нам – не я писал кистью. А Бог ею водил. Когда художник не готовит себя к тому, чтобы его кистью водил Господь, то его кисть начинает водить кто? Отсюда и распад искусства. Искусство – искуситель…Вот и подумаешь, воистину, в бесовское время живем. - Времена не выбирают… - Ну да, «в них живут и умирают». Но последнее слово всегда остается за человеком. Господь дал нам право свободного выбора – с кем быть, каким быть. - Многие лишены православного воспитания. Росли в атеистической атмосфере. - Но, к счастью, мы имеем тысячелетний опыт православия за спиной. Это в Африке, где бананы и три пальмы, там да. А у нас храмы. У нас церкви. И их задача – помочь нам спастись и стать безгрешными. - Безгрешным себя и так почти каждый считает. А вот святые говорили: «Господи, прости меня, самого большого грешника из всех грешников». Они о себе так говорили! В этом и заключатся духовная высота, когда находишься на высоте, а ощущаешь себя ниже всякой твари. Мы равны перед Богом. Это наша гордыня говорит: чем я хуже его? И почему не я? - Понятно, у всех задача одна – стать лучше. Вот только условия разные. Одно дело жить в монастыре и совсем другое – в миру. - Если нет внутренней потребности в монашеском подвиге, то и монастырь ничего не даст. Многое отвлекает нас от Бога: сомнение, богатство, суета. Заметьте, чем больше мы суетимся, тем больше у нас появляется ненужных дел. Я от всего лишнего отрешилась и уповаю только на Бога. Господь все управит. Надо только внимать и верить ему. - За сотню лет Ною Господь сказал, что человечество погибнет от потопа. Человечество не вняло. А Ной строил ковчег… - Как очень хорошо сказал один святой старец: людей звал Ной. Но они не пошли. А скоты пошли. - Так отчего же люди не пошли? - Из-за гордыни. Это самый страшный грех наш. Мы все, абсолютно все, гордые. Негордых людей нет. Этот грех достался нам от наших непокорных прародителей – Адама и Евы и передается из поколения в поколение. - Но ведь парадокс: именно самоуверенным, высокомерным, напористым везет больше в жизни. — Такие люди должны призадуматься: а из чьих рук они получают все эти блага земные и что они за это отдают. Потому что за все приходится платить. За все абсолютно. Душа таких людей в плену страсти. Они просто слепы. Ребенок может находиться в открытом океане на льдине, играть в игрушки и не понимать, что он гибнет. Вот так и греховная душа — попробуй отними у нее «игрушки». ... Конечно, нужны знания. — А вы откуда их черпаете? — Сейчас очень много церковной литературы, она доступна каждому. Я начала с того, что поставила в своей библиотеке на первое место Библию и Евангелие, а потом уже художественную литературу. Архимандрит Амвросий подарил мне много книжек. На одной написал. «Аннушка. Храни веру православную. Бог любит тишину. Живи тихо». А святые отцы не любят поучать. Они только делятся опытом. — Как же вам можно жить тихо, если у вас вся жизнь на виду? — Была на виду. Сейчас я действительно живу тихо. Иноком можно быть и в миру, и потому я знаю, что мой дом — это моя келья, где я тружусь, где я молюсь, где я не принимаю лишних людей. — Репертуар вы пересмотрели? — Ну почему? В русских песнях, которые я всегда исполняла, душа народа, его история. Господь ведь не запрещал культуру. Работаю с мужем, Геннадием Пономаревым, над моей программой. Он певец, композитор и поэт. Вообще-то у него своя программа. Но записи кассет и дисков готовим вместе.. Он прекрасный аранжировщик. Послушайте, как звучит хор на кассетах. А ведь состоит он из наложения наших двух голосов. Так же и с инструментами. Я играю на гитаре, а он — на всех других. — А иеромонах Роман, духовные песнопения которого вы исполняете, как появился в вашей жизни? — После концерта в Минске ко мне подошел председатель Общины православной и сказал, что они посоветовались у себя и решили просить меня исполнять песнопения Романа, потому что по монастырскому уставу ему это делать на публику не положено. А потом отец Роман ко мне сам приехал, благословил. А вот пластинку поначалу я побоялась записывать, испытывала большой трепет. Такая ответственность! А потом подумала: Господи, что мне упираться, когда ты меня ведешь. — Бог всегда вам помогает? — А если не помогает, то не потому, что не слышит, он просто не хочет помочь. Ибо знает, что то, что ты просишь, пойдет тебе во вред. Когда-то жил один монах в пустыне. Стал он замечать рядом со своими следами на песке еще одни. И у него появилось ощущение, что это Бог его не оставляет. А еще он заметил, что когда приходилось особенно трудно, то следы на песке исчезали. И обратился он к Всевышнему: Господи, почему же так получается: я все время чувствую твою поддержку, но когда мне особенно тяжело, то тебя нет со мной? И Господь ему ответил: когда тебе трудно, когда ты гибнешь, я несу тебя на руках. А на песке — это мои следы. Елена МАКСИМОВА |