Главная> Новости > И СЕДЯША ОДЕСНУЮ ОТЦА…Установка поклонного креста в селе Седяш

И СЕДЯША ОДЕСНУЮ ОТЦА…Установка поклонного креста в селе Седяш


28 июля в день памяти великого равноапостольного князя Владимира Святославича был отмечен новый государственный праздник – День Крещения Руси. В некогда стольном Киеве произошло торжественное патриаршее богослужение, где верующие трёх осколков некогда единой Руси, великой, малой и белой, а ныне разбежавшиеся по национальным квартирам, всё же молились вместе.
«И быша три братья: единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь. Седяше Кий на горе, где же ныне увоз Боричев, а Щек седяше на горе, где же ныне зовется Щековица...» – кому не памятны со школьной скамьи эти слова летописца Нестора из «Повести временных лет». Два раза здесь употреблено слово «седяше», что значит – «сидит», «пребывает», «находится» в настоящем продолженном времени. То же слово мы встречаем в Символе веры – главной молитве православного христианина – «и восшедшаго на небеса, и седяша одесную Отца», вере выбранной за нас за всех однажды и навсегда Святым Владимиром Крестителем.
Оказывается, и на благословенной Уфимской земле это слово дважды было употреблено в названии населённых пунктов. Таким образом, село Седяш было выбрано нами не случайно. Именно в этот праздничный день руководство православного семейного лагеря «Сретение» решило отслужить Божественную литургию и установить святой поклонный крест на месте уничтоженного храма в селе Седяш Благовещенского района, очередной крест среди 400-т на местах некогда уничтоженных православных храмов Уфимской епархии.
Севшие, сидящие, осевшие, оседлые – так называли себя крестьяне этого села в XVIII-XIX веках. Именно на земле, пожертвованной в 1900-01 годах благочестивыми крестьянами сёл Седяша и Уса-Степановки родился ныне известный монастырь Святые Кустики, названный во имя святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича, часть мощей коего пребывает и в этом монастыре, находящимся в 7 верстах от Седяша.
Собственная церковь, по преданию, появилась в Седяше в середине XIX века, к 1889 году она заменена более современной, больших размеров. Храм стоял в самом центре села, на небольшом пригорке. В 1937-м церковь постигла несчастная участь её сестёр, она была закрыта, а в 1940-50-е годы произошёл разгром, вся церковная утварь – иконы, облачения, книги были уничтожены. Бывший церковный староста Семён Соколов, пытавшийся помешать погрому, был арестован и расстрелян по печально знаменитой 58-й статье. Судьба священника, дослужившего до 1937 г., до сих пор неизвестна. Самосудное убийство? Расстрел? Исчез бесследно, как вспоминают дети местных жителей со слов своих бабушек. В 1960-е годы огромный 7-миглавый храм был разобран. Село Седяш стало быстро исчезать, и ныне из былых 300-т здесь осталось 9 жилых дворов, из них лишь один православный – дядя Саша, «последний русский», как окрестили мы его…
Помогать нам было некому. Крест на месте святого храма установили своими силами, всем миром – лагерем «Сретение» и полянскими и павловскими прихожанами – соборно расчистили церковный фундамент, он оказался мощным, сложенным из местного серо-белесого камня и сложным в плане. Здесь же мы обнаружили полузасыпанные памятники на могилах священников, почивших здесь. Третьего памятника, детям священника Михаила – Павлу и Варваре, не нашли, хотя ещё 2001 г. он здесь лежал. Всем миром служили Божественную литургию и читали Житие князя Владимира, прозванного народом Красное Солнышко. Стояла ясная солнечная погода, полсотни человек стояли на молитве на чистой траве внутри церковного объёма, кто-то фотографировал, кто-то разговаривал, перемещаясь и расхаживая, кто собирал землянику, в изобилии росшую на церковном холме. Два раза вновь прозвучал на святом месте Символ веры, два раза прозвучало название села в словах о Сыне Божием «…и Седяша одесную Отца». Священники из сёл Бедеевой Поляны и Павловки – оба Александры освятили Поклонный крест, все приехавшие и пришедшие на торжество благоговейно приложились к нему, окропляемые святой водою. Возродится ли стремительно исчезающее село? Богу лишь ведомо. Но тихая радость посетила нас, ведь установкой ещё одного памятного креста на месте разрушенного храма закрыта ещё одна невесёлая страница нашего недавнего прошлого. Сколько ещё их предстоит перелистнуть?

Егоров Павел, историк Уфимской епархии
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования