История Вознесенского храма в Табынске |
14.10.2011 г. |
Как известно, передача церквей Русской Православной церкви началось сразу после празднований 1000-летия крещения Руси. Тогда же и началось и у нас движение. Тогдашний владыка – епископ Анатолий, в первую очередь стал просить у Совета Министров БАССР о передаче Вознесенской церкви в Табынске. Однако коммунистическое руководство было настроено жестко. Например, разрешение приобрести молитвенный дом в Красноусольске удалось получить только через Верховный Совет СССР в 1986 году, в этом домике (5х6 м) в районе «новостройки» Красноусольска начинает службы прот.Федор Жилкин ныне почивший клирик Уфимской епархии. Первое приходское собрание в Табынске возглавлял сам архиерей. Забился весь клуб до отказа. Все решения были единогласны, но дело продолжало прочно стоять. Последовали очень правильные отказы, подкрепленные мнением многочисленных министерств. С появлением в 1990 году нового архиерея, епископа Никона, опять поднялась волна протестов и просьб: передайте храм церкви. По его благословению, открывается Табынский приход. Правда его новый настоятель о.Николай довольно молод, и Вонесенский храм называет Троицким. Но он предпринимает подвижнические усилия. Поддерживаемый атаманом Уфимского казачества Прудниковым, о.Николай проводит богослужения прямо у забора которым окружен святой храм. Возникает сильнейшее противостояние с администрацией завода. Только в 1996 году владыке Никону удается достигнуть соглашения о поэтапной передаче храма. К 1997 году передача колокольни, к 2000 году передача трапезной, и к 2002 году передача уже всего здания. А за это время, министерство сельского хозяйства РБ надеялось построить новый завод. Но 1999 году министерство передало завод местной власти. И вот только теперь, после новых указов президента РФ, и КМ РФ, обращений к Президенту РФ, Президенту РБ, Патриарху, Лужкову и ко всей общественности местные власти уже разрушив церковное здание за 20 лет, решили наконец-то передать его нам. Что же это за храм, борьбу за который начали раньше всех, а закончили, так что позже не бывает. Что таится в стенах его? Обратимся к истории. Наше новое исследование, хотя и основано на предыдущих мнениях (см. Историю…) и в чем-то повторяет, однако привлечение новых данных по истории и архитектуры храма позволяет более определенно предложить читателям исторический разрез. В этой статье мы начнем как бы сначала: Основание Вознесенской церкви можно все-таки считать одновременным со строительством новой Табынской крепости. В 1696 году был указ1 царя Петра Алексеевича о переселении стрельцов на пристанскую поляну, и строительстве нового острога с отводом земель и угодий. Уже в 1698 году: «стольник Дмитрей Иванович Молостов в Уфинском уезде на пристане, заложил новопостроенной был город…». С большой вероятностью, тогда же и появляется первая Вознесенская церковь. Имя ее не случайно. С одной стороны в воспоминание погибшей Вознесенской пустыни в 1648 году, а с другой стороны на ключах еще существовала Пречистинская церковь. И в ней еще не пропала Табынская чудотворная икона, называемая вероятно народом «явленной». Несмотря на то, что новый острожек был, не вполне построен, он смог выдержать две осады, и когда в 1708 были разрушены близ лежащие Соловарный городок, завод и Пречистинский монастырь. Он стал опорой на южных рубежах. В это бурное время не легко пришлось и Вознесенскому храму, и кто мог тогда предположить, что пропавшая Табынская икона изберет себе в удел именно его. Об этом первом храме практически ничего не известно. Существует только смутная легенда о том, что он был построен еще первыми казаками, и затем стал приходским в деревеньке, называемой тогда монастырской.3 Храм был небольшим. По преданию, именно на его месте сейчас построена храмовая часть современной Вознесенской церкви. Против обыкновения он меньше трапезной, размером где-то 15х15 метров. И это все что удается выяснить. Поскольку были постоянные набеги, кладбище сначала было устроено вокруг этого храма, башкиры почему-то старались уничтожать и мертвецов. Сейчас, когда постоянно рядом с храмом протягивают траншеи и устраивают коммуникации. Костей и черепов обычно много, хотя точно известно, что было могил, пять и только священников, и с восточной части алтаря. Постоянные набеги и восстания башкир свидетельствовали о том, что «союзный» договор с Иоанном Грозным не считается действительным. Поэтому в 1734 году появился указ императрицы Анны, и обер-секретарь Сената И.К.Кириллов прибыл в Башкирию для строительства Оренбургской оборонительной линии. Фактически Башкирия завоевывалась и вливалась в состав Российской империи. Кириллову была поставлена задача - прекратить восстания, и башкир полностью подчинить себе. Опорным пунктом был выбран именно Табынск, и согласно нового указа от Кириллова требовалось «построить хороший пригородок вверх по р. Белой расстоянием от Уфы со 100 верст в средине Ногайской дороги, называемый Табынск: на…Табынском бывшем городском месте …и одну роту поселить». 14 июля 1736 г. была построена крепость в 5 бастионов и тогда же возобновлен Вознесенский храм: «земляной город о пяти бастионах и церковью Вознесения». Построенная при Иване Кирилловиче Вознесенская церковь была деревянной, как и весь Табынск. На плане 1769 года составленным подпоручиком Никитой К (фамилия неразборчива) видно, что участок, выделенный под церковь, был порядка 60 х 70 метров. Храм стал вместительнее порядка 20х30 метров, без ярко выраженной колокольни и трапезной. Алтарь в длину около 6 метров, а в ширину на весь храм. Очевидно, алтарная апсида вмещала все три придела. Именно в этой церкви случилось третье, и последнее явление чудотворной Табынской иконы Божией Матери. Где она прославилась и стала называться Табынской. В 1793 году в Табынске случился пожар и церковь, построенная при И.Кириллове, сгорела. Причем св. икона и антиминс, как это сохранило «Сказание» были вовремя вынесены из храма. В 1828 году Вознесенская церковь сгорела во второй раз. И именно в то время когда св.икона была унесена на святые ключи. Антиминсы были спасены казаком по фамилии Кадошников. Настоящий каменный храм был построен в 1848 году, когда крепость и земляные валы были уже срыты. Здесь интересно упоминание «Сказания» о местном благочинном Базилевском. Который однажды решил по просьбе христиан Богоявленского завода, находившегося всего в 12 км от Табынска, оставить чудотворную икону у них. Однако, обличаемый Богородицей, отменил свое решение. Этот заслуженный священник протоиерей Федор Иванович Базилевский был в последствии искренним поклонником Божией Матери. Его благочиние простиралось в селах Табынск, Куганак, Усолка, Васильевка; заводов Верхоторского, Воскресенского, Богоявленского, Архангельского. Поддерживая дух своих прихожан, Федор Иванович во время эпидемий холеры совершал крестные ходы, посещал холерных больных, и ездил в Табынск за чудотворной иконой. Во время эпидемии 1848 года, помогая холерным больным, Федор Иванович заразился и сам, а потом умер. Думается, что и его усердие было хода- тайством строительства в Табынске кирпичного храма. Табынские старики единодушно рассказывают, что для строительства церкви на другом берегу Белой было построено два кирпичных завода. Кирпич готовили очень долго. Месили, затем формовали и сушили. А потом уже около недели обжигали в печах. Известку также жгли у себя на горе Воскресенке, которую называли еще «Шиханом». Имеется и легенда о строителях: «Были 12 братьев и решили построить церковь. Братья строили долго, а церковь все садилась к земле. Когда же ее, наконец, построили, то она сразу поднялась и показалась во всем своем величии. Братьям было от Бога видение во сне, если желают Царства Небесного, то должны согласиться умереть, а если хотят богатой жизни, пусть живут. 11 братьев согласились сразу умереть, а один засомневался, но потом все же согласился. Когда же случайно открыли их могилы и все увидели, что он лежал с братьями, но повернутый от них». И так, в 1858 г. всех прихожан-мужчин было 1102 человека. А в 1870 г. показал 289 дворов с 931 мужчиной и 994 женщинами. Итоги первой Всероссийской переписи 1897 г.: 1609 мужчин и 1772 женщины, из них 67 человек временно проживали в с. Табынское По данным И.Златоверховникова в 1897 году состояние Вознесенской церкви было таково - каменная, построена в 1848 году с приделами Казанской Божией Матери и Святаго Николая Чудотворца. Приписано 4 приходских деревни (Павловка, Архангелка, Ахметка (чуваши) и т.д.), в селе 2 земских училища: мужское и женское; храмовой земли 92 десятины (около 100 га.).13. В 1914 г. причт села состоял из 4-х священников и 4-х псаломщиков. Дополнительно было открыто Табынское городской 4-х классное училище на средства Ивана Кузнецова. Земская больница. Ветеринарная лечебница. Почтово-телеграфное отделение. Фотоателье Ступина И.С. А также производства салотопенное, свечное, сыромятное, маслобойное, красильное, кожевенное. Благодаря паломничеству, а также наличию пристани в Табынске проходила волостная ярмарка дважды в год 26 февраля и в 9-е воскресение по Пасхе. А также и еженедельный базар. Табынск становился экономическим центром всего края. Табынская церковь была по доходности самой богатой в Уфимской епархии. Обыкновенно церковный причт вносил самые большие суммы на нужды епархии, к примеру: В 1903 г. на устройство епархиального свечного завода Табынская церковь добровольно выделила 2000 руб, хотя имела и свой. А в 1904 г. на содержание мужского и женского духовных училищ в Уфе Табынская церковь должна была перечислить – 820 руб., да ещё от причта Табынска планировалось получить 150 руб. И это кроме сумм плановых отчисляемых ежегодно. Чтобы оценить уровень рубля в те времена скажем, что например Богоявленский каменый храм был оценен в 8000 рублей. А табынская церковь получала доход от иконы и прихода 9800 р., проценты по вкладам капитала 7660 р. Дополнительно жалованьем от казны каждый священник получал по 300 р. В 1905 году в Табынск доставлен большой колокол ве- сом 200 пудов. Подвесить колокол в те времена большая работа. Строилась тщательно целая горка, чтобы колокол не свалился на головы. И вот табынские рассказывают: «Была особая бригада - мастера, ходили по церквам и поднимали большие колокола на колокольни. Такая же бригада поднимала колокол и у нас. По- мнят, что главный мастер был с большой бородой. Они тогда тоже построили большое деревянное сооружение в виде горки. Привязали много веревок и когда все было готово, собрали всю деревню, чтобы поднять колокол. В самый момент, когда мужики схватились за веревки, старшой поднял руку: «Братия и Сестры! Поднимать колокол святое и опасное дело, если кто сношничал, лучше отойдите, а не то колокол упадет всем на голову». Некоторые мужики так и отбежали. Вся деревня потом смеялась над ними. Архитектура Вознесенской церкви является сама по себе раскрытой книгой его истории. В своем современном состоянии, когда обнажились у полуразрушенных стен старинная кирпичная кладка, можно и без фотографий определить некоторые детали декора. Выполнена она в строго классическом стиле тех времен. Можно заметить такую существенную подробность, что основные размеры предшествующих храмов совпадают с современными. Это говорит о наличии каменного фундамента, на основании которого в последствии был сооружен и храм 1828 года и каменный 1848 года. Хотя это утверждение не может быть строгим. Во всяком случае, здание, несомненно, имеет сложную строительную историю. Первоначально церковь состояла из квадратного в плане трехнефного храма с апсидой и без колокольни. В точности, повторяя в плане церковь 1736 года. Судя по различию декоративных украшений и оконных проемов, несколько позже с восточной стороны к храму был пристроен, уступающий ему по ширине четверик - новый храм с крупным световым барабаном и прямоугольной апсидой алтаря. Прежний храм был превращен в трапезную, в которой, остались алтари Казанской Божией Матери и чудотворца Николая. Купол нового храма красотой не блистал, он не был окружен колоннадой как колокольня. Возможно, это решение было продиктовано подвижкой фундамента, из-за которого в последствии купол рухнул при реконструкции 50-х годов. После возведения по сторонам основания колокольни двухэтажных пристроек сторожки и крестильной колокольня слилась в единый массив. Сторожка, как вспоминают старожилы, всегда принимала странников и паломников. На втором этаже находилась ризничная, вход туда был из храма. Все здание практически выстроено из самодельного кирпича 25х13х7,5 см, а вот сторожка и крестильная — из плитняка. На северном и южном фасаде храма были расположены входы в виде портика о двух колоннах. Два прямоугольных окна по бокам украшались по второму ярусу круглыми оконцами. Левее входа находится три больших (3х3 м.) квадратных, окна трапезной. Аналогичное им квадратное окно сторожки с про- резанным над ним полуциркульным остекленным проемом второго этажа (на правом фланге) воспринимается как единое двухъярусное окно. В архитектуре доминирует трехъярусная колокольня, окруженная 8 столбами. Они уравновешивают массивные объемы нижних ярусов. А плоские полукруглые ниши в каждой грани второго яруса создают впечатление сухости небольшими прямоугольными окнами. Парадность этого фасада подчеркнута высоким арочным проемом входа и роскошными воротами. Торцы боковых пристроек равны высоте первого яруса колокольни. Сторожка имеет вход из колокольни. А крестильная соединена с трапезной. Плоскостное украшение всего здания характерно для классицизма середины 19 века. В простенках храма расположены слабо выступающие пилястры. Аналогичные пилястры в простенках и на углах трапезной несут упрощенный архитрав и две горизонтальные тяги. Четыре мощных устоя по углам храма несли на высоких подпружных арках световой барабан. Храм соединен с алтарной апсидой тремя арочными проемами, средний из которых, предназначенный для царских врат значительно шире боковых. Еще один арочный проем связывает храм с обширной трапезной. Ее трехнефное пространство с четырьмя тонкими литыми столбами-стойками воспринимается визуально единым. И создает замечательное акустическое пространство. Перекрытие основания колокольни образовано Т-образным пересечением двух цилиндрических сводов. Переход к круглому третьему ярусу колокольни осуществлен при помощи ступенчатых парусов. Сторожка и крестильная перекрыты сводиками по металлическим балкам. Плоское боковых нефов трапезной вероятно позднейшего времени. Лестница к верхним ярусам колокольни устроена в скрытом помещении основания, слева от входа. Закрытие храма К началу революции состояние клира по данным адрес-календаря Уфимской губернии в 1912 году было таково: настоятелем Табынской церкви был Александр Галактионович Куличев. Ему помогали 4 священника А.М.Кононов, прот.Н.Геллертов, Емел. Щелчков, Дм. Селиванов. Такое количество было оправданным, поскольку Табынскую икону обязательно должен был сопровождать приходской и местный священники.19 Крестный ход тянулся иной раз и целый год, и тогда священники менялись. В 1918 году Табынская икона осталась в Оренбурге, и скорее всего один из священников а также помощник старосты Д.Матвеева остались с ней. Уже в 1926 году в Табынской церкви был только один Дмитрий Селиванов. В самый праздник Пресвятой Троицы 20 июня 1926 года в храме было общее собрание верующих 200 человек, которых в последствии назвали «церковниками». Они, поддерживаемые Епархиальным съездом, обратились в Башкирский НКВД о разрешении привезти Табынскую икону из Китая, где ее оставил помощник старосты Д.Матвеев. Конечно, хотелось привезти ее к празднику явления чудотворной иконы – 9-ой пятнице (в 26 году 2 июля). Однако такого торжества православия НКВД конечно не разрешил. К 30 году осталось только двое клириков в Табынске. Один из них настоятель Дмитрий Селиванов – старый, а другой Колокольцев был помоложе (скорее всего диакон). Потом его сменил диакон Алексей Аттиков. При церкви существовала слепая от рождения монашка Марфа (мирское имя Елена) ей помогали все верующие. Всем миром дом поставили, дрова готовили и проч. Но особенно помогала Нюра Терентьева она же и просфоры пекла, и пела на клиросе. На «крылосе» пел Дмитрий Петрович Михайлов. Известными звонарями были: братья Зимины Алексей и Константин Матвеевичи, Гусельников Александр, Ульянин Василий. Закрытие церкви началось в январе 1930 года. А потому, что прихожане оказывали сильное сопротивление, храм был закрыт только к концу года. Материалы дела о закрытии начинаются заявлением 2022 человек о создании православной религиозной организации на территории прихода Табынской церкви. Несмотря на то, что оно было подано в конце 1929 года, тут же в декабре власти начали процесс закрытия храма. Конечно, добровольно уговорить этих людей написать обратное заявление, было невозможно, и тогда пошли по другому пути. Население села разбили на 4 сотни, выделив из них людей с правом так называемого решающего голоса 1619 человек, из которых по окрестным деревням и хуторам набрали 558 голосов. Работа как видно проходила в жестком режиме. Сначала экспериментировали в окрестных деревеньках, начали прямо после Крещения Господня. Результаты показались удовлетворительными - отказалось только 8 человек. Поэтому 26 января начали уже генеральное наступление. В один день провели четыре собрания, но отказавшихся стало гораздо больше. Это несколько ошеломило организаторов, и они подделывали подписи (или методично обрабатывали) до 30 января, когда стало уже против только 54 человека. Хотя повсюду шли аресты, даже на собраниях нашлись люди, выступавшие против закрытия церкви. Рассказывают, что арестов было очень много. Однако сопротивление народа нарастало. «В Пасху надо было делать пасхальный звон, и хотя церковь была закрыта, звонари залезли через крышу в окно на колокольню и устроили большой звон. Тогда услыхали в Усолке и приехали верхами военные, милиция стали стрелять вверх, чтобы разогнать верующих и взять парней. А народ начал кидать в них и палками и кирпичами чем попало, так и угнали их и они уехали. У конвоя милиции отобрали ружья, и один из них перепугался и убежал через речку Усолку домой. А женщины все стоят, плачут, молятся, что так Господь дал разум им уехать. Не стали ведь в народ стрелять уехали. И в церкви всю неделю был пасхальный звон. Каждый день начинали с утра звонить и продолжали до вечера». Но после Пасхи власти отрезали сначала язык у колокола, а потом и все церковное имущество вывезли ночью на 16-ти возах. Каждую попытку проникнуть в церковь пресекал конный отряд вызываемый из Усолки. Но, ночью храм продолжал действовать. Венчались и крестились. Только 18 сентября БашЦИК обратился в Кремль с ходатайством о закрытии Табынской церкви. И в ноябре приступили к окончательному разграблению храма. 14 декабря 1930 года был снят колокол, разбит и вывезен Уральской конторой «РУДМЕТАЛТОРГ». «Верующих в селе было много, из-за революции все порушилось. Тогда еще жили на разных улицах казаки. Многих сажали и сослали. Так и говорили: «если богомол - посадить». Но народ твердо стоял в православной вере, говорили друг другу: что мы заслужили, то и получаем, а от Бога отрекаться не будем». Большей частью неграмотные, они распространяли особые листки, переписываемые от руки. Чтобы не смущаться на допросах были подготовлены достойные и мудрые ответы. Тогда не сомневались, что уже пришли последние времена и скоро конец света. Священник Дмитрий Селиванов вместе с матушкой скрылся ночью, чтобы и его не арестовали. Пострадал и всем известный купец и жертвователь Кузнецов Ф.Т Захара Михайлова посадили в тюрьму за веру, ходил в церковь молился Богу, не бросал церковь. Ему присудили три года в Уфимской тюрьме. Не смотря на такой разгром, крестные ходы в Табынск не прекратились. Несмотря на угрозы, расправится с храмом под школу его так и не переделали. Сельсовет решил устроить там зерносклад. Но большинство жителей туда не заходили. Однако со временем, особо отъявленные комсомольцы стали портить и росписи, иконостасом и иконами топили печки. В годы Великой Отечественной войны сюда въехал эвакуированный из Ленинграда витаминный завод. Станки были небольшими, и поэтому пере- стройки храма не производилось. Однако с 1950 года начались новые гонения. Так в записке Совета по делам Русской православной церкви в адрес ЦК КПСС под грифом «СЕКРЕТНО. ЭКЗ. № 1» от 24 сентября 1958г. №487/с «О паломничестве верующих к так называемым «святым местам»» говорится (см. стр.90 этого номера «Архив»): «…паломничество в день празднования так называемой «Табынской божией матери» (9-я пятница после пасхи) на соляно-серные ключи в селе Табынске, Башкирской АССР, носившее массовый характер (в 1948 г. было в этот день до 15 тыс. человек, в 1949 г. — до 17 тыс. паломников, в 1950 г. — около 900 человек), — в 1952 году прекратилось в связи с тем, что ключи были включены в зону местного курорта, и доступ к ним был закрыт». И опять Табынский храм становится в центре внимания. В 1954 г. — храм был оборудован под Табынский консервный совхоз-завод. Никакой необходимости в этом не было. Можно было построить и отдельные цеха, но приказ есть приказ. Во время основательной переделки храма рухнул центральный купол, и лишь по чистой случайности, а мы знаем, что по милости Божией, никто не пострадал. Как рассказывают очевидцы, никто этого не ожидал. Только кончилась работа второй смены, и в полночь купол рухнул. |