Главная> Статьи > Разное > Духовный подвиг архимандрита Антонина (Капустина).Часть I

Духовный подвиг архимандрита Антонина (Капустина).Часть I


Духовный подвиг архимандрита Антонина (Капустина).
Село Батурино- Афины-Константинополь-Святая Земля.


7.jpg1. Зауральцы на Святой Земле.
По благословлению епископа Михаила (ныне усопшего) в конце мая 2008г., я с группой паломников из Кургана в составе 13 человек, совершили паломничество на Святую Землю. Вся поездка была организована самой представительной и авторитетной в Палестине паломнической организацией: Паломническим центром Московской Патриархии, поэтому нам дали уникальную возможность поклониться почти всем христианским святыням. Таким образом, мне удалось лично побывать во многих географических местах, связанных с земной жизнью архимандрита Антонина. Это было связано с благоприятной обстановкой в мае 2008г.- было какое то невероятное для Израиля политическое затишье. Поэтому мы четыре раза заезжали на территорию Палестинской автономии, в т.ч. в очень проблемные, небезопасные города Вифлеем, Хеврон и Иерихон, были в Галилее, на побережье Средиземного моря в Яффе и, конечно, в Святом Граде-Иерусалиме.
Наша паломническая группа, организованно побывала на Святой Земле второй раз за все историю Курганской и Шадринской епархии, первая ездила в апреле 2007г. Конечно, многие земляки побывали на Святой Земле ранее нас, но только в частном порядке, а мы были официальными представителями от нашей епархии и по благословлению епископа имели с собой ещё и литературу про нашу епархию для жертвования в местные монастыри. Везли мы экземпляры замечательной биографической книги »Священнический род Капустиных» автора А.А. Пашкова, различные видеофильмы, альманах «Звонница» с материалами о храме А. Невского и о Порт-Артурской иконе, а так же книги православной писательницы Е.А. Кибиревой.
Надо сказать, что провоз литературы через израильские спецслужбы в аэропорту Шереметьево вызвал некоторые неудобства: они не слишком приветствуют частные передачи с пассажирами в Израиль, т.к. видят во всех только террористов. Может быть это и правильно.
При пожертвовании литературы в церковные учреждения на Святой земле, сначала мы испытывали некоторую застенчивость. Но видя, с каким вниманием принимают здесь любые вести с Родины, мы успокоились. Я поинтересовался в Русской Духовной миссии, много ли сюда на Святую Землю привозят региональной литературы из России. Оказалось, что совершенно не достаточно и глубокое изучение проявляется ко всему. Особенно запомнился интерес к российским событиям представителей Русской Православной церкви за рубежом, ведь объединение Церквей произошло сравнительно недавно. До этого общение и информация о России было очень ограниченным.
В Палестине нам окончательно стало ясно, какая наблюдается тесная связь нашей епархии и Святой Земли, благодаря знаменитому земляку. Как пароль, звучало везде слово «земляк Антонин Капустин», которое отлично понималось всем многонациональным составом монахинь иерусалимских монастырей: сербками, гречанками, румынками, белоэмигрантскими парижанками, не говоря уж о представителях Русской Православной церкви. Сразу почувствовалось, что отношение к нам, его землякам на Святой Земле было особенно теплое.
Но начну, пожалуй, я не с Иерусалима, а с описания наших родных мест, совмещенных с очень краткой биографической справкой про архимандрита Антонина.

2. Село Батурино.
Архимандрит Антонин, в миру Андрей Иванович Капустин, родился в 1817 году, в семье Ивана Леонтьевича Капустина, священника села Батурино Шадринского уезда Пермской губернии. Дед, прадед и прапрадед будущего архимандрита были священниками; мать его, Мария Григорьевна Варлакова, также происходила из семьи местного священника. Не удивительно, что в жизни семьи Капустиных самым важным был храм, и сына своего Иван Леонтьевич воспитывал в вере Православной, зажигая с ее помощью в душе Андрея свет Истины, развивая отзывчивость, чуткость, красоту душевную и понимание красоты. В 1865 г. семья Капустиных отметила 100-летний юбилей непрерывного служения в с. Батурино. О.Антонин пожертвовал крест, украшенный самоцветами с частицей древа Животворящего креста.
Когда я готовился к паломничеству то, разумеется, много читал об архимандрите Антонине. А тут вдруг удача: увидел объявление, что в выходной 24 февраля 2008г. из храма А.Невского в село Батурино отъезжает группа паломников. Погода в тот день испытывала нас на прочность.
Третий день-метель со снегом. Ехали с молитвами, но в наших душах было также неспокойно, как и за окном автобуса. Из печати я уже знал, что храм на малой родине знаменитого архимандрита находится в удручающем состоянии. Действительность превзошла все наши ожидания… Жалкое зрелище представляет собой в наше время некогда величественный Спасо-Преображенский собор. Пятиярусная колокольня высотой 54 метра давно потеряла голос и внешнюю красоту. Чья несчастная голова придумала сбросить тот 250 –пудовый колокол, что подарил родной церкви на 100-летие Екатеринбургский митрополит Иона- тоже Капустин (дядя архимандрита). И где остальные колокола, певшие о славе Божией. Могилы священников Капустиных, умерших в Батурино и похороненных вблизи алтаря затоптаны и оплеваны. Их предстоит отыскать и по-христиански благоустроить.
Из статьи Н.А.Быстровой в Православной газете я узнал, что до сих пор был бы в храме клуб или телятник, если бы в 1993 году представитель Русской Духовной миссии в Иерусалиме не приехал в Батурино посмотреть на родину архимандрита Антонина. Представляете его впечатления от увиденного, против благовейной памяти о Капустине, сохраняемой в Палестине. Позор на весь мир! Но нам, всем зауральцам, стыд этот был - как с гуся вода. И только письмо игуменьи иерусалимского Свято-Вознесенского о подготовке к 100-летию представления отца Антонина дополнительно расшевелило совесть православных Батуринцов. Со слезами покаяния бросились они расчищать святое место и писать епископу Михаилу (ныне усопшему) прошения о назначении настоятеля на этот знаменитый приход. Началась борьба за восстановление церкви. Нет в живых уже иеромонаха Ексакустодиана, первого настоятеля времен перестройки, но дело его восстановления храма продолжается. Понравился мне нынешний настоятель-отец Сергий (Кривых) с матушкой Ириной. Проведена большая работа: установлены кресты, настланы новые деревянные полы, сделан ремонт внутренних стен, восстановлено отопление. Но это конечно - капля в море проблем реставрации.
В ту поездку в храме произошла наша неожиданная встреча с казаками Шадринской станицы Оренбургского казачьего войска во главе с атаманом, вахмистром Савельевым Александром Анатольевичем. С казаками очень тепло распрощались, может быть хоть физическим трудом они как то помогут храму?

3. Далматовский Успенский монастырь.
Грамоте Капустина учил отец по Псалтири, а в 1826 году Андрей ушел учиться в Далматовское Духовное училище (бурсу). Несмотря на побои и зубрежку ненавистной латыни, архимандрит Антонин вспоминал Далматовскую обитель (где находилось училище) почти с нежностью в своих "Записках Синайского богомольца" (Труды Киевской Духовной Академии: 1871 г.- кн.2,4,8; 1873 г.- кн.5; 1873 г.- кн.3,5), и на смертном одре отписал ей, по духовному завещанию, кабинетный крест с алмазами на память о воспитаннике и в благодарность за преподанные азы наук.
Я много раз бывал в Далматовском монастыре. Поэтому нисколько не удивлен, что сгоревшее здание Духовного училища по разрухе нисколько не выделяется от крепостных стен или величественного Успенского собора. Справедливости надо отметить, что на те скудные средства, выделяемые в последние годы, при подвижнической деятельности игумена Варнавы и братии - реставрация монастыря все же идет. Надеюсь, что руки дойдут и до здания духовного училища.

4. Пермская, Екатеринбургская духовные семинарии.

Киевская духовная академия.
Проучившись пять лет в Далматовском Духовном училище, Андрей поступил в Пермскую Духовную семинарию для продолжения образования. А к 1836 году Капустину пришла мысль оставить Пермь и перейти в Екатеринбургскую Духовную семинарию, где ректором был его дядя Иона (магистр Московской Духовной академии, впоследствии епископ Екатеринбургский), который брал на себя заботы о дальнейшем воспитании Андрея.
В Киевскую Духовную Академию он получает назначение лишь в 1839 году. В Киеве Андрей зарекомендовал себя отличным учеником. Одновременно с занятиями и расширением круга знакомств (профессора Академии, братия лавры) крепнет его христианское мировоззрение. Все четыре года в Киеве он непрерывно занимался самообразованием, и в 1843 году окончил полный учебный курс Академии вторым по разрядному списку студентов, и был рекомендован отцу Ректору как кандидат на бакалаврство, которое и получил 19 декабря 1843 года.
Переломный момент наступил 7 ноября 1845 года, когда Андрей Иванович Капустин был пострижен в монашество с наречением имени Антонин.

5. Греция. Афины. Русская церковь прп. Серафима Саровского.
17 июня 1850 года оставив преподавание, отец Антонин с радостью отправился в Афины, охваченный "чувством несказанного блага, какого-то духовного роста, жаления, умиления, забытья... Обратившийся уже весь в идеал, классический мир неотразимо влечет меня к себе..." Именно это назначение впоследствии привело архимандрита Антонина к восприятию и переживанию идеи вселенскости Православия, и это же назначение заставило его навсегда покинуть Родину (еще раз он вернется в Россию, но ненадолго). Семилетняя педагогическая практика была для отца Антонина непрерывным процессом подготовки к будущей деятельности. С переездом в Афины начался самый интересный период в жизни отца Антонина: он находит свой научный путь и следует ему неуклонно, серьезно работает, благодаря чему его имя становится известным и авторитетным в научных кругах России и Греции. Время, когда отец Антонин приезжает в Грецию, необычно и интересно само по себе: в столице молодого эллинского государства начинает возрождаться культурная жизнь и национальное самосознание греков. В Афинах открывается университет, многие греческие ученые живут в столице. Отец Антонин сразу понял ту интеллектуальную среду, в которую попал; именно в Греции он почувствовал, насколько близки русские и эллины по вере, духу и истории. Но была настороженность балканских народов по отношению к русским, и были силы в Европе, сознавая опасность греко-русского сближения, готовые подтолкнуть Грецию к протестантским странам, стремившимся уничтожить святыню греческого народа - Православие. Отец Антонин занялся этим вопросом, и его оценка до сих пор не потеряла остроты и актуальности: подобное положение вещей он объяснил длительным порабощением греков и их подсознательной боязнью покушения на свободу. Стоит отметить, что и в Греции, и в России мнение отца Антонина признавалось авторитетным, и этот случай - не исключение.
Помимо научных изысканий, отец Антонин занимался и чисто хозяйственными вопросами - переделкой церкви святого Никодима в посольскую. А в январе 1853 года Святейший Синод признал отца Антонина достойным звания архимандрита за труды на греческой земле. Три следующих года архимандрит Антонин занимался древними христианскими надписями, изучал Парфенон и предпринимал дальние поездки в целях знакомства с другими культурами. После путешествия на Афон отец Антонин пришел к неутешительным выводам о борьбе двух видов Православия: греческого и славянского, под влиянием которых он вынужден был находиться всю жизнь и о разногласии которых он всегда сокрушался. Но развитие этих мыслей было прервано новым назначением архимандрита Антонина.

Продолжение следует

Павлов Николай Борисович (г. Курган)


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования