Духовный подвиг архимандрита Антонина (Капустина).Часть II |
20.10.2011 г. |
Продолжение. 6. Константинополь. Церковь Святой Софии. В апреле 1860 года архимандрит Антонин получил сообщение о переводе в Константинополь, и уже в сентябре новый настоятель прибыл в Царьград, о котором мечтал с самого детства. Здесь его ждала бурная церковно-политическая жизнь. Архимандрит Антонин вошел в близкие и живые сношения с Вселенским Патриархатом, высшим греческим духовенством и русским дипломатическим корпусом, без поддержки которого в Константинополе никакая деятельность не была бы эффективной. Новому настоятелю было поручено заниматься болгаро-униатским вопросом, выполнять некоторые поручения Синода в связи со вступлением на Вселенский престол патриарха Софрония и продолжить изучение Синайского кодекса Библии (начатое на Афоне в марте 1863 года). Разнообразие и щекотливость многих поручений требовали от отца Антонина дипломатичности и проницательности, отнимая время у занятий византологией, но эта дипломатическая школа пригодилась ему уже в Иерусалиме. Тем не менее, архимандрит Антонин изучает рукописи, памятники археологии и искусства, предпринимает научные экспедиции, и вскоре его имя становится одним из самых известных среди византологов . Немало его мысли занимала и проблема постройки храма для православных Константинополя, открытого и доступного, так как церковь при посольстве была неудобна расположением (третий этаж здания посольства) и ограниченностью доступа на территорию. Но служебные и личные дела, вынудившие отца Антонина выехать в Россию, остановили ход дела. 1863 год архимандрит провел на Родине, встречаясь с родными, друзьями и начальствующими. В 1865 году архимандрита Антонина настигла весть о смерти отца и, пытаясь совладать со своим горем, он отправляется в последнюю поездку по Румелии (Македонии, Фессалии и Эпире). Опубликованные путевые дневники "Из Румелии" (1886) и "Поездка в Румелию" (1879) являются ценнейшим источником сведений по археологии и истории для всех интересующихся ими и в наши дни. 7. Архимандрит Антонин в Иерусалиме. Это был еще один поворот жизненного пути отца Антонина: 1 сентября 1865 года он вступил в Иерусалим, даже не предполагая, что после многолетней работы именно здесь ему "придется сложить старческие кости на вспаханном поле". Итак, в 1847 году была основана Русская Духовная Миссия в Иерусалиме для упрочнения влияния Русской Православной Церкви на Востоке. В то время осуществлению поставленных перед Миссией задач мешало то, что она не имела самого важного и существенно необходимого условия - влияния на греческое духовенство, ни канонического, ни исторического, ни политического. После пребывания в Константинополе архимандрит Антонин уже понимал, как надлежит вести себя в крайне "нездоровой" среде греческого духовенства той поры. Кроме того, у него сложилось четкое представление о проблемах Церквей Православных и о мерах, которые стоило бы принять. Отец Антонин ратовал за необходимость налаживания постоянных сношений между Русской и Константинопольской Церквями, которую почувствовало и греческое духовенство. Вообще говоря, многие святыни ко времени назначения отца Антонина Начальником Миссии находились под контролем католиков, протестантов и мусульман. Отцу Антонину, твердо решившему заняться расширением владений Миссии, приходилось рассчитывать только на помощь паломников и собственные скудные средства (помимо прочего, Консульство запрещало устанавливать кружки для сбора пожертвований на содержание Миссии). Немалую трудность представляло для отца Антонина и турецкое законодательство, разрешавшее приобретать земли только частным лицам и только подданным Порты. Но эту трудность помог преодолеть верный помощник Начальника и драгоман Миссии Я. Е. Халеби, на имя которого и приобретались все земли. Имя архимандрита Антонина неразрывно связано с русскими землями в Палестине, с археологическими раскопками, на них проведенными, с прекрасными храмами, приютами и подворьями, построенными на этих землях. Многое из созданного отцом Антонином мы потеряли в годы советской власти, что-то осталось в ведении Миссии, а свои права на отдельные участки Русской Православной Церкви приходится отстаивать перед враждебно настроенными странами, именуемыми мировым сообществом. Отец Антонин принадлежал к "ученому монашеству" - той тонкой прослойке образованных иноков, которая в дореволюционной России была едва ли не единственным связующим звеном между духовенством и интеллигенцией. История ученого монашества в Русской Церкви пока не написана; если бы она была написана, архимандриту Антонину в ней, несомненно, было бы отведено достойное место. Архимандриту Антонину принадлежит также систематический научный каталог 1348 греческих и славянских рукописей монастыря св. Великомученицы Екатерины на Синае. Его сочинения, регулярно выходившие в российской печати, монографии, дневники, его библиотека и музей говорят о неординарном человеке, достойном представителе русского богословия и русской науки (отец Антонин питал слабость к астрономии и даже устроил на здании Миссии небольшую обсерваторию), его имя вспоминается как в духовных Академиях наравне с величайшими богословами, так и в светских научных центрах, особенно связанных с византологией и археологией. Его кончина 24 марта 1894 года, в канун Благовещения, была мирной и озаренной Светом Христовым, но его чада, оставленные без пастыря, скорбели о нем безутешно, и даже высшее греческое духовенство, часто боровшееся против отца Антонина, искренне соболезновало православным русским на Святой Земле, оплакивавшим своего духовника. 8. По следам архимандрита Антонина на Святой земле. 8.1. Дуб Мамврийский в Хевроне. На одном из таких участков находится великая святыня - Дуб Мамврийский в Хевроне, и именно это приобретение отца Антонина стоит вспомнить первым, как главное, что он смог принести в дар своей Церкви и Отечеству. Дуб Мамврийский, около которого Святая Троица явилась Аврааму в виде Трех Странников (Быт. Х1И,18, XVIII, 1-5), находился в самом центре мусульманского фанатизма - в Хевроне. Дело в том, что среди местного населения бытовало поверье, что ислам погибнет, как только в Хевроне зазвучит колокольный звон, поэтому возможность купить Дуб от лица Миссии была полностью исключена. После долгих и томительных переговоров, немалых "бакшишей", Я.Халеби купил участок. С приобретением в собственность этого участка земли и Дуба Мамврийского заботы отца Антонина только возросли: он решил "округлить" свои владения и занялся покупкой близлежащих земель. Несмотря на сопротивление местного населения и турецкой администрации. Начальник Миссии добился своего, и площадь участка составила около 72 355 кв. метров. К вечеру 18 мая мы приехали в г.Хеврон. Сейчас здесь живет только священник о. Владимир с тремя трудницами и потомственным сторожем-арабом Дуба (на которого надежды нет при конфликте). Разведен огород и виноградник, на территории пасутся козы араба, но главная трудность - нет насельников и паломников. Бывает, что и по несколько месяцев. В Хевроне противостояние между евреями и арабами достигла высшей точки. Прямо страдает и Русское подворье- провокации различные постоянно. Громадные помещения для приема, трапезная- все пустуют. О.Владимир очень радушно нас встретил нас, организовал чаепитие, особенно узнав про наше землячество. Пожертвовали сюда привезенную литературу, которую о. Владимир немедленно собрался читать вслух трудницам. Главная святыня в Хевроне - Мамрийский Дуб - засох, но дал росток, за которым внимательно наблюдает весь христианский мир, помня афонское пророчество. Кору от засохшего Дуба собирает сторож-араб и продает редким православным паломникам. Мало кто знает, отец Антонин так удачно купил эту землю, что на ней было еще и полностью сохранившееся ханаанское захоронение (прим. 4 тыс. лет от Р.Х.). Ханаане жили здесь задолго до еврейского завоевания. Ценность гробницы в том, что она дает принципиальное представление об устройстве Гробницы Спасителя, т.к. конструкция не менялась в течение многих тысяч лет. Представляет собой пещеру из трех отделений, выкопанную в желтом известняке на склоне холма. Попрощавшись с о. Владимиром, мы выехали в Иерусалим. 8.2. Спасо-Вознесенский монастырь на Елеонской горе Иерусалим. Трепетные евангельские воспоминания навевает христианскому сердцу вершина Елеонской горы, приобретенная отцом Антонином одной из первых. Центральный участок был куплен драгоманом Миссии Я.Халеби в марте 1870 года, а позже к этим землям были присоединены еще несколько участков, в результате чего образовалась довольно обширная русская территория, на которой было открыто много древностей христианской эпохи. Отец Антонин произвел раскопки многих этих древних храмов и обнаружил, помимо всего прочего, необыкновенные мозаики и погребальные пещеры с весьма ценными надписями. Планирование и чертежи всех зданий принадлежат самому архимандриту Антонину. 8 июня 1886 года состоялось торжественное освящение Елеонской церкви Вознесения. Вместе с храмом была освящена и колокольня , 64 метра высоты, самая высокая точка Иерусалима, с отличными колоколами, самый большой из которых весит 308 пудов (он был доставлен из Яффы собственными силами богомольцев). С верхней галереи этой колокольни в ясные дни можно увидеть панораму Палестины, и весь земной путь Спасителя окидывается единым взором. Здесь сейчас Спасо-Вознесенский женский монастырь РПЦ. За рубежом и находится захоронение архимандрита Антонина. После «Стопочки»- а это мечеть «Вознесения» мы пришли в Спасо-Вознесенский монастырь, он рядом, вход - во дворах с арабской улицы на вершине Елеонской горы. Территория Спасо-Вознесенского монастыря оказалась неожиданно большой и очень напоминала цветущий сад, столько там росло деревьев, кустарников и цветов. Монументально выглядели постройки, воздвигнутые нашим земляком. К сожалению, главный храм Вознесения с могилой архимандрита был закрыт на ремонт, поэтому отслужили заупокойную панихиду у стены храма. Рядом было еще одно захоронение: многолетний сподвижник архимандрита Антонина (Капустина) по устроению Елеонского Вознесенского монастыря, выходец из Рязанской губернии игумен Парфений (Нарциссов) до последнего дня трудился над благоустройством обители. В ночь с 14 на 15 января 1909 г. он был зарезан грабителями в своем домике на Елеоне. Его похоронили с внешней стороны церкви Вознесения, возле могилы своего друга отца Антонина. Да, обстановка здесь всегда была сложная - подумали мы. Елеонский монастырь был наиболее многонациональный - румынки, гречанки, сербки и другие с интересом и пониманием рассмотревшие книги о земляке Антонине. Все это мы при прощании им пожертвовали. 8.3. Айн Карем. Горний монастырь. Под Иерусалимом. Но наиболее излюбленным местом пребывания паломников стала все, же Горняя, предполагаемая местность "града Иудова", где родился Предтеча Христов и где Богоматерь провела три месяца, гостя у праведной Елисаветы. Эта земля, называется еще Айн-Карем (долина виноградников). Сделка по покупке земли состоялась 15 февраля 1871 года, и ходжет (купчая) был составлен опять на имя Халеби. Как и в случае с землями на Елеоне, начальник Миссии о. Антонин приложил усилия к расширению владений, и в итоге получил ценное имение, площадью около 228 777 кв. метров, деятельное участие, в благоустройстве которого принимал лично: на склонах гор были посажены кипарисы, виноградники, миндальные и масляные деревья. Приобретениями отца Антонина русские паломницы нашли ласковый приют и отеческую заботу в новом паломническом доме. Благоустраивая Горненский участок, Начальник Миссии мечтал устроить там приют для тех паломниц, кто хотел окончить дни свои на Святой Земле. Все земельные владения в Горней были разбиты на маленькие участки, где насельницы должны были строить келью и устраивать при ней садик, переходившие ей в пожизненное владение с правом передачи по наследству другому лицу, после смерти, которого участок отходил к Миссии. Келья могла быть построена и украшена исключительно по вкусу насельницы, без каких-либо обязательных правил, что особенно привлекало паломниц. Сейчас здесь выстроен Горний монастырь РПЦ Московского Патриархата. Зашли мы в Горний монастырь со стороны израильского госпиталя, в котором в данное время уже 2 года находился в «коме» экс-президент Ариель Шарон. Наше ТВ передает, что он стал жертвой какого-то каббалистического проклятия, но нам христианам, это осмысливать совершенно не нужно, а только принять к сведению. Гид сказал, что земля под госпиталь незаконно отторгнута от монастыря – государством Израилем. Обитель, как и другие монастыри, являет собой райский цветущий сад, где каких только нет цветов. Небольшая церковь монастыря с высокой колокольней освящена во славу Казанской Иконы Богоматери. Есть еще пещерный храм Иоанна Предтечи, но мы там не были. Ближе к вершине горы в начале нашего века было начато строительство большого трехпрестольного храма, но российская революция не дала возможность его закончить. Сейчас Московский Патриархат церковь восстанавливает. В последнее время монастырь постоянно пополняется насельницами, сейчас их 60, а в лучшие годы до 1917г. бывало до 200. Здесь во время эпидемии холеры было явлено чудо с Казанской иконой Богородицы, которая остановила мор среди монахинь. В 2001 году скандально известный московский скульптор Церетели изготовил и пожертвовал в монастырь бюст архимандрита Антонина. Отслужив Литургию, мы с о. Павлом обратились с игуменьи Георгии. Надо заметить, что сюда мы пожертвовали самое большое кол-во епархиальной литературы, в т.ч. «Звонницу» с очерком «Порт-Артурская» икона. У истоков приобретения списка этой иконы в Иерусалиме в1998г. для Владивостока и стояла игуменья Георгия. Поэтому, как сведущий человек, я имел с ней продолжительную беседу об наших зауральских Порт-Артурских иконах. Про о.Антонина же она, наверное, информирована ещё лучше нас. Пока мы беседовали, игуменья Георгия распорядилась организовать разлив святой воды. Эту воду все паломники привезли домой. После мы все пошли на монастырское кладбище. К нашему удивлению увидели заранее отрытую могилу. Поняли, что монахи смерти не боятся, а наоборот - спокойно ждут исполнения Божьей воли. Вышли из монастыря, и пошли в селение Айн Карем. Посреди селения в долине, возле полуразрушенной мечети, из стены непрерывно бьет источник чистой воды в каменное корыто, откуда вода отведена для орошения местности. Источник посвящен Пресвятой Деве Марии христианами: над ним, видимо, был храм, обращенный впоследствии в мечеть. Мы набрали воды и поздним вечером отъехали в Иерусалим. 8.4. Гефсиманская женская обитель Свт. Марии Магдалины. Иерусалим. В Гефсимании архимандрит Антонин купил имение, где была построена под его руководством церковь во имя Марии Магдалины. Этот участок был передан им Императорскому Православному Палестинскому Обществу. Приехав туда, мы огляделись. Масличная гора утопает в лесах, сквозь которые прорастают и храмы, и обычные дома. У её подножья мы видели маслины в Гефсиманском саду, которые должны помнить Христа – им более 2000 лет. Многочисленные храмы, конечно, действующие. В то же время в них толпами ходят туристы и паломники. Император Александр III, при помощи нашего земляка о. Антонина, приобрел за собственные деньги участок земли на Масличной горе, приказав выстроить на нем храм в память своей матери, Марии Александровны. Заказ поручили известному архитектору Давиду Ивановичу Гримму, ученику К.П.Брюллова. Великолепная церковь с луковками, выстроенная в типичном московском стиле, получилась настолько изящной, что стала своего рода визитной карточкой Елеонской горы. На территории монастыря сохранились остатки лестницы, по которой Иисус спускался во время Входа в Иерусалим. Говорят, что лестница насчитывала 537 ступеней и вела с вершины Масличной горы в Кедронскую долину. По преданию, с места на территории, занимаемой ныне монастырем, вознеслась на небо Дева Мария. Здесь находятся мощи Свт. Великой княгини Елизаветы Федоровны и её келейницы Варвары. Здесь я познакомился с келейницей игуменьи Елизаветы - Таисией, из потомков белоэмигрантов, праправнучка генерала В.Ф. ван-дер Лауница и кн. М.Трубецкой. Жила в Париже, позже оказалась в монастыре. Дело в том, что я привез передачу от родственницы М.И.Рожковой, епархии и себя лично сестре Макрине, инокине этого же монастыря. В миру она была Марией Федоровной Проферансовой из Москвы, правнучкой куртамышско-шадринского свящ. О.Виталия (Милицына). О. Виталий был репрессирован на Соловках, умер от голода в 1932г. и причислен сейчас к Новомученникам и Исповедникам ХХ века РПЦ. Занимаясь историей своей семьи, я и вышел на него (мои деды учителя Павловы были знакомы с ним). К сожалению, в день нашего приезда сестра Макрина попала в больницу в Вифанию и настоятельница поручила принять передачу сестре Таисии. Ей же я вручил и епархиальные издания. Были на монастырском кладбище, где широко представлена фамилия Халеби - драгомана и друга о.Антонина, так же много сделавшего для оформления участков. Таисия, не только хорошо осведомлена о нашем земляке о.Антонине, но и обрадовалась вести о нашем общем знакомом - игумене о.Варнаве, наместнике Далматовского монастыря (они встречались с ним в Екатеринбурге). Сказала, что ждет от него икону-складень и передала для Далматовского монастыря пакет иерусалимского ладана. Надо сказать, что мы долго прощались (подошла еще одна инокиня Татьяна), поэтому то я как то отстал от группы. Через два дня, когда мы вновь пришли в монастырь на службу посвященную Св..Николаю ( моему тезоименителю, так уж вышло),опять встретились с Таисией, пришла специально проводить нас. Сообщила, что все издания Курганской епархии, игуменья Елизавета с большим интересом приняла в монастырскую библиотеку и уже образовалась очередь на чтение. Начало в предыдущей публикации. Продолжение следует. Николай Борисович Павов (г. Курган) |