Духовный подвиг архимандрита Антонина (Капустина). Заключение |
24.10.2011 г. |
8.5. Александровское подворье. Иерусалим, рядом с храмом Гроба Господня. После создания в 1882 году Императорского Православного Палестинского Общества, здесь, в 100 метрах от самого почитаемого места – храма Гроба Господня, были произведены археологические изыскания. Раскопками руководил опять наш вездесущий земляк архимандрит Антонин (Капустин). Раскопали уникальный памятник евангельского времени - Порог Судных Врат, через которые Иисуса вели на Голгофу, находившуюся тогда вне черты городских стен. Антонин Капустин писал: «В сентябре 1883 г. был обнаружен участок городской стены с воротами, относящийся, судя по особенностям кладки, к периоду второго Храма. Сие означает, что Иисус Христос, идя по Скорбному Пути к Голгофе, должен был ступить на порог найденных ворот. Врата эти известны как Судные, ибо римляне у них повторяли вынесенный преступникам приговор, после чего он уже не мог быть обжалован. Слева от Порога Судных Врат в кладке имеется бойница, размеры которой позволяют пройти человеку. Эта бойница атрибутируется как «игольное ушко», упоминавшееся Христом («Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царствие небесное» (Матфей, 19:24; Лука, 18:25). По некоторым данным, этот пролом был сделан для захода поздних путников, а так же скота, после наступления вечернего «комендантского часа», когда Судные Врата запирались. По окончании раскопок в связи с важностью обнаруженных находок русское консульство было решено открыть вне Старого города. Сегодня здесь Александровское подворье. А на выкупленном участке 13 сентября 1887 г. было заложено здание, которое должно было включать археологические реликвии, жилые и рабочие комнаты Духовной миссии ППО и церковь во имя Александра Невского, ангела основавшего ППО императора Александра III. Строительство церкви завершилось в 1896 г. и 22 мая она была освящена. Церковь представляет собой прямоугольное в плане бескупольное здание, с двускатной крышей, своего рода базилику. Престол церкви – это древний престол, найденный в этом месте при раскопках, возможно, престол одного из приделов первого византийского Храма Гроба Господня. Порог Судных врат закрыт стеклом и обнесен с трёх сторон чугунной ажурной решёткой, за которой установлено распятие на каменной глыбе с Голгофы, купленной у греков. Рядом с порогом "Судных врат" установлены 23 чёрные мраморные метровые мемориальные доски с именами русских жертвователей и датами их смерти, написанных золотыми буквами. В тот день 19 мая 2008г. мы, курганские паломники, не могли не посетить величайшую святыню для любого христианина "Порог Судных Врат" в Александровском подворье, расположенном на улице Даббаге, недалеко от Храма Гроба Господня. После прохождения Крестного пути Спасителя, наша группа соединилась, и мы зашли в двери этого замечательного подворья. Есть сведения, что Порог Судных Врат единственный артефакт библейских времен, не подлежащий ни какому сомнению, остальные все достаточно условны. Кстати, мы все паломники попробовали и все прошли через имеющееся там библейское «игольное ушко». Всё Александровское подворье до сих пор дышит духом старой белой эмиграции. Есть, сохраняемые уже около 100 лет Императорские покои. В храме находится икона Свт. Вероники, исполненная, как и Порт-Артурская икона в стиле романтической иконописи начала ХХ века, на плате. Спаситель на ней - в терновом венце, что показывает принадлежность иконописца к проигравшему в то время белогвардейскому движению. Раньше, до воссоединения наших Церквей, как говорил гид Женя, особенно-то здесь и не принимали, да и заходить паломником из России не рекомендовалось. Сейчас же, только сообщили мы, что земляки о.Антонина, то монахи нас мгновенно провели к святыне, закрыв от западных туристов вход, что бы нам никто не мешал. Про плату вообще разговор не шел, а с туристов берут по 2 шекеля. Фотография здесь была запрещена, но мы чувствовали, что для нас сделают исключение. На прощание мы с о.Павлом вручили библиотекарю Александровского подворья послушнику Денису привезенную епархиальную литературу. Он принял с большим интересом. Который раз я убедился: воссоединение Церквей - великое благо для всех православных русских людей. 8.6. Русская духовная миссия в Иерусалиме. К северо-западу от Новых ворот, вне стен Старого города, в еврейской части Иерусалима находится большой комплекс зданий Русского подворья, в том числе Троицкий собор - примерно 120 тысяч квадратных метров. Земля эта куплена была в середине 19 века царской семьей. Миссией стали воздвигаться сооружения для обслуживания паломников. В первую очередь в 1860 году был заложен соборный храм в честь Святой Троицы. Расцвет деятельности Миссии относится ко времени почти тридцатилетнего руководства ею (1865-1894 годы) архимандритом Антонимом (Капустиным). После закладки Троицкого собора стали строить и другие здания: большой двухэтажный дом для Миссии с храмом во имя св. мученицы Александры в средине и четырьмя внутренними дворами, а также подворья для паломников. Таким образом, сложился комплекс зданий, известный как Русское Подворье, построенный между 1860 – 1889 гг. Оно представляет собой русский православный кафедральный собор в центре города, недалеко от улицы Яффо, окруженный зданиями и подворьями, принадлежавшими ранее Русской Православной Миссии. Сегодня часть зданий принадлежит иерусалимскому управлению полиции, часть — городскому суду, другим учреждениям. В 1964 году, при Хрущеве, СССР Израилю Русское подворье продал оптом, причем по бартеру - в обмен на апельсины (есть сведения и на дешевый текстиль). Сумма сделки, получившей название "апельсиновой", составила около 5 млн. долларов. Путин в этом году договорился, что учреждения, расположившиеся в Сергиевском подворье, переведут в 2008г. в отдельное здание, строительство которого Россия обязуется профинансировать. 11-этажный дом обойдется России в 94 млн. долларов. Жарким утром 21 мая 2008г. мы подъехали к Русскому подворью и прошли в Свято-Троицкий храм. Литературу, привезенную для пожертвования просто хотели вручить служителям иконной лавки. Но они связались по телефону с руководством и там узнав, что мы земляки о.Антонина, меня с о.Павлом пригласили в здание Русской Духовной миссии. Надо заметить, что в Русском подворье тогда находилось несколько паломнических групп, а за день бывает, наверное, несколько десятков, но пригласили только нас - курганцев. Принял нас в своем кабинете игумен Феофан (Лукьянов)- заместитель начальника Русской Духовной миссии на Святой Земле. Игумен Феофан подробно расспросил о селе Батурино, спросил, как идет реставрация храма. Я, к нашему общему стыду, отделался общими фразами, да рассказал про шадринских казаков, приезжающих туда. Далее игумен расспросил о положении в сельском хозяйстве нашей Курганской области, сравнил с положением фермеров в Дании, где до Иерусалима он служил. Мельком пролистав альманах «Звонницу» особо заинтересовался Порт-Артурской иконой, сказал, что знает про её дальневосточную, а позже иерусалимскую историю. При очень теплом расставании подарил нам с отцом Павлом по компакт-диску «Православные праздники на Святой Земле». 8.7. Другие места на Святой Земле. Были мы и в других местах, приобретенных архимандритом Антонином: в г. Иерихоне, в г. Яффе, в Галилеи, возле г.Тверия - монастырь Магдалины. На них из-за недостатка времени останавливаться я не буду. Помимо этих земель, архимандрит Антонин купил несколько участков, ценных в археологическом отношении: пещеру "Румание" в долине Суахири по дороге в Лавру святого Саввы, почитаемые у евреев "Гробы Пророческие" на склоне Елеонской Горы и "место Каллистрата" неподалеку от них, участок при селении Анате (Анафак - место рождения пророка Иеремии), участок в Кане Галилейской, смежный с домом апостола Симона Канонита, и в Магдале, родине Марии Магдалины, где отец Антонин намеревался построить приют для паломников. Вероятно, были еще и другие участки, утерянные по подложности документов. Архимандритом Антонином было куплено и законно оформлено 13 участков, площадью около 425 000 кв. метров, стоимостью до миллиона рублей золотом. Всего же насчитывалось около 40 приобретений. 9. Заключение. Что я осмыслил на Святой Земле? Кто там побывал, тот знает, с каким благовением вспоминают в Палестине нашего знаменитого земляка архимандрита Антонина (Капустина). У нас же, кроме немногочисленных паломников, священников и историков его не знает никто. А ведь имя архимандрита вошло в историю России в связи с приобретением земель в Палестине, проведением на них археологических раскопок и возведением храмов, подворий, приютов. Профессор, архимандрит Киприан (в миру К.Э.Керн), скажет об отце Антонине так: "…никто не сделал, да и вряд ли смог бы сделать в Иерусалиме для прославления русского имени столько, сколько сделал архимандрит Антонин». Привожу так же слова ученого В.Н. Хитрово, еще раз говорящими о твердости духа отца Антонина, о его верности однажды избранному пути, хотя бы его и обвиняли в обратном: "Монахом в общеупотребительном значении этого слова архимандрит Антонин никогда не был, и он сам неоднократно на это указывал. Никогда не жил он в монастыре, никогда не проходил никаких монашеских послушаний. А между тем, кто допускался до комнаты, где он проводил свою жизнь в Иерусалиме, кто не раз заставал его за починкой своей ветхой рясы или за топкой печи, тот должен был сознаться, что по духу он был более монах, чем монахи, живущие в келиях". На Святой Земле я неоднократно слышал мнение о возможности канонизации архимандрита Антонина. Впрочем, это дело сугубо церковное. А вот что нам, зауральцам считаю необходимо сделать: 1. Срочно восстановить родовой Спасо-Преображенский храм Капустиных в с. Батурино; 2. Ввести изучение об архимандрите Антонине в курс «Основы православной культуры; 3. Основать премию его имени за постройку храмов и возрождение церковной жизни; 4. Увековечить имя архимандрита, назвав улицу в епархиальном и областном центре Кургане или бывшем уездном Шадринске. А лучше сразу в обоих городах. Начало в предыдущих публикациях. Николай Борисович Павлов (г. Курган) |