Главная> Творчество > Пришел, увидел, полюбил. Выставка Владимира Пономарева

Пришел, увидел, полюбил. Выставка Владимира Пономарева


Тамга культуры древней и великой – наш исток,
Она есть часть истории, оставленный календарем листок.
Отмечены пути народа ею и его великие дела,
Тамга к тому же у башкортов знаком родовым была.
Из космоса пришел сей оберег для нашего народа,
Он символ жизни, праведнсоти – главный указатель рода.
Мощь, сила в нем и главное предназначение – любить,
Быть с нами вечно, мы же не должны ее забыть.
Семейное добро и Землю предки метели тамгой,
И пользоваться этим знаком уж не мог никто другой,
А только продолжатель рода по наследию отца – достойный сын,
Хозяин нового семейства — памяти хранитель — он один.
И так размножился знак родовой, века пронзив,
Величием похож стал на весны бушующий разлив,
По тамгам родовым по жизни о делах судили,
Но лихо времечко пришло..., и мы истоки подзабыли.
Без знаний далей прошлого прожить нельзя.
Нам старцы вещие наказ о том дают, друзья:
Не жить достойно нам сейчас и в будущем не жить,
Коль не научимся своей культурой дорожить.
Не нужно пить водицу — грязь с козлиного копытца,
А только пить из дедова колодца чистоту и ею мыться.
Не будем мы тогда по -западному дикими, рогатыми,
А станем добрыми сердцами, чистою душою - богатыми.
Мы так решили: надо дружно повернуть все вспять,
Про тамги наши – знаки родовые – все должны узнать.
Мы стелы красочные в селах, деревнях и городах поставим,
Исток культуры Родины Святой в делах своих прославим!
В.А. Пономарев

Так, словом и резьбой прославляет свой родимый край  Пономарев Владимир Алексеевич.
Мастер резьбы по дереву В.А. Пономарев в Сибае живет десятый год. Он ведет кружок резьбы в школе №12, все свое время посвящает творчеству. Владимир Алексеевич организовал несколько персональных выставок в Сибае, часто участвует в республиканских экспозициях декоративно-прикладного искусства.
Приехав в нашу республику, Пономарев глубоко проникся культурой Башкортостана, под ее воздействием создав замечательные работы.
В настоящее время он начал новый культурно-исторический национальный проект. Это творческий стиль мастера - куда бы ни заносила его судьба, он создает серии произведений, основанных на этнографии, истории и народной культуре.

Тайна единства культур всех народов1212dsc06667.jpg
Русскую народную резьбу Владимир Пономарев начал изучать еще во время учебы в Свердловском художественном училище.
- В жизни у меня было много замечательных учителей, - рассказывает он. - Среди них потомственный резчик Николай Николаевич Волковский, который работает в стиле самой древней, геометрической резьбы. В ее основу заложен треугольник. Казалось бы, самая элементарная фигура, что может быть проще? Но она формирует национальные орнаменты многих народов. В частности, солярный знак - крест в круге, общий для многих индоевропейских народов, которые славяне трактуют «Я есмь!», вырезается именно треугольниками.
За время более чем сорокалетней творческой деятельности Владимир Алексеевич глубоко освоил несколько видов резьбы.
Плоскостную геометрическую использует для украшения многих изделий. В рельефной выполняет декор и целые произведения, такие, как настенные панно из цикла «Святая Русь зовет»: «Крылья победы», «Русь моя, любовь моя», «Спас нерукотворный». В объемной резьбе - различные скульптуры, такие, как портреты из цикла «Защитники Отечества», посвященного российскому воинству. Для достижения достоверности изображения, например, Рюрика, Дмитрия Донского, Ермака, Петра Первого скульптор изучил массу материалов по истории, этнографии, творчеству народов и отражаемых эпох.
- В основе облика любого героя определенного времени заложена культура, основанная нашими великими пращурами, - убежден мастер.
После службы в армии Владимир Алексеевич уехал на Чукотку. В магазине приобрел костяную фигуру бога тундры Пеликена, изготовленную уэленским мастером. Она настолько поразила парня необычностью формы, что он сразу постарался ее вырезать из дерева. Местные жители считают, что Пеликен приносит счастье. Много раз, в непростые моменты жизни в суровом краю, Владимир брался за изготовление этой фигурки, находя душевный покой. «В чем тайна Пеликена, может быть, в сходстве с загадочными истуканами моаи с острова Пасхи?» - не раз думал он. И много лет спустя, познакомившись с профессором Г.Б. Здановичем, задал ему этот вопрос. - Да, - ответил генеральный директор историко-археологического центра «Аркаим», - это еще одно доказательство единства культур всех народов.
На Чукотке В.А. Пономарев трудился на золотодобывающем предприятии, вел в местной школе секцию силового троеборья и изучал искусство чукотской народной резьбы. Перенимал его у знаменитых уэленских мастеров, в том числе известного якутского резчика по кости Федора Ивановича Маркова.
При этом сам оставался верным дереву, создал огромный цикл «Три солнца», экспонировавшийся в разных поселках и городах. В этой коллекции множество изображений Пеликена, работы в стиле творчества прибрежных и континентальных чукчей, в центре анималистики у одних из которых кит, а других - олень, и, конечно, жанровые работы в различных стилях резьбы. Увлекшись портретными и жанровыми работами, ощутил тягу к изображению восточного типа лица.
Живя на Кавказе, где дочери учились и одновременно преподавали физику и математику в центре образования академика М.П. Щетинина, Владимир Алексеевич вел столярное дело и искусство резьбы. Во время строительства школы-интерната в центре образования оформлял резьбой интерьеры, делал эксклюзивную мебель.
Здесь, сблизившись с казаками, В.А. Пономарев и начал свой известный цикл портретов «Защитники Отечества».
Так стал родным Башкортостан
Владимир Алексеевич приехал в Сибай, вернувшись с женой Евгенией Михайловной в ее родные края.
В школе №12, где ведет кружок резьбы, мастер воспитывает детишек по системе академика М.П. Щетинина, основанной на тесной связи интеллектуального развития с жизненной практикой. Первой книгой, которую В.А. Пономарев прочел в Сибае, был сборник башкирских народных эпосов и сказок. Он открыл художнику новый пласт культуры, вдохновивший к созидательной работе. Несколько работ созданного цикла «Родной Башкортостан» мастер посвятил 450-летию добровольного присоединения Башкортостана к России. Цикл «Защитники Отечества» продолжил скульптурными портретами юного Салавата Юлаева, Урала-батыра, ростовыми фигурами Александра Невского и Урала-Батыра, на щитах которых на русском и башкирском языках начертаны жизненные принципы этих богатырей.
Владимир Пономарев познакомился с известным скульптором Борисом Кочаровским, когда он давал мастер-класс в центре академика Щетинина. Работы пензенского мастера, к которому потом не раз ездил, привлекли его особой пластикой, динамикой и аллегоричной многозначностью. Они и стали ключом к скульптурному выражению эпоса «Урал-батыр». Это произведение поразило Владимира Алексеевича глубиной духовных, культурных ценностей и традиций башкирского народа, подвигнув в очередной раз вернуться к многогранному образу легендарного героя.
Очистив от коры привезенный еще с Кавказа кусок скумпии, дерева золотистого цвета, Пономарев сразу увидел в нем фигуру Урала-Батыра с тугим луком в поднятых руках. «Слушай свое сердце и дерево», - говорил ему Борис Кочаровский. Линии изгиба дерева показали, что рядом с батыром стоит его жена, богиня Хумай, а также Янбирде и Янбике, прародители башкирского народа. Четыре фигуры обозначили основу статуи. Пониже их, рельефом, - семь ликов, символизирующих семью, основу нации, и великие башкирские роды. К правой ноге батыра приник боевой конь Акбузат.
У левой - алмазный меч. Вольный дух башкирского народа в верхней части скульптуры отражают рельефы беркутов, орлов и соколов, а в основании - коней. Ввысь тянется соцветие курая. Рядом с фигурами башкирских родов оставалось место, где мастер решил разместить их тамги. Но как они правильно изображаются? Чтобы это узнать, Владимир Алексеевич обратился к краткой энциклопедии Башкортостана, к первоисточнику - книге Дмитрия Николаевича Соколова «О башкирских тамгах» 1904 года выпуска.
В тамгах - заветы великих предков
Завершив скульптуру по эпосу «Урал-батыр», Владимир Пономарев, что называется, загорелся новой идеей.
- Башкирские тамги - целый космос, - считает мастер. - Эти знаки родов пришли из глубочайшей древности. Созданные великими предками, они несут потомкам информацию о культуре - материальной и духовной. Тамгой, вырубая ее на дереве или межевом столбе, глава рода призывал сыновей беречь свою землю, любовно вырезая на предметах быта - завещал заботиться о семье, клеймя лошадей - обязывал быть рачительными, украшая оружие - убеждал, что честь и достоинство превыше самой жизни.
Достойные сыновья, образуя свои семьи, имели право к отцовской тамге добавить черту или иной дополнительный элемент. Так сохранилась в веках память о славных башкирских семьях, которую несут по жизни потомки. Например, в роду тамьян русский исследователь Дмитрий Николаевич Соколов насчитал более четырехсот тамг.
В силу своей профессии изучая историю, культуру, этнографию многих народов, мастер не раз убеждался, что древние знания народов страны в последние десятилетия частично потеряны. Так и с тамгами - не много таких знатоков, как известный в Сибае педагог, Почетный гражданин города Хуснитдин Хайбуллович Хамитов. Его изыскания помогли раскрыть Владимиру Алексеевичу принадлежность многих башкирских тамг конкретным родам.
Творческая идея В.А. Пономарева состоит в том, чтобы вернуть на земли башкирских родов их тамги. Руководитель кружка резьбы по дереву школы №12 со своим воспитанником, десятиклассником Робертом Мадияровым уже начали реализацию проекта «Наше наследие» с главного элемента. Он представляет собой столб-стелу. В нише его центральной части расположены рельефно-объемные изображения тамг семи родов, составивших основу башкирского народа. По всей поверхности - тамги многих других башкирских родов, собранные по окружности в неразрывную цепь единения. Ниже и выше по окружности - национальный орнамент, в том числе, такой, как в гербе республики, составленный изображениями лошадей. Венчает всю статую государственный символ - соцветие курая.
С этой работой Роберт Мадияров недавно выступил на городской олимпиаде по технологии, заняв первое место. Творческие проекты с фотографиями работ, занявших призовые места, отправлены в Министерство образования РБ для дальнейшего отбора к участию в республиканской олимпиаде. По отзывам специалистов Министерства, работа Роберта Мадиярова может быть представлена на российскую олимпиаду.
Продолжение проекта «Наше наследие» Владимир Пономарев видит в художественном исполнении столбов и стел в натуральную величину, центральным элементом каждого из которых будет тамга башкирского рода. Такие архитектурные формы, украшающие деревни, поселки, райцентры, города, с тамгами родов, издревле живших в этой местности, напоминали бы современникам о заветах чести и достоинства, заботы о своих селениях, родителях и детях, данных славными предками.
Владимир Алексеевич ищет единомышленников в лице руководителей Хайбуллинского и Баймакского районов с идеей установки подобных стел.

Сергей МАНЗУРОВ.

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования