Главная> Храмы > Никольская церковь (г. Наро-Фоминск)

Никольская церковь (г. Наро-Фоминск)


naro-fominsk_28887vm_1_9_2007.jpgВ 1840 г. помещиками с.Нара-Фоминское Н.Д.Лукиным и Д.П.Скуратовым была построена бумагопрядильная фабрика. Промышленное производство давало государственным крестьянам Фоминского и окрестных поселений возможность, не уходя далеко на сторону, зарабатывать деньги на выплату оброка государству и на свое пропитание. Кроме того, к 1844 г. на фабрике работали по контракту 306 крепостных разных помещиков и 925 купленных хозяевами мануфактуры в Рязанской и Орловской губерниях. А там, где люди, там и любовь, и появление новой жизни, и смерть. И все это должно было происходить по-человечески, по церковному обычаю, как издавна заповедали предки. Поэтому большим неудобством было отсутствие в с.Нара-Фоминское собственной церкви. Население росло, а соседние церкви находились довольно далеко. Покровская с.Таширово - в 5 верстах, Успенская с. Литвинова - в 8 верстах, Богородицерождественская с.Руднево - в 13 верстах. Помещики обращаются в Московскую Духовную Консисторию за разрешением на строительство церкви в с.Нара-Фоминское. 11 ноября 1845 г. в присутствии благочинного Верейской округи священника Успенской c.Литвинова церкви Степана Александровича Цветкова был составлен следующий документ. "Верейский помещик, поручик Николай Дмитриев сын Лукин за себя и по доверенности за шурина моего, титулярного советника Дмитрия Петровича Скуратова, во исполнение указа Московской Духовной Консистории, последовавшего 17 сентября сего 1845 года за № 4728 по делу о построении новой каменной церкви в имении нашем, в селе Наре-Фоминской, вместо сгоревшей в 1812 году, дали сию подписку в том, что при строении означенной церкви, мы, Лукин и Скуратов, обязаны и будем непременно иметь экзаменованного архитектора, имеющего наблюдать за постройкою, и во-вторых, в том, что мы, принимая с благодарностию дозволение Его Высокопреосвященства, согласны производить от себя причту, который будет состоять из священника, дьячка, пономаря и просвирни, то жалованье по третьему разряду сельских церквей, которое от казны сим лицам будет назначено в селе Таширове, во исполнение чего и подписуемся."
2 июня 1846 г. началось строительство церкви по проекту московского архитектора Петра Петровича Буренина. Этот архитектор заслуживает нашего внимания. Он родился в 1810 г. в Москве. Был учеником известных художников М. Д.Быковского и О.И.Бове. В 1837 г. получил от Императорской Академии художеств звание свободного художника-архитектора. В 1838 - 39 г.г. был помощником архитектора Московского Воспитательного Дома, в 1853 - 1862 г.г. - архитектором Градской больницы. В Москве им были построены колокольни церкви Николы в Пупышах (1839 г.), соборная колокольня Всехсвятского единоверческого монастыря за Пролошной заставой (1843 г.), Воздвиженья на Воздвиженке (1848 г.), Петра и Павла на Якиманке (1851 г.), трапезная Казанской церкви у Калужских ворот (1851-53 г.г.) - все эти здания, к сожалению не сохранились. П.П.Буренин считается одним из зачинателей поиска национального русского стиля в архитектуре. Не случайно он спроектировал сельскую церковь в традиционной для древнерусских храмов форме креста, которая подчеркивается заниженными боковыми апсидами. Огромный купол опирается на четыре столпа. В крестово-купольной церкви звонница устроена сверху. Такие храмы относят к типу "поминальных", или, как еще говорят, "иже под колоколы". Арочные своды Никольского храма напоминают архитектуру XV-XVI в.в. Но зодчий не до конца выдержал избранный архитектурный стиль. В древнерусских храмах, где узкие окна приглушали свет, молящийся, отделенный от внешнего мира, испытывал особое интимное состояние. Кроме того, окна-щели старинного храма часто превращались в бойницы для отражения натиска врагов. Большие окна характерны для более поздних построек церковных зданий. Порой они устраивались на месте традиционных библейских изображений. Прежде приходящий в храм мог по его росписям полностью ознакомиться с содержанием основных библейских и церковных событий. Архитекторы XIX в., проектируя большие окна, предполагали другую, чем ранее, концепцию внутреннего украшения храма с использованием орнаментов, чисто декоративно оплетающих окна. Сюжеты на библейские темы располагались лишь на потолке и в проемах стен. В настоящее время Собор Русской Православной Церкви принял решение вернуться к традиционному украшению внутренней части храмов, существовавшему до XVII в. Надо полагать, что материальные возможности заказчиков проекта сельской церкви тоже сыграли свою роль в выборе ее оформления, как внутреннего, так и внешнего.
Выразительность последнего была достигнута довольно просто. Красный кирпич и белые украшения в виде полуколонок с пилястрами (плоскими выступами в стене, имеющими те же части и пропорции, что и полуколонки), широких и узких карнизов и оконных проемов, несмотря на скромность использованных средств, придавали церкви особую торжественность и нарядность, напоминая стиль нарышкинского барокко, ярким представителем которого являются постройки Московского Ново-Девичьего монастыря. Судя по фотографиям фасады Николаевской церкви завершались тремя килевидными закомарами. Эти выступы на крыше, повторяющие форму сводов и создающие плавный переход от основного корпуса к колокольне, придавали храму еще более нарядный вид. Когда строились корпуса фабрики и фабричного поселка, все здания оформлялись в том же сочетании красного и белого цветов, создавая общую гармонию.
Как сообщала о церкви Святителя и Чудотворца Николая клировая ведомость, составленная в начале 1847 г., в каменной церкви, "коей выкладено по окны", "престол предположен быть один, во имя Николая Чудотворца." Одновременно со строительством храма, для причта на церковной усадебной земле помещиками были построены деревянные на каменных фундаментах дома "со всею принадлежностью". Всего под усадьбы, церковь и кладбище выделено 3 десятины и 2172 кв. сажени земли, пашенной и сенокосной - 33 десятины (одна десятина равна 2400 кв. сажень, что применительно к современным мерам площади составляет 1,1 га). Но последними владеют помещики Лукин и Скуратов, за что выплачивают церкви 71 руб. 50 коп. серебром. Кроме того, помещиками "производится жалование серебром священнику - сто восемьдесят, дьячку - сорок, пономарю - тридцать два, ...и просвирне предположено двадцать четыре рубля". До окончания строительства церкви, для совершения вечерни, утрени, часов и других молитвословий, помещиками отведен молитвенный дом. А для совершения Божественной Литургии в Ташировской Покровской церкви священнику будущей Николаевской церкви был назначен престол. Проверяющие из Можайского Духовного Правления отмечали, что выданные в 1846 г. приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной ведутся исправно, а копия с метрической книги с 1 сентября 1846 г. хранится в целости.
В сообщении благочинного Верейской округи в числе прихожан упоминаются помещики Лукин и Скуратов с семействами (5 мужчин и 5 женщин), и их дворовые люди (70 мужчин и 82 женщины); крестьяне "в селе Наре-Фоминской", проживающие в 91 дворе (729 мужчин и 692 женщины); в дер. Афанасовке - в 8 дворах (49 мужчин и 40 женщин), в дер. Ивановке - в 16 дворах (68 мужчин и 60 женщин). Кроме того, прихожанами церкви стали разночинцы (16 мужчин и 19 женщин), проживающие "по найму" (снимающие жилье) в 10 дворах "в селе Наре-Фоминской" и 685 крепостных (440 мужчин и 245 женщин), работающих по контрактам и проживающих на двух бумагопрядильных фабриках "Скуратова и Ко". Хозяевами одной из них (32 машины, 440 рабочих) являются основатели Малонарской мануфактуры, другая (98 машин, 1104 рабочих) на паях принадлежит князьям Щербатову и Васильчикову и вышеупомянутым Скуратову и Лукину). Позднее для купленных крепостных и их семей были построены на пустошах государственного с.Фоминского деревни Александровка и Ново-Федоровка.
Само появление духовных лиц в с.Нара-Фоминское несомненно оказало благотворное влияние на общую атмосферу. В начале октября 1812 г., отступая из Москвы, в с.Фоминском останавливался Наполеон. Легенда о том, что французский император ночевал в сельской церкви, послужила художнику В. Верещагину основой для создания картины "На этапе. Дурные вести из Франции". Разозленные неудачной кампанией, французы сожгли село и деревянную церковь.
Помещики Николай Дмитриевич Лукин и Дмитрии Петрович Скуратов с честью выполнили свое обязательство о возведении церкви, несмотря на то, что к этому времени дела у фабрикантов шли неважно. Низкая техническая оснащенность предприятий, подневольный труд и широкая продажа в России дешевых иностранных текстильных товаров приводили к банкротству многих российских предпринимателей.
Реформа 1861 г. не только освободила крепостных, но и дала мощный толчок развитию производства. В 1864 г. владельцем фабрик становится московский купец Василий Иванович Якунчиков. Деятельность предприятия становится более динамичной, цивилизованной и жесткой, что несомненно сказывалось и на образе жизни и на сознании работающих... Труд на фабрике определял хозяйственную и экономическую сторону их быта. Но центром духовной жизни была церковь. И ее служители, и члены их семей были для всех прихожан примером доброго человеческого отношения, уважения, культуры поведения, служения своему долгу.
Одной из самых важных обязанностей в деятельности служителей церкви было ведение метрических книг, куда заносились самые важные события в судьбе человека: рождение, венчание, появление на свет его детей и смерть.
Метрические книги не признавали социального неравенства. Здесь рядом с князем соседствовали его крепостные крестьяне, с купцом - коллежский секретарь, потомственный дворянин или мещанин. Такое же, как и всем, отводилось в них место и для записей о произошедших изменениях в личной жизни самих священников. К сожалению, хранящиеся в наро-фоминском архиве метрические книги Николаевской с.Нара-Фоминское церкви начинаются лишь с 1866 г.
Для сельского храма приход церкви Святителя и Чудотворца Николая был достаточно большим. Вот что сообщают о нем клировые ведомости за 1916 г.: в с.Нара-Фоминском проживает 1376 прихожан, в д.Александровке - 333, в д.Афанасовке - 180, в д.Ново-Федоровке - 392, в д.Ивановке - 324, на даче Клементьево - 1. Итого 2506 человек, в т. ч. духовных - 27, дворян - нет (князь Щербатов прописан в Москве), мещан - 72, крестьян - 2407, старообрядцев - 25.

На пожелтевшем от времени снимке, хранящемся в Наро-Фоминском историко-краеведческом музее, неизвестным фотографом остановлено мгновение 1906 г. На фотографии запечатлен крестный ход. Можно предположить, что в селе празднуется весенний Никола. Участники крестного хода несут огромные иконы в тяжелых окладах, хоругви. После революции крестные ходы были запрещены, их заменили демонстрации трудящихся в поддержку советской власти. В первые же годы своего существования новая власть отреклась от церкви. Священнослужители, у которых верующие искали утешения и кому доверяли самые тайные уголки души, объявлялись обманщиками и грабителями трудового народа.
В 1904г. при храме организовано попечительское общество для бедных, которое в том же году построило богадельню. В это же время разработан проект пристройки храма придела вели­комученика Георгия, ризницы и обширной трапезной. Придел вмч.Георгия и ризницу пристроить удалось, а под трапезную был заложен фундамент.
1 февраля 1930г. решением Мособлсовета храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны цер­ковь разграбили. В послевоенные годы храм использовался как склад, а позже в нем разместился военно-исторический музей.
В 1989г. была зарегистрирована община Никольской церкви, а в следующем при содействии первого секретаря райкома Крамкова В.И. храм передан верующим. Тогда же был установлен купол, крест, отремонтирована крыша. В 1999г. на выделенные администрацией района средства заверше­на работа над иконостасом храма. Никольский храм - центральный храм Наро-Фоминского благочиния, с 1999г. в храме совершаются ежедневные богослужения. В 2004 г. была завершена реставрация храма и внутренняя роспись по древней технологии фрески.
При Никольском храме г.Наро-Фоминска с 1998г. действуют детская и взрослая вероучительные школы.
Приделы
Главный - в честь святителя Николая, приделы - великомученика Георгия и иконы Божией Матери Троеручица.
Святыни
В храме находятся ковчеги и иконы с частицами мощей священно-мученикаПетра Воронежского и преподобных Варнавы Гефсиманского, Амвросия Оптинского, Иова Анзерского и праведного Василия Павло-Посадского. Особо чтимая икона великомученика Георгия, чудесно возвращенная в храм.
Богослужения
Совершаются ежедневно утром с 8:00 и вечером с 17:00. В воскресные и праздничные дни - две Литургии (7:00 и 10:00)
Приписные храмы и часовни
Домовая больничная церковь великомученика и целителя Пантелеимона (ЦРБ), часовня Неугасимая лампада (на территории храма), часовня благоверного князя Даниила Московского (ул.Маршала Жукова Г.К)
Адрес: 143300 Московская обл., г.Наро-Фоминск, пл.Победы, д.1
Тел.: 8-49634-3-81-74

http://u4527.leon.vps-private.net/

Фотографии Сергея Носикова (г. Истра)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования