Главная> Статьи > Очерки > Божий перст указует во всем в нашей истории.

Божий перст указует во всем в нашей истории.


«Так было, так есть и так будет».

img_0342.jpgВ сложнейший период нашей истории, когда формировалось государство новой формации, граждане свободной России решили, что смогут своими знаниями, своими силами заложить основы будущего коммунистического мировоззрения у последующих поколений. С этой целью, они посчитали, что достаточно запретить религию и исключить ее из сферы общественного обустройства.
Коммунистическая идеология, во многом основанная на постулатах Библии, стала решительно внедряться в массы. Общество раскололось на непримиримые два лагеря: те, которые всеми силами стремились сохранить традиционную для России патриархальность и активных, и воинствующих атеистов. Раскол уже начался много раньше. Во время правления последнего российского престолонаследника Николая 2 уже поговаривали об отходе от веры. Раскол усилился и в последующие годы. Наш город не стал исключением из правил тех лет, тем более что Уфа оказалась в горниле братоубийственной войны, вошедшей в историю как Гражданская война.
Но ведь перед человеком всегда остается свобода выбора в любых обстоятельствах.
«Создавшееся ныне положение в православной Российской церкви стало до такой степени ненормально и дико, что безбожники, видя все это, лишь ликуют и с нетерпением ожидают окончательного развала нашей церкви», - читаем мы в Обращении к приходской Никольской общине города Уфы. Ведь неслучайно сохранились эти документы в Центральном государственном историческом архиве РБ. Кажется, что та история уже закончилась и чему можно у нее поучиться? Но, учась у истории, мы постигаем одну непреложную истину, кстати, озвученную В.И.Ульяновым-Лениным: «Учиться, учиться и учиться», изменять которой не стоит. Даже в тех обстоятельствах на свой страх и риск находились люди, которые пытались сохранить устои церковной жизни, даже применительно к новым условиям общественного устройства. Хочется склонить низко голову пред их мужеством и стойкостью!
«Поэтому каждая искренняя попытка прекратить разделение должна поддерживаться всеми верующими людьми, независимо от того, с чьей стороны она бы ни была сделана. Поэтому и мы, прихожане Симеоновского прихода, приветствуем собрание церковной Никольской общины, проявляющее стремление прекратить раздор и привести всех верующих к объединению».
Поводом к этому явилось поздравительное письмо Епископа Иоанна, настоятеля Никольской церкви, к Епископу Андрею, настоятелю Симеоновского прихода, в день его Ангела – 30 ноября 1926 года. В этом письме Епископ Иоанн указывает на «воображаемые перегородки», которые будто являются причиною раздора между священнослужителями и, соответственно, церковными приходами. «Мы должны, - пишет Епископ Иоанн, - рассмотреть эти перегородки и оценить их по достоинству. Если они действительно окажутся воображаемыми, то немедленно их откинуть и, таким образом, уничтожить преграду для объединения. Самое лучшее рассмотреть эти перегородки в хронологическом порядке по мере их возникновения. Такой порядок наилучший по тому случайному обстоятельству, что он совпадает с существом разбираемых актов».
Мы не обладаем достаточно вескими аргументами, чтобы разобраться в причинах раскола верующих двух и, наверное, даже более приходов Уфы в конце 20-х годов 20 столетия. Что поучительно во всей этой истории, так это – стремление простых верующих забыть распри на фоне развала церковной жизни в стране и полнейшего хаоса в умах граждан.
В мае 1925 года на утреннем заседании Епархиального Съезда благочинных Епископ Андрей был обвинен в отделении от православия. Его назвали смутьяном и контрреволюционером, от деятельности которого съезд счел вынужденным отмежеваться. Это обвинение в том, что Епископ Андрей продолжает вносить смуту и волнения в церковную жизнь Уфимской епархии даже после увещеваний съезда, было повторено на вечернем заседании Епархиального Собрания 29 декабря 1925 года.
Следствием этих заявлений стало высказанное вслух обвинение, равное доносу в тех условиях, и откровенное противостояние Епископа Иоанна. Он же назвал Епископа Андрея самозванцем в Уфе, хотя сам лично знаком с документом, который доказывает нерушимость прав Епископа Андрея на «Епископию» Уфимскую (Резолюция за № 280 от 15 ноября 1923 года). В том же достопамятном году Епископ Иоанн предложил кандидатуру Епископа Андрея на сан Митрополита Уфимского.
Завеса над всем слегка приоткрывается, когда мы узнаем, что на том же Епархиальном Съезде 18 мая было постановлено ходатайствовать перед Высшим Церковным Советом об утверждении Епископа Иоанна на Уфимскую кафедру с возведением его в сан Архиепископа Уфимского при наличии двух уфимских епископов.
Как считают простые люди, верующие единственно во благо Святой Церкви, сознательный церковный народ, прихожане Никольской общины, сумеют во всем разобраться и уничтожить эти перегородки, которые, к сожалению, стали подлинной действительностью.
Факт, что прихожане стали вникать в существо дела и призывать к мировому соглашению священнослужителей, облаченных властью, говорит о том, что у нас в России привыкли исторически жить общиной, патриархальными устоями. Старики и старушки, в основном, они составляли паству двадцатых годов, так как молодые уже смотрели в сторону набирающего силу атеизма, хотели спасти исконно русскую веру, основу основ жизни.
Сегодня мы легко выдвигаем исторические обвинения в адрес коммунистов. Но мы забываем, что огонь революционных событий охватил и тех людей, которые не являлись по политическим взглядам ни большевиками, ни эсерами. В силу возложенных на них обязанностей они призваны были врачевать души людей и сохранять мир и спокойствие в отведенных им государством приходах. Вместо этого в канве происходивших политических событиях, может, где-то следуя им, отец Иоанн и отец Андрей развернули свою революционную деятельность, подливая тем самым масло в общий огонь Октябрьской революции.
Правление Никольской церкви, заслушав на заседании 29 декабря 1926 года Отношение Симеоновского прихода от 25 декабря о желании прекратить существующий церковный раздор, братски приветствует это желание. С радостью принимая предложение побеседовать по сему вопросу, просит представителей Совета Симеоновского прихода прибыть в воскресенье 2 января 1927 года в Никольскую церковь к окончанию Божественной литургии. Подписано 30 декабря 1926 года председателем Правления Никольской общины Минеевым.
Низкий поклон тем, кто словом и делом претворял в жизнь Божьи заповеди. К сожалению, история не всегда слышит глас простых людей, находящихся в стороне от больших государственных дел. Но кто может точно определить, является ли данное дело государственным или нет?!

Ирина Бакке.
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования