Главная> Храмы > Церковь Рождества Богородицы (с. Подмоклово, Московская обл.)

Церковь Рождества Богородицы (с. Подмоклово, Московская обл.)

1serpukhov_podmoklovo_9843_28_4_2007.jpg
Богат наш край. И природой, и творениями рук человеческих. Но нет к ним бережного отношения. Имея – не ценим, потеряв – плачем. Порой целенаправленно уничтожаем. Особенно это коснулось храмовых сооружений и памятников личностям прошедших времен.
Один из памятников прошлого, который радует глаз уже более двух с половиной столетий, видит каждый, кто проезжает дорогой Таруса – Серпухов. На правом берегу реки Оки стоит круглое белое здание с зеленой кровлей – церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклове.
Храм Рождества Богородицы является одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи, воплотивший в себе черты западноевропейского барокко. Поставленный на высоком берегу Оки кирпичный храм представляет собой двусветную ротонду, перекрытую высоким куполом и завершенную световым барабаном. Массивный цилиндрический объем храма окружен открытой аркадой, соединенной с ним системой крестовых сводиков. По осям пилонов аркады, над карнизом на высоких тумбах-постаментах венчающей балюстрады поставлены фигуры 12-ти апостолов и 4-х евангелистов. Этот храм является наиболее ранней из дошедших до настоящего времени от всей первой половины XVIII в. ротонд. Автор проекта неизвестен, по некоторым предположениям им является итальянский архитектор Карло Фонтано.
Начало строительства храма датируется 1714 годом. Именно в это время князь Григорий Федорович Долгоруков (1656-1723) -сенатор, полномочный посол России в Польше, приступает к осуществлению своего замысла — созданию храма-ротонды в своем имении в с. Подмоклове.
По смерти Г. Ф. Долгорукова имение в Подмоклове переходит к его сыну — дипломату, тайному советнику князю Сергею Григорьевичу Долгорукову, продолжившему строительство храма. Но после смерти императора Петра II, благоволившего к Долгоруковым, и воцарении императрицы Анны, все их семейство попало в опалу. Князь С. Г. Долгоруков был сослан, а его имения арестованы. 26 октября он был казнен, так как открылось дело о его участии в составлении подложного завещания императора Петра II. Строительство храма надолго прекратилось, его закончил сын Сергея Григорьевича, владелец возвращенного императрицей Елизаветой Петровной с. Подмоклово, князь Николай Сергеевич Долгоруков. Храм был освящен в 1754 году. С 1860-х гг. усадьбой владели Васильчиковы.
Кирпичный и побеленный храм с множеством белокаменных резных и скульптурных деталей имеет форму двухсветной ротонды, перекрытой сферическим куполом с люкарнами и завершенной массивным барабаном с высокими прямоугольными окнами. Здание окружает шестнадцатипролетная аркада, поверх которой – как бы круговой балкон с красивыми каменными балясинами.
Но самое главное, над столбами аркады на пилонах установлены шестнадцать фигур апостолов, высеченных из блоков белого камня. Этим церковь и интересна, и оригинальна. Апостолов было шестнадцать, видимо, еще во второй половине прошлого века. Потом их осталось двенадцать. И потому местные жители и серпуховичи называли и называют храм церковью Двенадцати Апостолов. В настоящее время фигур осталось уже одиннадцать. Они впечатляют, особенно когда стоишь рядом с храмом. Высота фигур – метр восемьдесят два сантиметра. Каждая в естественной экспрессивной позе. Лица выразительны, пальцы рук и ног тщательно проработаны, пропорции тел хорошо выдержаны. Одежды времен жизни образов, их складки пластичны и грациозны. В каждой статуе классическое совершенство исполнения и неповторимая индивидуальность.
Когда фигур было шестнадцать, они располагались в нижеописанном порядке, если двигаться вокруг храма по часовой стрелке от входа в церковь. Поскольку входов в церковь три и по внешнему виду они одинаковы, поясним, что означенный вход обращен в сторону Оки. Вначале идут фигуры апостолов Павла, Иоанна и Симона. Далее стоят два евангелиста – Лука и Матвей. За ними следуют скульптуры трех апостолов – Филиппа, Иакова и Варфоломея. И далее, уже на южной стороне балюстрады, фигуры Максима, апостолов Андрея и Иакова, евангелиста Иоанна, за которыми стоят Марк, Фома и Матвей. И в завершение апостол Петр с ключами в руке. И получилось, что Петр и Павел стоят рядом над входом в церковь. На цоколе каждой статуи на церковно-славянском языке выполнена глубокая надпись, хорошо читаемая с земли и поясняющая, кто изображен. Каждая из фигур имеет свою оригинальную позу и выражение, отражающие характерные черты персонажей евангельских преданий.
В истории зодчества России нет другого примера такого пренебрежительного отношения к постановлению Святейшего синода, который в 1722 году вынес запрет на подобного рода скульптуры в православной церкви. Каждая фигура выполнена из монолитного блока камня-известняка. Известняк – мягкая порода. Специфические особенности этого камня создают впечатление, что фигуры выполнены из дерева. Это подчеркивает и тонкая серая корочка выветривания (старые изделия из дерева тоже серые), что служит естественной преградой для проникновения коррозии вглубь камня. Поэтому скульптуры хорошо сохранились за два с половиной столетия на открытом воздухе.
При создании скульптур из известняков учитывается время добычи блоков из каменоломни. Их необходимость выламывать весной и сразу же обрабатывать, пока они сырые, насыщенные естественной влагой. Такими их значительно легче обработать. Затем скульптура должна высохнуть в помещении. И только после того, как она станет абсолютно сухой, ее можно установить сухой, ее можно установить на открытом воздухе.
Специалистами доказано, что скульптура из плотных известняков на воздухе устойчивее и меньше разрушается, чем мраморная. Вот так!
Утверждают, что скульптуры церкви в Подмоклове выполнены из монолитов известняка, добытого в карьере в селе Мячкове. Камень Мячкова очень хорош.
Церковь украшена резным камнем не только в виде скульптур. Резьба по камню покрывает пилоны, пилястры и образует опоясывающий здание сплошной рельефный фриз на втором ярусе ротонды, где чудесно смотрятся сильно выступающие круговые головы ангелов. Головки ангелов расположены на стене не напротив скульптур апостолов, а точно между ними – одно другому не мешает. Каменная резьба украшает также окна и люкарны.
В 1915 году в храме служил 1 священник и псаломщик. В клировых ведомостях за 1860, 1898, 1915 гг. записано: "Каменное здание церкви с престолом во имя Рождества Богородицы с. Подмоклово построено в 1754 г. кн. Н. С. Долгоруковым. Вместо деревянной колокольни, устроенной на столбах, строилась каменная колокольня с предназначением в нижнем этаже придельного храма во имя Владимирской Божией Матери".
В советское время храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды. В 1980-х гг. на государственные средства был произведен внешний ремонт. С 1993 г. возобновлена приходская жизнь.
По материалам газеты «Рядом с нами»
www.pserpuhov.ru
Фотографии Сергея Носикова (г. Истра)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования