Главная> Статьи > Очерки > Святыни села Волкова. Уфимская митрополия

Святыни села Волкова. Уфимская митрополия


img_5191.jpg" Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмы- ка¬ясь перед одним настоящим".
А.С. Пушкин

Если ехать от Благовещенска через Ильину Поляну и дальше на северо-восток, то взгляд наш непременно остановится на маленькой постройке в деревне Христолюбовой. Это одно из тех заброшенных людьми зданий, ко¬торые сразу бросаются в глаза. Величие и прочность старого камня заме¬тит даже самый рассеянный и невнимательный путник. Это бывшая Христолюбовская часовня без купола с едва заметным алтарём.
Чуть дальше, на подъёме в гору, мы издали увидим белокаменную арку с изящными маковками и старинными решётками ворот. За ними без куполов и колокольни стоит деревянная церковь в память святого князя Александ¬ра Невского. Нашего современника, так привыкшего к варварству и равно¬душию по отношению ко всему, что связано с прошлым, приятно удивит то, что тонкие и замысловатые узоры кованой в XIX веке ажурной решётки не только не потревожила, но и уберегла рука местного жителя – решетчатая ограда с белокаменными столбами на протяжении почти трёхсот метров по периметру вокруг церкви полностью сохранена. Нет печальных отпечатков нашего времени и на белой, уносящейся в небо, почти воздушной полук¬руглой арке ворот.
Войдём через неё, встанем у церкви и оглянемся назад. И когда сквозь арку вы видите, как солнечные лучи освещают далёкие лесные ярусы склонов и соединяют зрителя и небесный горизонт, то начинаете понимать, что такой "угол зрения", такую точку отсчёта и познания мира мог создать человек глубоко одарённый, верующий – человек золотого XIX века. Этим человеком был уфимский Городской голова Дмитрий Семёнович Волков. Здесь его родовая усадьба. Сын протоиерея, действительный статский советник Д.С.Волков (1837-1900), выпускник Московской Духовной Академии, был, пожалуй, са¬мым известным и выдающимся из правителей города Уфы за всю его исто¬рию. Исполняя должность Городского головы 4 срока (12 лет), в нашей памяти он остался редким бескорыстным деятелем, рачительным хозяином, заботившимся о разумном и правильном обустройстве жизни города и гу¬бернии. Отдавая все силы и энергию, практическими делами и долгой борьбой он добился того, чтобы железная дорога на Сибирь прошла именно через Уфу, он создал два городских банка: Общественный и Взаимного креди¬та и иные городские учреждения. За благотворительность и госу¬дарственную деятельность он имел несколько Высочайших наград.
Заключительным этапом деятельности Волкова на посту Городского головы стало празднование дня рождения Уфы. По его инициативе и при самом активном участии Димитрия Семёновича впервые был отмечен юбилей города – его 300-летие. Как никто из градоначальников Уфы Волков отли¬чался большой любовью к истории, которая нашла реальное своё воплощение в 12-ти (!) томах рукописных трудов по истории Уфимского края с XVI века и до 1880 года (до сих пор не изданных). Тома хранятся в за¬пасниках УНЦ РАН и ожидают своих исследователей (подробнее см. статью В.В. Латыповой, газета "Отечество", N 14, 1993 г. С. 5.).
А вот что писал церковный историк И.Г.Златоверховников в книге "Уфимская епархия", увидевшей свет в 1897-м году:
«СЕЛО АЛЕКСАНДРОВСКОЕ-ВОЛКОВО с деревянной церковию во имя св. Благовернаго Князя Александра Невскаео, построенною в 1882 году попечением местнаго землевладельца Д.С.Волкова, освященною 23 ноября сегo года (. . . ). С 1884 г. при церкви состоит попечительство. В селе земская школа с 1882 года. Приход состоит из села и 10-ти починков с 2474 душ. обоего пола».
Старожилы вспоминают, что не было в округе другой церкви похожей красоты и великолепного убранства, внутри всё было раззолочено, всё сияло благодатью Божией... Площадка от ворот до церковного крыльца и дорожки вокруг храма были вымощены белым камнем. А на каждом столбочке единственной в губернии подобной ограды стоял каменный шарик с крести¬ком. Сияющие кресты купола и колокольни было видно издалека.
Декабрь и январь – пора зимних ярмарок. Село Фёдорово-Княжье, где ярмарка шумела на Введение, передавала эстафету селу Волкову. И здесь, на огромной площади между церковью и помещичьим домом, где сейчас растёт мягкая трава, ярмарка устраивалась на Рождество, чтобы на Новый год переместиться в соседнее Надеждино –волостной центр. На этой же площади в Троицу ладили карусели, гуляла молодёжь, пели песни, по обы¬чаю отпевали берёзку... Сам дом-особняк Волковых с верандами и башенками стоял рядом с кирпичной амбулаторией. Здесь же находился и которой корпус больницы, и земская школа (теперь это двор новой школы). А от неё по склону горы спускался густой барский сад до самого пруда, соз¬данного Волковым и его крестьянами. Теперь нет ни сада, ни пруда, ни мельниц…
Храм действовал примерно до 1935 года. Потом – погром, оскверне¬ние, уничтожение икон и утвари, превращение храма в склад, в клуб. На долгих 60 лет... Но Волковский храм уцелел, его соседкам-церквам, коих в Благовещенском районе было 31, повезло меньше: каменных не осталось ни одной (последнею варварски снесена большая кирпичная церковь в селе (Старо-)Надеждине – в 1982 году), деревянных сохранилось пока 5, но все обезглавлены, изуродованы. Барский дом сожгли пьяные сторожа в ~1947 г. когда он уже был пионерлагерем... Долог и труден будет путь к возрождению села Волкова. 12 сентября 1997 года в престольный праздник – день святого Александра Невского – священник соседнего прихода о. Александр отслужил первую службу в заброшенной церкви. Лет за пять до этого в Волкове построены новые клуб и школа; старый клуб покинул церковные стены, но храму те¬перь грозит скорое разрушение, если немедленно не приступить к его реставрации. Нет в Волкове и ста дворов, и особой зажиточности не наблюдается, но самое главное, боюсь, нет православной инициативы, да и православных в селе осталось мало. Оседают всё пришлые люди. Русское население тает. Никто не радеет об уникальном памятнике культуры и ду¬ха. А ведь уже сейчас можно было бы обустроить захоронения у алтаря (по свидетельствам старожилов, у храма похоронены церковнослужители). Где похо¬ронен сам Д.С. Волков, в селе, в Уфе, или в Петербурге, мы пока не знаем, но традиция погребения священнослужителей и храмоздателей у алта¬рей построенных ими храмов существовала.
Через площадь от церкви сохранилось красивое крепкое здание из лекального красного кирпича. Это амбулатория, построенная наследниками Волкова. Теперь в здании библиотека. Рядом – большая бревенчатая доб¬ротно выстроенная школа – бывшая земская, высота потолков в ней более трёх метров, гипсовые тяги, тёплый двойной пол с толстенными половица¬ми, в широкие выбитые окна больших светлых классов залетает осенний лист.
В сельской администрации сообщили, что земская школа уже продана на слом – на разборку и доживает буквально последние месяцы. А ведь Волковская амбулатория, Александровская церковь вкупе с Земской школой представляют собою единый ценный историко-архитектурный комплекс, за¬мечательный тем, что все его здания расположены компактно, в увязанной единой совокупности.
Вновь стирается из памяти святая старина. Гаснет след человека, ко¬торый заботился о потомках своих, творя свою действительность по зако¬нам красоты и добра, человека, очень желавшего, чтобы те, кто придут в мир после него, посмотрели сквозь белокаменную арку стоящего на горе села, как сквозь призму, и вдруг увидели всё вокруг яснее и разумнее.
Типичная русская судьба помещика XIX века: Городской голова, пот¬рудившись в Уфе на ниве экономической и исторической, удаляется на по¬кой в родовое имение и до конца жизни занимается его обустройством и благотворительностью. Старожилам запомнились слова, которые Д.С. Волков выезжая из имения, часто говорил управляющему: «С мужиками какая беда случится, – помогай!» Эти слова волковцы изустно пронесли через 120 лет. Помогать людям – вот благородное правило русского дворянина. Хотя уже давно не было крепостного права, и совсем не обязан был простой по¬мещик помогать своим бывшим крестьянам, строить для них школы, церкви, больницы…
Теперь его село в бессильном упадке. Помочь некому. Как жаль, что нет теперь в Уфе такого мэра Волкова, который спас бы земскую школу и церковь, построенные его далёким предшественником! Который не к очередному юбилею Уфы отреставрировал бы этот малый историко-культурный ансамбль, прев¬ратив село в объект туризма и паломничества, разместив в стенах земской школы хотя бы музей самого известного из уфимских градоначальников.
А материалы для музея найдутся. Вдова Д.С. Волкова – Надежда Нико¬лаевна в начале 1920-х годов доживала свой век в бедности и безвест¬ности в доме на Аксаковской улице напротив Никольской церкви. Один из создателей Нестеровского музея, историк и искусствовед А.А. Черданцев, подолгу беседовал с нею и записывал её рассказы о прошлом Уфы, о жизни и разносторонней деятельности Городского головы. Дочь историка – М.А. Черданцева до последних дней помнила эту строгую и добрую женщину, всегда ходившую во всей чёрном. В семье Черданцевых хранятся фарфоро¬вые бусы, которые Надежда Николаевна подарила ей незадолго до смерти. Умерла вдова Волкова около 1925 года, всеми забытая…
* * *
Белая паперть, сложенная из каменных плит, будто ещё слышит шаги тех, кто приходил сюда сто лет назад. Те же утренние солнечные лучи тянутся дальше за горизонт, стирая грани пространства и времени. За¬катное солнце освещает сквозь церковную арку красоту окружающего мира природы и творения рук человеческих. Таков мост, протянутый к нам предшественниками. Поймём ли мы этот знак, оценим ли?

Волково-Уфа, осень 1997, доработка 2002 г.

_______________________________________________________

Р.S. В 2010 году мы вновь посетили Волково и Христолюбово. То, что мы увидели, потрясло: и без того изувеченный храм осквернён ещё больше. Двери церкви распахнуты настежь, полы выпилены и украдены, кресты, набитые на двери в 1997 г., сорваны, крыша почти полностью провалилась вовнутрь храма, каменная паперть разворочена, узорные столбики и решётки валяются разбитыми. Даже стоявший в церков¬ной ограде памятник погибшим на войне волковцам разбит и изувечен молодыми вандалами и в связи с этим перенесён ближе к школе; за него есть кому заступиться, некому заступиться лишь за церковь. Сельские мародёры начали воровать церковную оградную решётку, и если бы не вмешательство местной православной подвижницы М.И. Шаршаковой, её бы растащили. Могилы у алтаря вытаптываются и завалены мусором по-прежнему. От Христолюбовской часовни остались лишь неполные две стены, всё безбожно разворовывается местными жителями-мародёрами, даже кам¬ни… Вы спросите, кто же окормляет село Волково, с какого времени? С того же 1997 года по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Никона это вменено в обязанность о. Александру Зарипову, отслужившему здесь тот самый первый (и единственный?) молебен 12.09.1997.
Такой вот "таёжный тупик"! Зарегистрированная и официально дейст¬вующая церковь быстро разрушается, потому что ладом не организован приход, народ никак не организуется без активного пастыря, священник не едет, потому, что местные власти не выделяют жильё, не возвращают по закону причтовые дома; а властям надо меньше всего: прихода нет, чем скорее разрушится ещё один христианский храм, тем меньше проблем... Только об этом никто не говорит вслух. А по закону всё правильно: в 1997 г. церковь "безвозмездно возвращена верующим" и, кстати, во вполне приличном состоянии. Честное слово, лучше бы тут оставался клуб, храм-памятник бы уцелел! Волковский тупик…
29 апреля 2012 года по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Никона был совершен православно-миссионерский выезд: на 4 машинах из Уфы приехали и положили начало воцерковительным беседам, священник Андрей Хамета отслужил службу на паперти храма.

Май, 2012
© ЕГОРОВ П.В., историк Уфимской митрополии
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования