Главная> Статьи > Очерки > Пасха Христова в Новороссийске в 1943 году

Пасха Христова в Новороссийске в 1943 году


1111110f2qq7.jpgПрямо у Распятия стоит бабушка Александра Николаевна Полякова, наша соседка. Она всегда добра и спокойна. Скрытая улыбка, как у Моны Лизы, никогда не покидала ее лица. Сегодня она в праздничном наряде, чиста и опрятна. О чем думает она? О чем молится? Конечно же, о своих близких. Ее внук-подросток Анатолий вопреки воли матери с морской частью покинул Новороссийск перед самым приходом немцев. «Что с ним? Ведь совсем ребенок! Боже, храни его!» Тогда бабушка Александра не знала, что Толя совсем рядом, за линией фронта, в Геленджике. Служит в четвертом дивизионе сторожевых катеров и участвует в операциях на Малой земле. Что с войны вернется с тяжелейшим ранением, но поступит в МВТУ им. Баумана, станет учеником Сергея Павловича Королева и будет ответственным сотрудником его космического бюро.
«Храни, Боже, и зятя моего, Николая. Воюет он против немцев. А жив ли? Где он сейчас? Храни его, Боже! Ведь ох как трудно приходится моей дочери Александре : двое малых у нее сейчас на руках да Толька-пострел. Кто ей поможет?! А я уж не помощница. Ты, Боже, знаешь, дед мой, Николай недавно помер. Любил он Россию, не приняла душа его вражий плен, так в горечи и слег в могилу. Схоронили его в своем дворе. Упокой душу его, Господи!»
А вот на правом клиросе среди певчих слепая Мария Ивановна. Маленькая, сухонькая. Слушая чтение, она напряженно морщит лоб, о чем-то сосредоточенно думает. Мария Ивановна – человек тонкой души и высокого интеллекта, она смолянка, воспитанница Института благородных девиц в Питере. Мария Ивановна пишет стихи. Дома у нее стопы листов плотной бумаги, испещренные записями по методу айля. Стихи она подписывает под псевдонимом «Мария Туманская».
Совсем недавно у нее умер муж-музыкант. Где-то там, за линией фронта, ее единственный сын Володька. Его в городе все знали, он работал инструктором в городском комитете Осоавиахима. С начала войны он ушел в армию. «Где он сейчас? Что с ним? Храни его, Боже!». Церковь постепенно заполняется людьми. Все они наши знакомые, соседи. Вот входит с матерью и со своей теткой мой друг и одноклассник Ваня Булавинцев. У них в семье летом постоянно шелушатся от солнца носы. Лето еще не наступило, а у Вани нос уже облупился. Ваня самый младший в семье, страшный баловник, но «Отче наш» знает и крест на шее носит. Все трое останавливаются у Плащаницы, крестясь и делая поклоны. Мать Вани проводила на фронт троих сыновей. Сейчас нам всем неведомо, что из них инвалидом возвратится только один – Илюша. Двое старших сложат свои головы за Отечество.
Вошли четыре немецких солдата в зеленой форме, но без оружия. Сняли пилотки, заткнули их за пояса. Стоят рядом. С любопытством оглядываются, изредка тихо переговариваются. Но никто не обращает на них внимания. Недолго постояли, посмотрели и тихо удалились.
Чтение Деяний апостолов закончилось. «Благословен Бог наш… – слышится голос отца Петра, – Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас…» Начинается Полунощница.
Люди совершают молитву истово, сосредоточенно. На лицах многих женщин слезы: все они пришли сюда с болью, с надеждой на помощь Всевышнего, с желанием искренней молитвы хоть немножко облегчить свою жизнь и жизнь своих близких.
Давно наступил рассвет, где-то над горами, за линией фронта поднялось солнце, багряное, с трудом пробивающееся сквозь облака, наплывающие с моря. Полунощница продолжается в лучах солнца.
«Не рыдай Мене, Мати…»
Плащаницу уносят. Должен начаться Крестный ход. С Крестным ходом вокруг храма пошли только духовенство и служители с хоругвями. Народ попросили от участия в крестном ходе воздержаться: все-таки фронт…
Оставшиеся в церкви подхватывают стихиру Крестного хода : «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех ; и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Крестный ход закончен, и звучит ликующий голос отца Петра: «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!» – в едином порыве подхватывают все.
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», – поет хор на клиросе.
Прихожане на какой-то момент забыли свои боли и горести. Радость и ликование овладели всеми. Лица посветлели.
Первый снаряд ударил поблизости, у старой бани, второй – сделав перелет, разорвался за церковью, на улице Чайковской.
Вилка. Третий попадет в церковь или разорвется около. Народ заволновался : неужели свои, в такой день!
Третий снаряд упал рядом со зданием церкви. Зазвенели разбившиеся стекла окон. Плотная толпа качнулась к дверям храма. Хор умолк.
Но тут прозвучал громкий и спокойный голос отца Петра:
«Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу!..» Люди восстановились, замерли. В какое-то короткое мгновение они поняли, что отец Петр не намерен прекращать пасхальную службу, и что их долг, долг верующих, остаться в храме. И, как первые христиане в подобном положении, они бросили вызов смерти.
Снаряды падали у стен, попадали в стены. Храм сотрясался. Опять звенело разбитое стекло, гасли свечи и лампады. Запахло гарью тротила.
Пали на колени. Молились горячо, славили Воскресение Христово в состоянии восторга и духовного подъема. Все слились в одну-единственную огромную душу, для которой разрушение и смерть на земле стали второстепенным, далеким, достойным презрения. Все ужасное, что происходило вокруг, ничего не значило сейчас перед лицом вечной жизни. Вечного мира, в который они готовы были с радостью вступить. Служба продолжалась. Стены храма оказались крепкими ( впервые в отечественной практике в них был заложен железобетон, очевидно, он и выдерживал удары снарядов среднего калибра).
Наступило затишье. У стен храма и во дворе лежали убитые, стонали раненые. Бабушка Александра Полякова лежала на земле у правого притвора храма в луже крови, с тяжелым ранением в бедро, белая кость проглядывала сквозь рваную одежду.
Тишина оказалась непродолжительной. Начался новый огневой налет, на этот раз тяжелыми снарядами. Их было семь. Эллипс их расстояния был довольно велик. Первый снова упал у бани. Потом рвануло у кузни привоза. Один занесло в квартал улицы Профсоюзной. Убило дядю Петю Пуханицкого и находившегося подле него нашего приятеля Леньку.
А служба в храме продолжалась.
Отец Петр заканчивал чтение Пасхального Слова святителя Иоанна Златоуста. «Никто же да не убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть…» Шестой снаряд упал на проезжую часть улицы прямо перед церковью, метрах в пятидесяти от нее. Отец Петр произносил отпуст Пасхальной заутрени.
Артиллеристы сделали поправку на 1-2 деления прицела, и следующий тяжелый снаряд ударил у фундамента алтаря храма. Передняя стена его, выложенная керченским известняком, от взрывной волны разлетелась в прах.
То, что наводчик-артиллерист не накрутил еще одно деление прицела, должно быть приписано Самому Господу Богу: если бы снаряд прошил стену алтаря и разорвался внутри церкви, быть большой беде.
Когда рванул последний снаряд и молящиеся подняли головы от пола, они увидели сквозь зияющий провал алтаря яркое солнце и его лучи веером, четко обозначившиеся в оседающей мгле. И лица их, и одежды были белы. Над головами грозно раскачивалось огромное подвесное паникадило, оно удержалось на цепи и постепенно уменьшало размах колебаний.
Отец Петр остался жив. Он с трудом выбрался из-под обломков, весь белый, как мраморное изваяние, он подошел к валявшемуся на полу семисвечнику, поднял его, хотел спуститься по ступеням к своей пастве. За его головой сверкало солнце.
И в это время раздались взволнованные крики его прихожан:
- Прокляни окаянных!
- Анафема отцеубийцам!
Отец Петр стоял. Скорбно внемля этим голосам. Мысль его напряженно работала. Он медлил, в чем-то сомневался и судорожно пытался найти только то одно, одно-единственное правильное решение. Отец Петр еще немного постоял в нерешительности, а потом произнес слова Нагорной проповеди:
- «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Прости, Господи, – продолжал он, – жестокосердие и духовную слепоту сынов наших. Помилуй их, ибо они не знают, что творят! – Потом твердым голосом обратился ко всем присутствующим: – Христос Воскресе!
И трижды услышал в ответ:
- Воистину Воскресе!
- А теперь, братья и сестры, упокоим тела невинно убиенных и омоем раны пострадавших.

P.S. Уже в 1994 году я обратился в Санкт-Петербургский военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и связи. Мне хотелось получить квалифицированную консультацию о калибре орудий, выпустивших те последние семь снарядов. Воронка от разрыва одного из них занимала всю проезжую часть улицы.
Я воздержался назвать город и обстоятельства, приведшие меня в музей. Выслушав меня внимательно, пожилой научный сотрудник музея, артиллерист с планками наград на груди, предложил мне выйти на открытую площадку перед входом в музей. Здесь на всеобщее обозрение выставлена артиллерия последних войн.
Он указал мне рукой и сказал : «Стреляло примерно такое орудие». На табличке музейного экспоната я прочитал:
«203-мм гаубица образца 1931 года № 242. Наибольшая дальность стрельбы 18260 м. Стояла на вооружении 124-й отдельной гаубичной артиллерийской ордена Ленина, краснознаменной, орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригады большой мощности.
Командир орудия – сержант Джонашвили.
Орудие применялось в боях при освобождении Новороссийска, Белоруссии, Польши, при штурме рейхстага».

Источник: // Москва. – 2002. – №5. – С. 234-239

http://world-war.ru
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования