Главная> Храмы > Церковь Сергия Радонежского (д. Могутово)

Церковь Сергия Радонежского (д. Могутово)


nar-fm_mogutovo_11483vm_8_10_2011.jpgЦерковь в селе Могутово во имя Преподобного Сергия.
143315, Московская область, Наро-Фоминский район, п/о Афанасовка, д. Могутово, Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Контактный телефон 8-910-408-01-11, эл. почта: sergievchurch@narod.ru
Проезд: на машине: на 72-м км киевского шоссе, после указателя поворота на г. Наро-Фоминск первый поворот налево до д. Могутово (будет проезжаться д. Афанасовка). на электричке: с киевского вокзала до ст. Бекасово,потом сделать пересадку и доехать до ст. Мачихино. От станции около 3-х км пешком до д. Могутово.

Храм прп. Сергия Радонежского в д. Могутово Наро-Фоминского района Московской области построен боярином Петром Абрамовичем Лопухиным в 1693 году, а по некоторым сведениям даже раньше.
Архитектура храма – позднее московское барокко, он украшен колоннами, различными наличниками из белого камня, всяческими архитектурными изысками. Несколько позднее к нему была пристроена колокольня. Стены храма очень толстые, средняя часть довольно светлая и высокая, трапезная часть и алтарь имеют сводчатый потолок. В храме 2 престола, главный – в честь прп. Сергия Радонежского, а второй, который в трапезной части, - в честь св. муч. Виктора. Рядом с храмом имеется живописный пруд, выкопанный тем же боярином П.А. Лопухиным. После революции храм закрыли в конце 30х годов 20-го столетия, он стоял пустой, не под какие хозяйственные нужды никогда не был занимаем. В 70-е годы колокольня была разобрана для постройки местным колхозом свинофермы, но, как свидетельствую очевидцы, строительство фермы из храмового кирпича не получилось. Южная часть алтаря была разрушена также в 70-е годы. В трапезной части сняли сводчатые потолки, полностью разрушили кровлю, по всей видимости, это делали жители дачных участков, которые расположены в непосредственной близости от храма. Небольшое кладбище, примыкающее к северной части храма, несколько запущено, оно будет приводиться в порядок. Богослужения в храме прп. Сергия возобновились с лета 2001 года, сначала служился только водосвятный молебен и панихида, а с 8 октября, дня памяти прп. Сергия Радонежского, регулярно стала совершаться Божественная Литургия. Сейчас Богослужения проходят по полному церковному чину – совершается уставное Всенощное бдение, Божественная Литургия по воскресеньям и праздникам, также служится водосвятный молебен и панихида, совершаются все церковные таинства и обряды. Местных жителей поблизости нет, но есть дачи, на которых люди живут с весны по осень. В 2001 году, почти до самого храма построена асфальтовая дорога, подъезд к нему стал очень удобным. Наш храм является архитектурным памятником федерального значения, таких храмов осталось очень немного, поэтому нужно пользоваться возможностью увидеть достаточно редкий по своей архитектуре храм.
«Метрика», №529 /Академия художеств/
Когда сия церковь основана неизвестно; а по следующим книгам, находящимся в церкви: Апостолу и Октоиху осмогласнику, напечатанным в царствие Государей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича при Патриархах Иоакиме и Адриане 1684 и 1692 годов и книги Минетри месяца: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь, напечатанной в царствие Государя Алексия Михайловича 1666 года, меж Патриаршества, нужно полагать, что церковь в означенные годы уже была построена, и в ней было служение.
Каменная.
Так как в каждой из означенных трех книг есть следующая подпись: пожертвовал сию книгу Боярин Петр Аврамович Лопухин в вотчину свою в Церковь Преподобного Сергия, то, может быть, сей Боярин и был храмоздателем.
Находится при селе Могутово; основана на ровном месте при пруде, который находится между Церковью и селом.
Продолговатая, одноэтажная.
Алтарь полукружий, выступов не имеет, а имеет прямую стену, а по углам по две полуколонки, гладкие, из кирпича, обеленные известью.
Размер Церкви в длину 12ть саж. и ширину 6 саж.
Церковь построена вся из кирпича, а цоколь фундамента из белого камня.
Стены выложены все сплошной кладкой, кирпич длиною 61/2 верш., шириной 3 верш., толщиною 2 вер. Стены сохранились в своем первобытном виде, а цоколь фундамента исправлен с разрешения Высоко-Преосвященнейшего Филарета в 1841 году. Связи в стенах железные.
Наружные стены гладкие с полуколонками по углам гладкими и наличниками на окнах тоже гладкими, обеленными известью.
Карнизы есть из кирпича в виде поясков, обелены известью.
Кровля на церкви на два ската. До 1844 года с разрешения Высоко-Преосвященнейшего Филарета покрыты железом; вся кровля неоднократно перекрашивалась и в последний раз в 1883 году окрашена вся масляною зеленою краскою.
Фонарь на сводах 8ми гранный глухой с 8ю фальшивыми раскрашенными окнами и полуколонками в виде столбиков, с карнизом; на фонаре шея также 8ми гранная и с 8ю малыми фальшивыми крашенными окнами.
Одна глава покрыта железом и окрашена зеленой масляной краскою.
Крест на главе железный, 8ми конечный с сиянием, у подножия креста полулуние, без цепей, окрашен весь крест желтою масляною краскою; на колокольне крест тоже 8ми конечный и как шпиль, так и крест обиты белою жестью.
Окна помещены выше цоколя на 1 ар 10½ вер., в алтаре шесть окон. Все окна вышиною 2 ар. 11 вер., шириною 1 ар. 9½ вер. в 4 света с перемычками. Наличники у окон: полуколонки в виде столбиков, с карнизами из кирпича. Все окна снаружи прямые, а внутри полукруглые и с отливами. Подоконники у всех окон деревянные, а решетки резные на подобие подковы.
Три двери: 1я при входе на паперть, которая находится под колокольнею; 2ая при входе в трапезу; 3я в настоящей холодной церкви в южной стене, а в северной стене заложена кирпичом. Все эти двери простые деревянные, окрашены масляною зеленою краскою. У двери в южной стене снаружи наличники: 2 полуколонки в виде столбиков с карнизом. Петли на дверях простые железные. Паперть состоит из одних крылец сделанных из белого камня; два крыльца с южной и западной стороны при входе под колокольню. До 1848 г. с южной стороны крыльцо было деревянное и по ветхости оного в 1848 г. было сделано каменное.
Алтарь отделяется от храма каменною стеной с тремя пролетами: Царских дверей и двух боковых южной и северной. Придел в церкви один во имя Св. Мученика Виктора, устроен в 1850 году в трапезе, которая отделяется от храма глухой каменной стеной с 1м пролетом, в котором вставлены две стеклянные арки. Западный притвор-трапеза устроен в виде палаты.
Своды полукруглые без всякой опоры.
По ветхости прежних деревянных полов в разрешения Высоко-Преосвященнейшего Филарета в 1848 году вновь сделаны во всей церкви деревянные полы и окрашены в 1865 г. желтой масляной краской. Алтарь одночастный без разделения; в правой стороне коего (южной) находится шкаф для хранения облачений, а в левой (северной) стороне – жертвенник. Окон в алтаре шесть, помост или пол в нем возвышен против храма на ступень – на 4 вершка. О поправках и переделках алтаря ничего не известно.
Престол деревянный, ширина его 1 арш. 5 вер., длина 1 арш. 8½ вер., вышина – 1 арш. 7 вер., на нем срачица полотняная, а одежда парчевая. Жертвенник поставлен на открытом месте в левом северном угле алтаря, деревянный; вышина его 1 арш. 7 вер., ширина 1 арш. 3½ вер.
Иконостас деревянный гладкий, перекрашен в 1865 году с разрешения Высоко-Преосвященнейшего Филарета белой, матового цвета, краской, карнизы и рамы на иконах вызолочены. Иконостас имеет три яруса. Царские двери состоят из 2-х створов, резные из дерева, резьба вся вызолочена, на рядах в круглых рамках Благовещение Божией Матери и четыре Евангелиста. Над Царскими дверями в сделанном из дерева и вызолоченном сиянии Сошествие Святого Духа в виде голубя.
Деревянная (очев.солея – В.З.) выше помоста храма на одну ступень (на 4 вер.) и не отделана никакой решеткой.
Амвон деревянный полукруглый, ровный с помостом алтаря; сени над ним не имеется.
Клиросы простые, деревянные, без всяких украшений, выкрашены белой краской.
Нет старинных изразцовых печей, а есть в пределе одна изразцовая печь, которая переложена в 1883 году.
Колокольня построена из кирпича, снизу приложена к церкви, а вверху четырехугольная; нужно полагать, что она построена в одно время с церковью. Изображения и надписей на ней нет никаких. Колоколов на колокольне шесть: в 1м большом весу 109п. 25 ф., пожертвован Анною Ивановною о упокоении ее мужа Матфия, вылит на заводе Самгина 1874 г., января 15 дня. Лил мастер Филипп Воробьев. Во 2м весу 61 пуд 38 фун., в 3м – 29п. 30ф. Сии два колокола променены в 1849 г. и литы тоже на заводе Самгина; на 3х малых колоколах надписей никаких не имеется.
Стенного росписания снаружи и внутри церкви нет. Обвалившаяся внутри церкви штукатурка возобновлялась с разрешения Высоко-Преосвященнейшего Филарета в 1865 году и стены окрашены голубою краскою; а в приделе стены окрашены в 1883 году желтою масляною краскою.
Иконы старого письма есть: 1я плащаница длин. 1 ар. 7½ вер., шир. 1 ар. 5 вер., 2я на западной стене над аркою икона Вседержителя с предстоящими: Божией Материю и Иоанном Предтечею длин. 3 ар., шир. 2 ар. 9 вер.; 3я на южной стене Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова длин. 3 ар., шир. 1 ар. 6 вер. и 4я на севеной стене икона Святителя Николая Чудотворца длин. 3 арш., шир. 1 ар. 6 вер. Все сии иконы писаны на полотне, в деревянных рамках, окрашенных красною краскою. Записей на них никаких нет.
В приходе описываемой церкви имеются две деревянные часовни, одна из них в сельце Мачихине, поправлена в 1879г. Главные иконы в оной Рождества Христова и Св.Великомученика Георгия. Другая часовня построена вновь рядом с ветхою деревянною же часовнею Потомственным дворянином Сергием Константиновичем Волковым в 1868 г. в Борисо-Глебовской роще. В ней главная икона Св. мучеников Бориса и Глеба. По какому случаю сии часовни построены за давностью времени неизвестно, описания никакого не существует.
Из древних икон находятся в иконостасе: с правой стороны Царских дверей иконы Спасителя и Преподобного Сергия, а с левой иконы Владимирския Божия Матери и Святителя Дмитрия Ростовского Чудотворца. Все сии иконы обновлены в 1880 г., ризы на них вызолочены и сделаны вызолоченные рамы со стеклами приходским старостою церкви Василием Ивановым Ружьевым на собственный капитал. Старинных облачений нет; плащаница старинная есть, писана на полотне и означена в 34 вопросе. Синодик есть, начинается с 1756 года Февраля 11 дня.
Ответы на предложенные вопросы давал приходский священник Иоанн Федоров Даниловский. Воспитывался отвечающий в Московской Духовной Семинарии, в которой окончил курс учения в 1856 году.
53х лет, священствует с 1858го года, 29 лет, а при описываемой церкви находится только с 30го Октября 1885-го года.
Составлена сия метрика 1887го года, Января 14го дня.

http://sergievchurch.orthodoxy.ru/
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования