Витражи в православных храмах России XIX - начала XX вв.: цветное стекло в окнах и иконостасах |
07.06.2012 г. |
В XIX – начале XX века витражи получили широкое распространение в русской архитектуре. Орнаменты и фигуры украшали окна особняков, частных домов, общественных зданий Для применения витражей в них не существовало никаких жестких правил и ограничений: по прихоти заказчика самое причудливое произведение из цветного стекла могло появиться в любом помещении. Расцвеченные стекла устанавливались и в окнах храмов. Неожиданным открытием стали факты о том, что среди храмов, украшенных витражами, были не только католические, но и большое количество православных. Когда и по каким причинам витражи, изначально элемент католического храма, «проникли» в русские православные церкви и стало темой этой статьи. Общеизвестно, что в древнерусском культовом зодчестве витражей не было. Их появление относится к XIX столетию. В это время в русской архитектуре господствовал стиль, получивший название эклектика или историзм. Для отделки здания или интерьера выбирался «стиль» определенной эпохи из исторического прошлого, например, барокко, средневековой готики или Ренессанса. Выбор стиля и предметов, его формировавших, зависел от многих причин, среди которых на первом месте стояли пожелания заказчика и состояние историко-архитектурной науки, «снабжавшей“ архитекторов и художников набором предметов, свойственных, как тогда считалось, той или иной исторической эпохе. В XIX столетии выбор архитектурного стиля для церковного здания делался в первую очередь в связи с его конфессиональной принадлежностью. Иноверческие храмы в России с 1830-х годов и до начала XX века строились, как правило, в духе романского или, чаще, готического зодчества. В средневековой Европе витражи были неразрывно связаны с архитектурой романских и, позже, готических храмов. И в католических и в лютеранских церквях XIX века в России они по праву заняли свое место. Ассоциативная связь «готика – витраж» в первой половине XIX столетия была неразрывной, и в тех редких православных церквях, которые были построены в «готическом» стиле, неизбежно появились разноцветные стекла. Так, церковь Св. Александра Невского в петергофском парке Александрия, известная также как «готическая капелла», была первой постройкой в России, где в большом объеме было применено декоративное полихромное остекление, подражающее многоцветным окнам-розам средневековых храмов Европы. Практически все окна здания были украшены витражами. На протяжении XIX столетия остекление неоднократно менялось и отразило эволюцию русского витражного искусства. С течением времени витражи «проникли» и в постройки других стилей, например, в здания, оформленных в духе византийского зодчества. Историко-архитектурная наука XIX века располагала фактами о витражах византийской архитектуре. Так, было известно, что цветные стекла в древности украшали церковь Св. Софии в Константинополе — главный храм восточно-христианского мира. Магическую игру солнечных лучей, проходивших сквозь цветные стекла в окнах этого здания, описал в VI веке Прокопий Кессарийский. Вероятно, в то время были известны и сохранившиеся цветные стекла в некоторых византийских церквях XII века. На основе имевшихся фактов и исторических свидетельств в XIX в. сформировалось суждение о том, что в Византии «искусство письма красками по стеклу было доведено до совершенства; применялось оно большей частью к церковным работам и весьма многие иконы в храме Софии в Царь-граде были писаны по стеклу». В соответствии с этим многие «византийские» храмы в России украшались витражными окнами. Разноцветные стекла предполагались в соборе Св. Александра Невского в Тифлисе (арх. В. А. Шретер, А. Л. Гун, 1866 г.), витражи с изображением фигур святых находились в церкви Воскресения в Троице-Сергиевой пустыни в Петербурге (1880-е, арх. А. А. Парланд). Наука ХХ века опровергла исторические представления ученых предшествующего столетия, установив, что витражи не были распространены в византийской храмовой архитектуре: не разноцветные окна, а мозаики, едва мерцавшие отраженным светом в полутемном интерьере, были характерным элементом убранства церквей Византии. Древнерусское архитектурное наследие, активно изучавшееся в XIX столетии, практически не давало фактов для использования витражей в православных храмах. Разноцветное остекление в Древней Руси было настолько редким, что даже сегодня по материалам многочисленных археологических исследований известны лишь единицы памятников с разноцветными стеклами в окнах. В распоряжении архитекторов XIX века находилось единственное сведение о витражах в древнерусской архитектуре: под 1240 годом волынский летописец сообщал, что князь Даниил Галицкий основал близ древнего Червена небольшой городок Холм и построил там превосходные здания и храмы, из которых церковь св. Иоанна имела три окна со «стеклами римскими» (то есть витражами), блестевшими как зеркало. По мнению авторов ХIХ века, эти стекла были привезены из Венеции. Этот факт и, возможно, какие-то уникальные случаи из сохранившегося до XIX столетия декоративного остекления храмов XVII века не вызывали иллюзии, что витражи были характерны для русской средневековой архитектуры, так как представлялось, что история русского стеклоделия началась в 1630-е годы, а до того все стекло привозилось из других стран. Несмотря на это разноцветные окна очень часто использовали в церквях в «русском стиле». Наиболее интересный пример — церковь в селе Высоком Смоленской губернии (арх. Н. Л. Бенуа, 1867–1871 гг.), в имении графов Шереметевых. Окна здесь были расписаны по мотивам древнерусских фресок. Рисунки для стеклянных картин подготовили сам архитектор и известный витражист В. Д. Сверчков, в мюнхенской мастерской которого эти произведения и создавались. Вероятно, отсутствие реальных прототипов витражей в русской храмовой архитектуре заставило авторов обратиться к фресковым изображениям, соответствовавшим образному строю православных церквей. Приведенный пример — скорее исключение. В большинстве случаев изображения на витражах не соотносились со стилистикой и иконографией древнерусского искусства. Интересно, что в произведениях живописи XIX века встречались изображения церквей с расцвеченными окнами. Так, А. П. Рябушкин, тщательно изучавший русскую старину, изобразил на картине «Русские женщины XVII века в церкви» (1899 г.) окно с разноцветным узором. Видимо яркая многоцветная культура XVII столетия «спровоцировала» его на разукрашивание не только стен, но и окон в изображенном интерьере. http://vitroart.ru |