Георгиевская церковь в честь воина Христова Георгия (c. Ванилово, Московская обл.) |
06.02.2010 г. |
История села Ванилово и соседних деревень, из которых вырос
посёлок им. Цюрупы, уходит в глубокую древность. Западнее Ванилова когда-то находился погост Милино, в нём стояла деревянная церковь св. Георгия. Ранее это была деревня Минина. В Писцовой книге Коломенского уезда 1577-78 годов записано: «Село Мининское, что была деревня Минина по конец поля реки Мерска, а в нем церковь Христова Страстотерпца Георгия…». Мерской здесь именуется река Нерская, которая и ныне протекает через посёлок. Это левый приток Москвы-реки. Названа она так, предположительно, по названию угро-финского племени меря, жившего на этой территории. Ниже упоминается деревня Левычино (к югу от Ванилова): «Деревня Левыченская по обе стороны речки Перхуровки…». В ХIХ веке Милино слилось с Ваниловым, позднее Ванилово полностью поглотило древний погост. В советское время на месте древней церкви и примыкавшего к ней кладбища построили здание больницы. В конце ХIХ столетия все три селения относились к Николо-Угрешскому монастырю. До него этими землями владел Василий Степанович Собакин. Род Собакиных – один из многочисленных служилых. Однако на короткое время он возвысился. Иван Грозный, решив сочетаться третьим браком, выбрал себе Марфу Васильевну Собакину. Но через две недели царица Марфа скончалась. Историки не пришли к единому мнению, кто же из Собакиных владел этой вотчиной. Дело в том, что из пятерых родных братьев, трое носили одно и то же имя – Василий, и все были Степановичами! Различали их так: Василий Большой, Василий Средний и Василий Меньшой. Василий Большой имел вотчины в Коломенском уезде. Возможно, он и построил в селе Милино церковь «Христова Страстотерпца Георгия», удаляясь сюда после опалы. Храм был деревянным. В Дозорной книге Патриаршего Казённого Приказа за 1680 год (т.е. через сотню лет после первого упоминания) встречается её описание: «В вотчине Никольского Угрешского монастыря от деревни Ванилово с полверсты на речке Мерске, едучи от Москвы по Касимовской дороге в 60 верстах, от тея дороги направо в трех верстах церковь великомученика Георгия деревена стоит без пения впусте, а в церкви царские двери и деисусы, на престоле Евангелие в десть (в целый печатный лист); евангелисты басемные (из тонкого листового серебра), да на жертвеннике сосуды оловянные все в целости, и крестьяне деревни Ванилова сказали: «построена де та церковь и впусте стоит издавна…». Обратим внимание на тот удивительный факт, что хотя храм не действовал, однако ни иконы, ни богослужебные сосуды, ни Евангелие в серебряном окладе не разграблены, хотя в XVII веке такое, к сожалению, случалось. В 1687 году ключарь Большого Успенского собора в Москве отец Иоаннн Григорьев подал на имя Патриарха челобитную о том, чтобы земли храма были переданы ему «в оброк». 6 июня Патриарх Иоаким такой указ подписал: «Церкви великомученика Георгия, что на речке Мерске, церковная земля и пашня и сенные покосы отданы на оброк ему, ключарю на нынешний 7195 (1687) год и впредь до указу, а оброку ему велено светлейшего патриарха в домовую казну платить по рублю по 4 алтына в год. И те деньги на 7195 год взяты». Т.е. батюшка за пользование церковной землей платил в год по 1 рублю 12 копеек. Однако вскоре, в 1690 году, в аренде земли отцу Иоанну (здесь он уже назван протопопом) было отказано. Эти земли перешли в Коломенскую епархию и стали владением архиепископа: «Сей Георгиевской церкви земли в оброчных книгах не писать и оброчных денег на протопопе Иване на прошлые 196 и 197 годы иметь не велено для того, та Георгиевская церковь объявилась в Коломенском уезде, а той земли велено велено быть в епархии Коломенского архиепископа, а взятые оброчные деньги и пошлины на 195 год Ивану Григорьеву выдать» ( из книг Патриаршего Приказа). Согласно местному преданию та древняя церковь сгорела. В 1791 году жители Ванилова построили второй храм, тоже деревянный, во имя того же святого. Упоминание о нём сохранилось в Клировой ведомости за 1877 год: «Построена 1791 года тщанием приходских людей. Зданием деревянная с таковою же колокольнею, тверда, крыта железом. Престол в ней один во имя великомученика Георгия. Утварью посредственна. Приходских дворов 233, душ мужеского пола 934, женского 977». Этот второй храм, в отличие от первого, рано обветшал, что послужило одной из причин строительства нового каменного. Второй причиной стала отдалённость от приходских селений Ванилово и Левычино. Каменный храм решили возвести на более удобном месте. Им стало поле между этими двумя селениями. Крестьяне, владевшие этим полем, пожертвовали четыре десятины на постройку церкви и домов для причта. Также помогли в её постройке почетные жители села Александр и Пётр Байдаковы. Проект заказали архитектору Павлу Петровичу Зыкову, и 17 мая 1887 года церковь была заложена. Строительство продолжалось около четырех лет. Наконец, 28 ноября 1885 года состоялось великое освящение нового храма с тремя престолами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного князя Александра Невского. В 1913 году церковный штат составляли: священник, диакон, два псаломщика и просфорня. Помимо домов для причта, церкви принадлежали церковно-приходская школа, сторожка, сарай и небольшая часовня на погосте Милино. В советское время храм не закрывался, благодаря чему там сохранились резной иконостас, старые подсвечники и паникадила. Роспись Георгиевской церкви необычна. Это не привычная для ХIХ века академическая живопись по готовым образцам, а именно авторская. По мнению специалистов, творцом эскизов мог быть великий русский художник Виктор Васнецов. Возможно, храм расписывал кто-то из его учеников или последователей. Первым настоятелем новой Георгиевской церкви был отец Димитрий Советов, служивший ещё в старом деревянном храме. С 1900 года здесь служил о. Михаил Сахаров. В 1921 году его по доносу арестовали, и, как говорят, он восемь месяцев провёл в заключении. Вскоре после освобождения священник скончался. Его похоронили рядом с церковью, где он прослужил более двадцати лет. Протоиерей Тихон Калинкин был настоятелем после о. Михаила и скончался ещё до Отечественной войны. В дальнейшем в церкви служили: протоиерей Николай Мотренко; протоиерей Василий Веретевский (+1965), о. Петр Деревянко, о. Иоанн Ермолаев (служил в 1970-80-е годы); протоиерей Петр Белокрылов (+2000). Игумен Иоанн (Яковлев) служил клириком храма с 1994 года, был настоятелем с 2003 г. до своей трагической кончины в автокатастрофе в декабре 2005 года. С 2005 г. настоятель храма – молодой священник Николай Зверев, выпускник Коломенской духовной семинарии. Будем надеяться, что нынешнее поколение впишет новую страницу в летопись Георгиевской церкви. Евгений Ромашкин, студент 1 курса КДС. Всенощное бдение в храме совершается накануне воскресных дней и праздников в 16.00, а литургия в сами эти дни – в 9.00. Проезд от Коломны и Москвы электропоездом до станции Виноградово, либо Конобеево. Далее на автобусе до остановки «пос. им. Цюрупы». «БЛАГОВЕСТНИК» №4-2009.
http://blagovestnik.kolomna.ru/mesta.htm
Фотографии Виталия Акуличева (г.Москва) |