Главная> Статьи > Очерки > По святым местам Башкортостана…

По святым местам Башкортостана…


enndsc01488enn.jpgНеисповедимы пути Господни,
неисповедимы дороги паломников…


Посетив деревню Скворчиха Ишимбайского района РБ, где родилась святая блаженная Варвара, от души помолившись в храме, группа паломников из Уфы, в числе которых была и я, продолжила свой путь в Федоровский район республики. В деревне Новомихайловка возрожден к жизни мужской Покровский монастырь. Газель плавно неслась то по шоссейной дороге, то по проселочной дороге, являя взору места благолепия в природе, говоря старинным языком. Далеко просматривалась даль, поля сменялись нечастыми лесными массивами, холмами, пологой гористой местностью. Хотелось вдыхать всей грудью густой, напоенный ароматом уходящего лета, воздух. Слова молитвы выстраивали мысли в четкий ряд.
Мы в пути к достижению истины.
На каком-то отрезке пути водитель вдруг заволновался, так как потерял ориентир в дороге. Кто-то из паломников заметил, что, дескать, Варварушка не хочет отпускать от себя. Похоже, что приглянулась ей группа. Видно, услышала она наши молитвы, обрадовалась, что люди помнят ее и обращаются к ней. На то и святые места, чтобы их посещали, чтобы люди черпали духовную силу от святого источника правды.
В Покровский монастырь мы прибыли уже ночью. Нас разместили в монастырской гостинице. Цивилизация добралась и до этих отдаленных мест. Современный дизайн жилья постепенно вторгается в монастырский уклад жизни, облегчая его и освобождая время для молитвы. Мы устроились на ночь, думая о завтрашней службе. Многие готовились к исповеди. Утро наступило нежданно быстро. Умывшись, мы поспешили в храм. Свежесть утра приятно бодрила, придавала силы.
Что удивительно, служба в каждом храме воспринимается каждый раз по-новому. Я имею в виду свои ощущения, свой настрой, когда душой стремишься познать духовную сущность того или иного места.
Трапеза в монастыре – это сладость в душе. Такую вкусную манную кашу я ела только в детстве. Уже по возвращении домой многие в группе говорили о том же. После утренней трапезы у нас появилась возможность осмотреть территорию монастыря. Точно крепость на границе, монастырь прочно стоял на Федоровской земле. Толстые ограждающие стены с башенками охраняли святое место от поруганий и поношений. Монастырь уже испытал подобное, когда на заре советской власти разграбили монастырь и лишили жизни. До середины 20-х годов ХХ столетия здесь велась церковная служба. Затем разогнали насельниц, разорили монастырское гнездо. Но место, как это часто случалось, еще послужило людям: в оставшихся зданиях спасались дети-сироты. На территории монастыря располагалась школа трактористов, зернохранилище, артель пчеловодов. Не смотря на вносимый гражданской войной раздор, здесь проживали представители разных национальностей, которые пытались сохранить дружелюбное и миролюбивое отношение друг к другу.
А может, святая преподобная Зосима Еннатская молитвами ограждала прилегающие деревни от лишнего кровопролития. Евдокия Яковлевна Суханова начала свой иноческий путь в Еннатском Покровском женском монастыре, расположенном на территории Стерлитамакского кантона, входившего в состав Уфимской епархии. Ныне это Федоровский район РБ - территория между селом Дедово и деревней Новомихайловка.
Этот монастырь был образован стараниями местных помещиков Эннатских. Святейший Синод официально утвердил при селе Прасковьино Стерлитамакского уезда Дедовской волости женскую общину в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это произошло 30 сентября 1893 года. Первый деревянный храм появился 29 июня 1894 года. В 1900-1904 годах усилиями тех же помещиков Эннатских при монастыре началось строительство огромного кирпичного Покровского храма. Его последней игуменьей была преподобная Зосима. И сегодня центральным храмом монастырского сооружения остается собор «Покрова Божьей матери». Не кичащийся своей красотой и величием, храм молчалив, спокоен и незыблем, как надежный покров Божьей матери.
В 1920 году Покрово-Еннатский монастырь преобразовали в трудовую коммуну, а в 1923 году его совсем закрыли. После закрытия монастыря матушка поселилась в селе Ново-Архангеловка (село Дема) на территории нынешней Оренбургской области., а окончила свой земной путь в селе Сенцовка Шарлыкского района (ныне Октябрьский район) на территории Оренбургской области. Веру свою схимонахиня Зосима засвидетельствовала подвижническими подвигами, молитвами, исповедничеством. Она прожила 115 лет. Господь даровал ей дары прозорливости и исцеления. Не иссякал людской поток к ней. К ней ехали и шли за советом, исцелением. Не иссякает и сегодня поток в монастырь. Приложиться к мощам святой, обрести душевный покой, научиться молитве праведной – каждый несет свой груз Зосимушке.
А есть и такие пары, которые венчаются на святом месте. На территории монастыря располагается Венчальный храм в честь равноапостольной княгини Ольги.
Мы бродили по монастырю, слушали колокольный звон, исполняемый звонарем Максимом, которому всего 26 лет. Он мечтает о возможности совершенствоваться в искусстве колокольного звона. Всей грудью мы испытали гордость за величие души, за возрождение красоты российской.
Подвигом жизни своей многолетней
Дух святый стяжавшая,
Молись о нас, святая преподобная мати Зосимо,
Праведница Еннатская.

Ирина Бакке.
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования