По дорогам Челябинской области |
19.09.2012 г. |
«Воскресают минувшего тени, Промелькнул нескончаемый ряд Лиц и встреч, и надежд, и стремлений, И утрат – безвозвратных утрат!..». А.Хотовицкий. Мы писали уже об историко-этнографических экспедициях в село Орловку Катав-Ивановского района Челябинской области. Те поездки оказались настолько интересными, что воспитанники Литературно-краеведческой гостиной Башкортостанского филиала Российского фонда культуры, действующей при лицее № 21 города Уфы, решили продолжить исследовательскую работу. Выбрав один из сентябрьских субботних дней, когда погода благоволила путешествию, семья Климиных вместе с преподавателем лицея № 21 Еленой Николаевной Лихановой отправились в путь. Дорога пролегала через Иглинский район РБ. Поглядывая по сторонам проезжающей дороги из окон машины, мы старались вспомнить, чем знаменит Иглинский район. Конечно, сразу же мы назвали иглинский лук. Родители Ани Климиной, ученицы 7 класса лицея № 21, Артур и Галина не побоялись взять с собой и младшую дочь Настю. Несмотря на юный возраст, она не отставала от старшей сестры. Перед собой путешественники поставили цель: побывать в селе Орловке, познакомиться с семьей историка-краеведа Владимира Горячева, пообщаться со старожилами села. Наконец, увидеть Михаило-Архангельскую церковь и представить на месте то прошлое, о котором пишет Аня в своей исследовательской работе. Конечно, исследование, проводимое школьниками, не сравнить с научной работой взрослых историков и этнографов. Хотя они работают под непосредственным руководством старшего поколения, например известного историка и краеведа Павла Егорова. Пусть они еще не совсем осознают значение и смысл проводимой работы, но они «дышат» историей, учатся беречь настоящее и думают о будущем. Добравшись до Орловки, семья исследователей решила сначала заехать в Катав-Ивановск. Благо, что по расстоянию, маленький провинциальный городок находится не так далеко от Орловки. Катав-Ивановск встретил своих гостей приветливо и радостно. По улицам города проезжали свадебные машины. На улицах было чисто и убрано. Первым делом путешественники поехали в храм. Катавчанам есть чем гордиться! С 1991 года здание храма, где до этого располагались кинотеатр и краеведческий музей возвращено Челябинской епархии. Здание историческое. Иоанно-Предтеченский храм был основан в 1824 году. Счастливой оказалась судьба у этого храма! Внешний облик храма был изменен в советское время, а планировка была сохранена. Храм украшает центральную площадь города, находится на лобном месте. Вместе с нами в храм торопились и брачующиеся. С благоговением и восхищением мы медленно вошли на церковную территорию и приблизились к церковным дверям. Осмотревшись, мы заметили надгробную плиту, придвинутую к церковной стене. Очевидно, ее не так давно обнаружили и привезли на церковный двор. Надпись на плите гласила: «праху Екатерины Ларионовны коллеге кол. секретарши Шамониной скончавшейся на 68 году от рождения в 21 марта 1831 года. Супруг и дети неутешныя в горести о матере ея». Мы молча постояли и задумались каждый о своем. Что поразило нас – стиль письма. Трогательные, простые слова раскрывали горечь утраты и, одновременно, выражали надежду на встречу у Бога. С легкой печалью в душе мы вошли в храм. Внутреннее помещение храма поразило размерами. Ведь храм выстроен в канонах 19 века, в классическом стиле. Он имеет правильную прямоугольную форму, в прошлом имел колоннаду и балюстраду в передней части. Сегодня храм реставрируется и постепенно возвращает себе исторический вид. В беседе иерей Николай Юрин сообщил, что время от времени помогают меценаты. В этом году отремонтировали крышу. На вопрос о принадлежности имеющихся икон храму отец Николай ответил, что иконы собирали по семьям. Многие иконы привезли из близлежащего села Карауловки. А иконы в храме замечательные! Большинство икон – старинного письма. Отдельные иконы имеют плохую сохранность и нуждаются в реставрации. Интересна икона святого благоверного Александра Невского. Полководцем изобразил старинный художник святого. Он – в пурпурной царской мантии, в военной форме и при царских регалиях. В металлическом окладе старой работы находится икона «Преображение». Очень красива и волнующа икона «Рождество Христа». Внимания заслуживают и церковные подсвечники. Они ажурно-металлические. Сказывается наличие Катав-Ивановского литейно-механического завода. В благостном настроении мы покидали храм, лелея надежду вновь посетить его, когда он будет отреставрирован. Следующим пунктом нашего маршрута должен был стать краеведческий музей Катав-Ивановского района. Каково было наше удивление, когда мы обнаружили, что музей находится …в старинном дворянском особняке! Об этом говорили хорошо сохранившиеся колонны, характерная архитектура. Но радость открытия сменилась неожиданным разочарованием. Оказалось, что музей закрыт. Не зная, что предпринять, мы все же настоятельно постучали в дверь. Дверь открылась, и появилась на пороге женщина с очень приятным лицом. Сторож Анна Афанасьевна (так она представилась) с нескрываемым любопытством посмотрела на нас. Объяснив цель нашего приезда, мы попросили разрешения осмотреть музей. Милейшая Анна Афанасьевна (может, решающее значение сыграл факт, что Аня Климина оказалась тезкой той, от которой зависела наша судьба на тот момент) предложила нам войти и даже любезно поведала нам, что знала об экспонатах музея. Вот это была настоящая радость! Музейное здание представляло собой не что иное, как особняк князя К.Э.Белосельского-Белозерского в Катав-Ивановске. Годы его жизни 1843-1920. В доме в начале 20 века проживал управляющий Катав-Ивановским заводом Григорий Иванович Ковальский с семьей. В экспозиции музея представлена характерная мебель 19 века с виньетками в декоре, мебельный гарнитур из орехового дерева. А на фотографиях запечатлены Григорий Иванович с женой и детьми в саду. Доброжелательные лица, счастье светится в глазах детей. В советское время в здании в разное время располагались музыкальная школа, вечерняя школа. Город Катав-Ивановск основан в 1755 году. Свое развитие получил благодаря литейно-механическому заводу. Фотография сохранила вид завода, заводских домен конца 19 века. А на большом портрете – молодой князь А.М.Белосельский-Белозерский (1752-1809). По старинной чугунной лестнице мы поднимаемся на второй этаж. Экспозиция музея знакомила с археологией края, с природой и природными богатствами. В витрине демонстрировались малахит, яшма, чароит, агат, халцедон и другие поделочные камни. Природное богатство края высоко ценилось в прошлом и формировало облик города. Хрусталь даже вынесен на герб города. Он размещен в изображении подковы. Далее в экспозиции на фотографиях – Катав-Ивановский пруд и плотина. Есть в экспозиции и раздел, посвященный становлению советской власти и Великой Отечественной войне. В разделе представлены пулемет «Максим», воинское обмундирование, печка-«буржуйка», первый радиоприемник – «черная тарелка», а также фляжка, прошедшая дорогами войны, кружка, сделанная из осколка гильзы. Жизнь в 19 веке в Катав-Ивановске показана через небольшие интерьерные уголки, как например, фотосалон с множеством фотографий жителей города. Здесь можно увидеть и веселого моряка, и счастливых гимназистов, и смешливых ремесленников, и дворян, и грустных мещан. Как у Антона Чехова – «Эти разные, разные лица». Мы вновь встретились с Катав-Ивановским храмом. В экспозиции находится макет Катав-Ивановского храма Иоанна Предтечи, выполненный учащимися средней общеобразовательной школы № 2 города Юрюзань. Обогатившись новыми знаниями, уфимская делегация отправилась в Орловку, где ей предстояло встретиться с семьей краеведа, учителя истории Владимира Горячева. Они уже нас ждали. Но прежде мы заглянули в кофейню. Решили поближе узнать, чем живет современный городок Катав-Ивановск и были приятно изумлены. Прекрасная уютная обстановка кофейни, фотографии европейских городов, изысканное меню, улыбки работников – все располагало к небольшому отдыху и смене впечатлений. С новыми силами мы тронулись в путь. Впереди – Орловка, связанная с Салаватом Юлаевым, с событиями Крестьянской войны 1773-1775 годов. В этих местах Салават и Юлай штурмовали Катавский завод. Салават сжег Симский завод, а Юлай уничтожил Усть-Катавский. Здесь Салавата захватили в плен. В ходе Крестьянской войны была сожжена Орловка. Относящееся сегодня территориально к Катав-Ивановскому району Челябинской области, село Орловка некогда входило в состав Уфимского уезда Уфимской губернии. Добравшись до Орловки, сначала мы завернули к церкви. По проекту Михаило-Архангельский храм задумывался как часовня, да и по размерам – это часовня, но по статусу – церковь. Поскольку время было неурочное для службы, церковь была закрыта. Но мы вышли из машины, осмотрели церковь снаружи, оглядели территорию вокруг и сфотографировались. Разговор об истории церкви продолжился дома в семье Горячевых. К полученным сведениям об истории села и церкви ранее краевед рассказал, что он выяснил фамилии последних певчих. Ими были Николай Иванович Скобочкин и Кузьма Иванович Скобочкин. Они пели на клиросе до памятного церковного пожара в 1930 году. Владимир Анатольевич обнаружил в архиве закрытой ныне сельской школы интересный документ – журнал учета поступления в школу. Он начат в 1927 учебном году. Тогда школа была трехлетней начальной школой. Учеников было много, не в сравнении с сегодняшним днем. Аккуратным, убористым почерком записаны 49 учеников 1 группы, 24 ученика 2 группы, 22 ученика 3 группы, 10 учеников 4 группы. Все ученики – великорусы, их родители, в основном, земледельцы, рабочие, отмечен и родитель-служитель культа. Фамилии – все те же, о которых писали: Смольниковы, Шкерины, Куликовы, Утенковы, Мурыгины, Некрутовы. В конце книги сохранилась запись о премиальном вознаграждении в виде 2,5 метров мануфактуры, общей тетради, носовых платочков. Горячев показал недавно вышедшую книгу Александра Мукомолова «На Южноуральских заводах». Автор раскрывает некоторые исторические данные относительно села Орловки. Сын Миша повел Аню в домашний музей семьи Горячевых. Глава семейства с гордостью показал новый экспонат. Им оказался дорожный чемодан, украшенный металлическим узором, - доказательство развитой металлургической промышленности в крае. Такая вот историческая экспедиция была предпринята обыкновенной уфимской семьей, но необыкновенной в том смысле, что ей небезразлично образование дочери и правильное ее отношение к жизни. Ирина Бакке. |