Главная> Статьи > Очерки > Чудесное воскрешение килеевскаго храма

Чудесное воскрешение килеевскаго храма


kl4.jpgВозрождение храмов на своих исконных местах имеет особое значение для современной России. Таким возрождением мы как бы возвращаемся в исходную «точку невозврата» февраля 1917 года, когда святой Государь страстотерпец Николай II был вынужден оставить престол, врученный ему волей народа и волею Всевышнего. «Светло-светлая и украсно-украшенная земля Русская» покатилась в гибельную пропасть именно в том ликующе-эйфорийном феврале, все наши беды родом именно оттуда. И хотя до разрушения первых церквей тогда было ещё далеко, но психологическая подготовка к этому уже началась. Я часто думаю, сколько бы было в Уфимской губернии церквей, если бы не тот роковой провал, какими бы они были… Несомненно, все они достояли бы до нашего времени, ибо строены были на века. На месте ветшающих деревянных неизменно вставали бы крепкие каменные, вставали бы на своих намоленных местах…
В наши мимоходные дни восстановлено немало старых церквей, сметённых сатанинским вихрем, но немногие из них возрождаются на изначальных святых местах. К сожалению, это правило соблюдается не везде, где-то нет пока понимания непреложной святости мест церквей. У большинства народа всё ещё нет осознания того, что при восстановлении менять место храма нельзя, что над освященным местом каждого алтаря уничтоженного храма молится светлый ангел Господень. Но это отдельная тема для разговора.
Село Килеево исторически – Бакалинской волости Белебеевского уезда Уфимской губернии – одно из немногих сёл, где Свято-Троицкий храм возродился как феникс из пепла на своем прежнем месте. В далёком марте 2002-го я грустно бродил по выдающемуся из земли фундаменту Килеевского храма, немного не дожившего до светлых дней: он был снесён аж в середине 1980-х. Шагал и думал: хватит ли сил и желания у Петра Коземаслова восстановить эту церковь? А самое главное – позволят ли тёмные силы совершить ему это? Ведь 1994 году, в том же Бакалинском районе был варварски уничтожен древнейший деревянный храм Уфимской епархии в селе Нагайбакове 1745 года построения, памятник архитектуры федерального (!) значения.
Но прошло 3 года, и новый храм стал медленно подниматься на святом старом месте. Петр Коземаслов стал одним из тех, кто возрождал святой храм не просто на старом месте, но и в старых очертаниях периметра. Прежний облик не был повторен, но это уже детали, ведь новая церковь была уже кирпичной, и задачи точного воспроизведения, ставимой лишь для храмов-памятников архитектуры, здесь не ставилось. Из сопоставления прилагаемых старой и новой фотографий видны отличия. К сожалению, не дожил Петр Васильевич до сего счастливого дня, в 2009-м храмоздателя сразил тяжкий недуг. Дело продолжили его сыновья. Особенно Дмитрий, в последние годы мы часто общались с этим замечательным немногословным, целеустремленным человеком. Честно говоря, мне думалось, что долгострой затянется ещё лет на 10 (тем более что за примерами ходить далеко не надобно), и уж никак не верилось мне минувшей зимою, что через 2 месяца будет стоять новенький иконостас, а уже нынешней ранней осенью Дима пригласит на освящение храма.
И вот оно освящение – по старому христианскому обычаю стучат камнями отцы, забивая гвозди в свежеструганный престол, омывают его святой водою, вином и елеем, насухо вытирая белыми тканями. В храме молится народ, заполонивши его почти до отказа…
Попутно я собирал историю Килеевской церкви. До построения храма Килеево относилось к церкви села Бакалов. Собственная деревянная Троицкая церковь возведена иждивением прихожан и других благотворителей в 1861 году. С 1874 г. при церкви открыто попечительство. Церковь сия имела 33 десятины собственной земли. Расположена она в центре села (ближе к южной части) на восточной стороне главной улицы. Более десятка священников служили здесь до рокового 1937 года. Это и Запекшин Сергий, и Максимов Симеон, и Туберозов Василий, и Страхов Александр, и Краснов Алексей, и Уряев Павел, и Зимовец Мирон (простите те, кого не упомянул). Но более всего известен Николай Ильич Еремеев (1871-14.11.1937), как неожиданно выяснилось прапрадед моей давней знакомой (тесен мир). Он служил до последнего, он был арестован из села, замучен, унижен и расстрелян. Готовятся документы на возможное прославление его как новомученика российского.
По благословению епископа Нефтекамского и Белебеевского Амросия, 16 сентября 2012 освящение храма возглавил митрофорный протоиерей Алексий Тихонов (с. Касёво, г. Нефтекамск). В торжестве также приняли участие священники: о. Владимир Кун (с. Бакалы), о. Виталий Беляев (п. Серафимовский), о. Геннадий Плохов (г. Белебей), о. Виктор Мишин (с. Диашево). Килеевский храм стоит в берёзой рощице, и стоять ему так до скончания времён, ведь само название этого русского села происходит от мордовского "килей" – берёза, потому как изначальнее поселилась здесь мордва, составляющая основное население соседней древни Новоиликовой, входящей так же в приход Килеевского храма.

Егоров Павел, историк Уфимской митрополии
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования