Главная> Статьи > Очерки > Он почитался святым еще при жизни

Он почитался святым еще при жизни


«Божии святые явили нам высоту христианской жизни и добродетели и необыкновенную твердость, мужество и чистоту веры. Они служат украшением и славой Церкви, столпами православной веры».
Архимандрит Кирилл (Павлов).

o.moisey-foto.jpgУфимская земля во все времена имела подвижников и молитвенников за народ свой и землю свою. Подвижником веры благочестия ХХ века считается причисленный к лику святых преподобный Моисей (Чигвинцев Николай Иванович). Как пишет Глава Уфимской митрополии, митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон в предисловии к книге «Преподобный Моисей Уфимский», на молитвенном подвиге этого избранника Небесной Церкви держалась Башкирия в годы небывалых гонений на веру и Церковь Российскую. Его подвиг молитвенный сочетался с подвигом физическим. Он прошел путь самоотречения и взял на себя подвиг духовного руководства священством и мирянами. Обращаясь к житию преподобного отца Моисея, учишься у него глубокой вере в Господа, терпению, любви, милосердию, молитве.
Родился Николай Иванович Чигвинцев 27 июля 1913 года в деревне Бобровка Челябинского уезда в крестьянской семье. С детства Коля отличался задумчивостью и мечтательностью. Он любил читать Жития святых, Святое Евангелие, знал наизусть утренние и вечерние молитвы. После окончания сельской начальной школы Николай не стал дальше учиться, а с одиннадцати лет стал помогать родителям по хозяйству. В редкие минуты отдыха на полевых работах Николай доставал из холщовой сумки Молитвослов и начинал со старушками читать каноны и акафисты. Молодежь смотрела на его чтения с ухмылкой. Николая Чигвинцева с детства тянуло к храмам, к иконам, к духовным книгам. В один из дней, когда ему уже было пятнадцать лет, он тайком ушел из дома и добрался до Уфы. Николай Чигвинцев устроился на Паровозоремонтный завод станции «Уфа» Куйбышевской железной дороги. Был кочегаром, помощником машиниста. А в свободное от поездок время спешил в Сергиевский храм. Жил Николай Чигвинцев то в землянке у городского Сергиевского кладбища, то какой-то сараишко приспособил под жилье, то в баньке, то в каретнике. О себе отец Моисей пишет очень кратко и лаконично: «С 1936 по 1937 год находился на военной службе. С 1937 по 1945 годы работал на разных гражданских работах чернорабочим.
Прихожане Сергиевского храма вспоминают, что ходил он по улицам в лаптях, в длинном деревенском, подпоясанном кушаком кафтане, в войлочной, похожей на скуфью шапке, с деревянным крестом и иконочками на груди. Мальчишки толпами бегали за ним, дразнили юродивым, дурачком, дергали за полы, хватали за руки, бросали в него палками и камнями. Терпел он насмешки, оскорбления и от взрослых, но относился к своим обидчикам совершенно спокойно, все кротко переносил.
В день Преображения Господня, 19 августа 1945 года алтарник Сергиевского собора Николай Чигвинцев был пострижен высокопреосвященным Иоанном (Братолюбовым) в монашество с наречением имени Моисея. В этот же день монах Моисей был рукоположен в иеродиакона, а через месяц - в иеромонаха с назначением служения в Сергиевском соборе в должности псаломщика с исполнением священнических обязанностей, а потом и священника.
Иеромонах Моисей не просто вел праведный образ жизни. Он старался выполнять правила святого Василия Великого. Василий Великий призывал стяжать душевную чистоту, скромную поступь, скромное слово, тихую речь, телесное бесстрастие, умеренность в пище и питии, молчание при старейших, внимательность к словам мудрых, повиновение начальникам, нелицемерную любовь к равным себе и к низшим. Он учил отдаляться от людей злых, страстных и привязанных к плотским удовольствиям; меньше говорить и больше слушать и вникать. Он призывал не быть многоглаголивым, не смеяться дерзко над другими. Его жизнь – это образец, как должно украшать себя стыдливостью, опускать очи долу, а душу обращать горе; избегать споров, не искать учительского сана и почести этого мира вменять ни во что. Его заслуженно называли истинным монахом-аскетом.
29 мая 2001 года Комиссия по канонизации святых при Священном Синоде рассмотрела материалы по прославлению архимандрита Моисея и сообщила его Высокопреосвященству архиепископу Уфимскому и Стерлитамакскому Никону: «При изучении материалов об архимандрите Моисее (Чигвинцеве) вызвал обсуждение вопрос, связанный с тем, что со времени кончины праведника прошло еще мало времени. Однако, учитывая его праведное житие, исполненное кротости и смирения, соединенных с самоотверженным служением Богу и ближним, дары прозорливости и чудотворений, а также широкое его почитание как святого праведника церковным народом, Нами не было найдено препятствий к его прославлению как преподобного в лике местночтимых святых Уфимской епархии. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси».
Так Уфимская земля приобрела крепкого молитвенника у Престола Божия.
Учитывая тот факт, что прошло не так много времени со дня кончины преподобного Моисея, еще живы воспоминания о нем, живы Его духовные чада, сохранились в их семьях подаренные Им предметы, мы обращаемся ко всем помочь в создании музейной экспозиции, рассказывающей о жизни и молитвенном подвиге Великого старца.

Сбор вещественных экспонатов предполагается начать этой осенью. Место сбора – Сергиевский храм Уфы. Обращаться к отцу Евгению Шерышеву.

Ирина Бакке.
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования