Главная> Статьи > Очерки > Душа писателя в книге

Душа писателя в книге


«Мы подходили к церкви. Я залюбовался ею».
(Из книги Петра Храмова «Инок»).

В Национальной библиотеке имени Ахмет-Заки Валиди состоялась презентация книги уфимского художника-монументалиста Петра Храмова «Инок». Непросто сложилась судьба книги. Не дождался выхода в свет своего детища автор книги Петр Храмов. Сегодня выпуск книги приветствуют родные, друзья, творческая и литературная интеллигенция города, краеведы, педагоги и библиотечные работники.
Мероприятие по презентации книги открыла Олеся Храмова, супруга младшего брата Петра Андрея. Она привела веские и неоспоримые доводы взятия на себя ответственности вести разговор о книге от своего лица. Она прочитала страницу за страницей создаваемой постепенно рукописи книги, была в курсе дел автора-художника, сопереживала ему. К тому же родители Олеси были хорошо знакомы с родителями Петра, встречались и общались время от времени. Петр Храмов родился в 1939 году в семье заслуженного художника РБ Алексея Храмова. Он не только получил художественное образование и продолжил дело отца, став художником-монументалистом (расписывал стены зданий, Уфимского железнодорожного вокзала, создавал мозаичные панно), но и с детства научился ценить литературу как средство познания мира. Символично даже то, что родители Петра и Андрея назвали их в честь героев писателя Льва Толстого. Петр рос любознательным и пытливым молодым человеком. Друзья Петра отмечают высокую эрудированность художника и знание литературы. Вероятнее всего, это и сыграло стимулирующую роль в написании книги об Уфе, о своей семье, о жизни.
«Книга очень автобиографична», - добавляет Олеся. В ней трудно отделить вымысел от жизненной правды. Герои книги – сам Петр, его близкие родные и Уфа в широком понимании слова. Всю жизнь Петр сохранял в себе некую внутреннюю скрытность, которую и вынес на страницы книги, явившейся плодом творческих и жизненных исканий. Это роман – размышление, это роман - воспоминания о том, как взрослел мальчик и постигал жизнь, искал ответ на самый важный вопрос в жизни. На презентации присутствовали видные журналисты республики. О первой редакции книги в журнале «Бельские просторы» рассказала Светлана Чураева, заместитель главного редактора журнала. Для журнала это стало лучшей публикацией года. Книгу можно сравнить с живым родником слова невиданной мощи и силы. Книга воплотила и гармонизировала три необходимые отправные точки прозаического памятника: место, время и личность. Уфа выступила как светлый храм на ладони Бога. Автор стал лирическим героем, ступившим на путь странствий от гордыни до христианского смирения. Книга полна точных примет времени и места.
На презентации выступил и двоюродный брат Петра Игорь Степанов-Зорин. Он вспоминал жизнь родных в домашних условиях, семейные праздники и посиделки, хоровое семейное пение. Айдар Хусаинов, главный редактор газеты «Истоки», сравнил книгу с произведениями Сергея Аксакова и Мустая Карима. Книга близка и понятна читателям. Издание книги доказывает существование литературы и сегодня.
Книга выпущена Башкирским книжным издательством имени Зайнаб Биишевой «Китап». Оксана Зайцева, заведующая русской секцией «Художественная литература», подчеркнула, что книга заслуживает дополнительного тиража, учитывая читательский интерес. Читатели узнают себя в героях книги, проводят параллель со своей жизнью. Язык повествования отличает самобытность и живость разговорного языка.
«Роман документален, он о жизненных потерях, о времени. Автор предстает как ярчайшая личность советского периода жизни», - отмечает Борис Христов, главный редактор газеты «Бельский речник».
Незаметно презентация книги переходила в диспут и дискуссию о судьбах страны, о роли личности в истории, о семейных ценностях и образовательных стандартах. Разговор прерывался лирическими отступлениями. Музыкант, краевед, писатель Сергей Круль и заслуженный артист РБ Александр Донгузов представили на суд зрителя литературно-музыкальную композицию «В даль душа летит». Читались отрывки из книги, и звучала мелодия, пела душа.
Образцом современной православной прозы назвал книгу Петра Храмова «Инок» профессор БГУ, заведующий кафедрой русского языкознания БГУ Тимирханов. Книга повествует о приобретении морально-этических ценностей, христианского мышления, способности к милосердию. Ее смело можно включить в общий литературный формат России.
Как бы заключительным акцентом в дискуссии о православном контексте книги может стать выступление методиста Уфимской епархии Ирины Ентальцевой. Она увидела в книге величайший трагизм времени и поколения, к которому принадлежал Петр Храмов. Поколение на ощупь шло к Богу. Не хватило Петру православия в душе, не стала литургия частью его души, нет конца в книге. «Почему мы, русские, ощущаем себя частью Собора лишь в дни испытаний, выпадающих на долю страны? Почему мы празднуем победу и говорим о силе выдержки и веры в определенные моменты?», - задала она вопрос. Читая книгу, мы прикасаемся к трагедии конкретного одаренного человека и слышим отзвуки трагедии поколения и времени в себе.
Ирина Бакке. «Мы подходили к церкви. Я залюбовался ею». (Из книги Петра Храмова «Инок»). В Национальной библиотеке имени Ахмет-Заки Валиди состоялась презентация книги уфимского художника-монументалиста Петра Храмова «Инок». Непросто сложилась судьба книги. Не дождался выхода в свет своего детища автор книги Петр Храмов. Сегодня выпуск книги приветствуют родные, друзья, творческая и литературная интеллигенция города, краеведы, педагоги и библиотечные работники. Мероприятие по презентации книги открыла Олеся Храмова, супруга младшего брата Петра Андрея. Она привела веские и неоспоримые доводы взятия на себя ответственности вести разговор о книге от своего лица. Она прочитала страницу за страницей создаваемой постепенно рукописи книги, была в курсе дел автора-художника, сопереживала ему. К тому же родители Олеси были хорошо знакомы с родителями Петра, встречались и общались время от времени. Петр Храмов родился в 1939 году в семье заслуженного художника РБ Алексея Храмова. Он не только получил художественное образование и продолжил дело отца, став художником-монументалистом (расписывал стены зданий, Уфимского железнодорожного вокзала, создавал мозаичные панно), но и с детства научился ценить литературу как средство познания мира. Символично даже то, что родители Петра и Андрея назвали их в честь героев писателя Льва Толстого. Петр рос любознательным и пытливым молодым человеком. Друзья Петра отмечают высокую эрудированность художника и знание литературы. Вероятнее всего, это и сыграло стимулирующую роль в написании книги об Уфе, о своей семье, о жизни. «Книга очень автобиографична», - добавляет Олеся. В ней трудно отделить вымысел от жизненной правды. Герои книги – сам Петр, его близкие родные и Уфа в широком понимании слова. Всю жизнь Петр сохранял в себе некую внутреннюю скрытность, которую и вынес на страницы книги, явившейся плодом творческих и жизненных исканий. Это роман – размышление, это роман - воспоминания о том, как взрослел мальчик и постигал жизнь, искал ответ на самый важный вопрос в жизни. На презентации присутствовали видные журналисты республики. О первой редакции книги в журнале «Бельские просторы» рассказала Светлана Чураева, заместитель главного редактора журнала. Для журнала это стало лучшей публикацией года. Книгу можно сравнить с живым родником слова невиданной мощи и силы. Книга воплотила и гармонизировала три необходимые отправные точки прозаического памятника: место, время и личность. Уфа выступила как светлый храм на ладони Бога. Автор стал лирическим героем, ступившим на путь странствий от гордыни до христианского смирения. Книга полна точных примет времени и места. На презентации выступил и двоюродный брат Петра Игорь Степанов-Зорин. Он вспоминал жизнь родных в домашних условиях, семейные праздники и посиделки, хоровое семейное пение. Айдар Хусаинов, главный редактор газеты «Истоки», сравнил книгу с произведениями Сергея Аксакова и Мустая Карима. Книга близка и понятна читателям. Издание книги доказывает существование литературы и сегодня. Книга выпущена Башкирским книжным издательством имени Зайнаб Биишевой «Китап». Оксана Зайцева, заведующая русской секцией «Художественная литература», подчеркнула, что книга заслуживает дополнительного тиража, учитывая читательский интерес. Читатели узнают себя в героях книги, проводят параллель со своей жизнью. Язык повествования отличает самобытность и живость разговорного языка. «Роман документален, он о жизненных потерях, о времени. Автор предстает как ярчайшая личность советского периода жизни», - отмечает Борис Христов, главный редактор газеты «Бельский речник». Незаметно презентация книги переходила в диспут и дискуссию о судьбах страны, о роли личности в истории, о семейных ценностях и образовательных стандартах. Разговор прерывался лирическими отступлениями. Музыкант, краевед, писатель Сергей Круль и заслуженный артист РБ Александр Донгузов представили на суд зрителя литературно-музыкальную композицию «В даль душа летит». Читались отрывки из книги, и звучала мелодия, пела душа. Образцом современной православной прозы назвал книгу Петра Храмова «Инок» профессор БГУ, заведующий кафедрой русского языкознания БГУ Тимирханов. Книга повествует о приобретении морально-этических ценностей, христианского мышления, способности к милосердию. Ее смело можно включить в общий литературный формат России. Как бы заключительным акцентом в дискуссии о православном контексте книги может стать выступление методиста Уфимской епархии Ирины Ентальцевой. Она увидела в книге величайший трагизм времени и поколения, к которому принадлежал Петр Храмов. Поколение на ощупь шло к Богу. Не хватило Петру православия в душе, не стала литургия частью его души, нет конца в книге. «Почему мы, русские, ощущаем себя частью Собора лишь в дни испытаний, выпадающих на долю страны? Почему мы празднуем победу и говорим о силе выдержки и веры в определенные моменты?», - задала она вопрос. Читая книгу, мы прикасаемся к трагедии конкретного одаренного человека и слышим отзвуки трагедии поколения и времени в себе. Ирина Бакке.
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования