Не так давно мы отмечали 960-летний юбилей
славной обители — главной святыни украинского православия. Чем живет
Киево-Печерский монастырь сейчас, «Церковной православной газете»
рассказали его насельники.
Архимандрит Поликарп (Линенко), уставщик Киево-Печерской Лавры, регент левого клироса
—
Как удалось братии монастыря возродить древние лаврские традиции
церковного пения, прерванные в советское время в связи с закрытием
обители?
— Старцы, которых выгоняли из монастыря, верили в то, что
Лавра еще откроется и возродится. Они молились об этом и старались хоть
что-то сохранить для возрожденной обители. Например, тогдашний уставщик
Лавры, игумен Феодосий (в схиме Антоний), все годы, пока Лавра была
закрыта, скитаясь по квартирам, носил за собой шесть мешков с
партитурами и богослужебными книгами. И когда Лавра открылась, то вся
эта библиотека, и нотная, и чтецкая, была передана сначала в Митрополию,
а потом нам. Это был базовый материал.
Кроме того, до нашего
времени дожили несколько монахов — клирошан старой Лавры, которые знали
лаврское пение. Это схиигумен Агапит, схиархимандрит Феофил. Но самую
ценную помощь в возрождении старых обычаев, напевов и уставных
особенностей нам оказал, конечно, приснопамятный отец Спиридон
(схиархимандрит Дионисий).
В партитурах лаврского обихода даны в
основном праздничные песнопения. А отец Спиридон сам напевал все
будничные напевы, которые использовались на простодневных службах, и
тогдашний наш наместник, владыка Ионафан (который тоже был патриотом
лаврского пения), записывал их на ноты. Мы это разучивали и учились
исполнять на клиросе.
— Сколько сейчас певчих в Киево-Печерской Лавре и каков их режим дня в монастыре?
—
Певчих у нас человек по 12 на каждом из двух клиросов. Но для пения на
некоторых службах мы приглашаем дополнительных певчих и даже смешанные
хоры. А на братских Литургиях мы делимся и иногда поем квартетами.
Большинство клиросных монахов несут параллельно еще и другие послушания.
Основная
часть певчих у нас — священнослужители. И, естественно, никто их не
освобождает от священнических обязанностей — седмичного служения,
совершения Таинств, общения с людьми.
Покойный отец Спиридон
говорил, что в старой Лавре особенное внимание уделялось певчим Великой
церкви (Успенского собора), так называемым великоцерковным клирошанам.
Они жили в отдельном двухэтажном корпусе, который до сих пор называется
певческим корпусом.
И благочинному вменялось в обязанность
накануне всенощных бдений проходить по корпусу и проверять, чтобы как
минимум два часа каждый певчий поспал перед большой, в особенности
ночной, службой. Но сейчас таких правил уже нет. Мы сами, как можем,
выкраиваем себе часы сна и отдыха.
Иеромонах Агафон (Опанасенко), помощник благочинного Киево-Печерской Лавры
— Как становятся послушниками Лавры?
—
Некоторые приходят с рекомендацией приходского священника, другие идут
лишь по зову сердца, кто-то приходит на время потрудиться во славу Божию
(это наши трудники), а потом нередко решает остаться в монастыре, чтобы
послужить Господу в иноческом чине. Человек сам показывает своей жизнью
— достоин ли он подвизаться в монастыре, сможет ли он. От новоначальных
требуется посещать братские молитвенные правила, выполнять послушания,
учиться смирению. Одним словом — быть порядочным христианином.
— А кто принимает в послушники?
—
По благословению нашего наместника владыки Павла, Духовного собора и
отца благочинного, я общаюсь с теми, кто хочет быть послушником. Далее
согласовываем этот вопрос со Священноначалием и принимаем.
— Существуют ли возрастные ограничения для поступающих в обитель? И откуда приезжают?
—
Принимаем с 20 лет и старше, но есть послушники и за 40–50 лет.
Приезжают из разных регионов Украины, есть из России, Казахстана.
— Кто принимает решение о постриге в монашество?
—
Это уже решает отец благочинный, Духовный собор, а решение утверждается
владыкой наместником и Блаженнейшим Митрополитом Владимиром —
настоятелем нашей Лавры.
— По прошествии какого-то времени?
—
Постригаем мы, конечно, не сразу. Между принятием в послушники и
постригом обычно проходит около пяти лет, хотя могут постричь и раньше.
Здесь тоже смотрят на отношение человека, на его поведение, достоин ли
он принятия в иноки, или же ему пока еще стоит испытать себя.
— А сколько у вас сейчас братии?
— В нашем монастыре более 100 монахов, 30 послушников, около 15 трудников и один схимник — отец Рафаил.
— Какие послушания существуют в монастыре?
—
Послушники и трудники могут быть пещерниками (то есть иметь послушание в
пещерах), дворниками, нести послушание на кухне, на просфорне, в
иконописной мастерской. Кроме того, братия несет послушания в алтаре, в
издательстве Лавры, в библиотеке, в саду.
— Киево-Печерскую Лавру
постоянно посещают туристы, да и сам монастырь находится практически в
центре столицы. Не мешает ли это монашеской жизни братии?
— Каждый
послушник и каждый инок пришел сюда по зову своего сердца и по Божию
призванию. И он должен понимать, что смотреть нужно только на себя, а не
замечать все вокруг, не вникать в мир. Нужно стараться отрешиться от
того мира, из которого человек пришел в монастырь. Несмотря на то, что в
Лавру приходит множество людей, приезжают многочисленные паломники и
бывает немало искушений, послушники и братия стараются вести себя
достойно этих святых стен, избегать лишних отношений с людьми и больше
внимать своему сердцу.
— Есть ли в монастыре свои постоянные прихожане?
—
Конечно, есть. Некоторые ходят к нам еще со времен возобновления
монашеской жизни в Лавре, с 1988 г. Есть даже прихожане, которые помнят
Лавру до закрытия, были в ней прихожанами и знают еще тех старых
монахов, живших здесь до 1961 г. К постоянным прихожанам с каждым годом
добавляются новые люди, приходит много молодежи. И это радует.
Беседовал Олег Карпенко
http://religions.unian.net