Я вижу бой


«Вдруг на небе появилась картина боя. Видение совпало с битвой на Курской дуге», – рассказывает Валентина.

Аккуратный ряд домов, утопающих в снегу с крышами, с устремленными дымящими трубами в небо образовывал окраину Катав-Ивановска Челябинской области. За улицей начинался лес. Стройные сосны стояли на страже тишины и мира в небольшом русском городке-заводе. Мне же показалось, что мы попали в отдаленный уголок, что сродни монастырскому скиту, где живут молитвой и трудом, храня веру святую.
Екатерина Александровна Шкерина, живущая по улице Олега Кошевого, согласилась побеседовать с нами, членами историко-православной экспедиции, возглавляемой Павлом Егоровым. Родилась она в 1936 году. В том же году её крестили в церкви в селе Карауловке Катав-Ивановского района. Как мы уже рассказывали на наших страницах, в этой церкви была крещена и провела первые годы жизни великая уфимская святая Варвара Скворчихинская, а в 1950-е годы местные коммунисты устроили МТС.
К нашему разговору присоединилась соседка Екатерины Александровны – Валентина 1941 года рождения. Она с семьёй жила в деревне Анновке, что в лесных горах верстах в 20-ти от Катав-Ивановского завода. В Анновке не было церкви; по всей длине деревни тянулась только одна улица, насчитывающая чуть более 50 домов. Валентину крестили перед школой, уже на дому. В деревне проживала Бахарева Анастасия Михайловна, она была читальщицей. Двери её дома были всегда открыты людям. У неё крестили, к ней шли за советом. Деревня слыла как деревня, где живут настоящие крестьяне, люди от земли. Жители собирали липовое лыко, плели мочало, рогожи, кисти. В труде они не забывали, к кому обращаться за помощью в трудных обстоятельствах. Крестными ходами жители с иконами и молитвами ходили по деревне, на речку Милу, на которой делали запруды и замачивали липу. Первопрестольным праздником в деревне считалась Святая Троица. Уже потом Павел объяснил: правильно не Мила, а Нила. Пусть так. Но имеют же право русские крестьяне называть речку на свой лад: Мила, милая, миленькая…
Когда закрыли школу в Анновке, детей возили в деревню Лемезу. Из Анновки ходили пешком в село Карауловку. В Карауловке помогали колхозникам во время осенней страды. В годы Великой Отечественной войны в Карауловке был открыт пункт сбора продуктов, тёплых вещей для отправки на фронт солдатам Красной Армии. И тут Валентина вспомнила, что в годы войны в Анновке было видение: на небе вдруг невидимой рукой художника нарисовалась картина боя. По времени написание небесной картины совпало с величайшим танковым сражением Великой Отечественной войны – Курской битвой. Чудесное явление случилось ночью. Молва об этом быстро распространилась среди деревенских жителей. Они вытаскивали из домов иконы, падали на колени, плакали и молились-молились: только бы наши победили! Через несколько минут видение растаяло.
На Черничной горе, что близ деревни, бил родник. Возле него любили собираться деревенские жители. Над родником на земле лежали крупные камни. Кругом росла черника. Родник не пересыхал. «Детьми мы часто собирали щавель, дикий чеснок, есть было нечего», – рассказывает Валентина. Она улыбается. Сквозь улыбку просвечивает душа простого народа, испытавшего горести и радости, сохранившего надежды и веру. Эта вера и вывела российский народ на путь возвращения к истокам, на путь обретения утраченной Божией благодати.
Местные жители помнили, что деревня Анновка была названа в честь какой-то барыни, замерзшей в лесу в метель. Деревни Анновки давно нет – попала в разряд «неперспективных». На месте деревни – распаханное поле. Но память человеческую не распахать. Даже, если не останется тех, кто родился в этой деревне, то Анновка выплывет в делах человеческих и плодах людских жизней, ибо творимое с верой нетленно. Жаль пропавшей деревни, жаль и гибнущую святую церковь села Карауловки, мы в очередной раз поразились человеческой близорукости.
Ирина Бакке
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования