Главная> Статьи > Служение Отечеству > “ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ, МАТРОСЫ!”

“ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ, МАТРОСЫ!”

БОГ ЯВИЛСЯ ЧЕЛОВЕКАМ ФЛОТСКИМ”

i-657.jpgБог впервые явился людям во плоти на берегу моря. Звалось море Галилейским. Первых апостолов Спаситель выбрал из моряков, промышлявших здесь рыболовством. Первозванный моряк Андрей станет первокрестителем Руси и дойдет, поднимаясь по Днепру, до Ильмень-озера, Ладоги и Валаама. Затем устьем Невы уйдет в Балтику и вернется домой мимо Европы и Геркулесовых столбов.

В пути он остановится в Скандинавии и Шотландии, которая в память об этом первой сделает Андреевский крест своим национальным символом. Даже казнен и распят будет апостол Андрей на берегу Черного моря в Патрах, крестив перед тем Кавказ и Крым. До 18 века Северный Кавказ упорно придерживался христианства.

Бог послал Сына на землю, чтобы спасти людей и разрушить дела дьявола. Ядро первой дружины воинства Христа составили моряки. Только моряки и могли стать первыми апостолами. Да и планету нашу справедливее было бы называть “Океан”, а не Земля, ибо суши на планете только треть, - остальное океаны, туманы, дожди, реки, облака, снег и озера. Рыбаки галилейские с детства видели небо отраженным в воде, познавали тайны грозных стихийных сил и обладали особым даром духовности, свойственным морской душе. Все это через века найдет особенный отголосок на Святой Руси, где почти все храмы и монастыри отражаются в воде, а Исапостол-Помазанник и Отец нашего Отечества Великий Петр собственноручно положит в основание града Святого Петра золотой ларец с мощами Первозванного моряка – апостола Андрея. С точки зрения бедного наукоидного сознания, по гидрографическим меркам Галилейское море – вовсе не море, а скромное озеро. В длину оно с севера на юг в 21 версту, в ширину в самом широком месте всего 15 верст. Но ни одно грозное и глубокое море на земле не может сравниться по необъятности с этим озером, волны которого качали лодку Спасителя, а брызги достигали небес. Рыбаки этого моря дали нам Святое Евангелие, и оно навеки останется первым морем на свете.

Река Иордан берет начало на заснеженных склонах Ермона, впадает с севера и вытекает из южной оконечности Галилейского моря у Ярденита, где расположен водоем, куда паломники погружаются при посещении Святой земли.

Первые христиане верили, что Иордан на всем пути не смешивается с водами озера, но рассекает его надвое с севера на юг. Галилейское озеро – главный резервуар пресной воды в Израиле и роль его необычайно велика и в повседневной жизни.

Море называли то Генисаретским по долине Гинносар, то Тивериадским по городу Тивериада, основанному Иродом Антипой в 18 году по Р. Х.

Названия городов вдоль западного побережья Галилейского моря – Капернаум, Хоразин, Вифсаида, Магдала, Тивериада – звучат как музыка для нас, ибо все они связаны с земной жизнью Иисуса Христа. Да и с вершин вокруг Иерусалима в хорошую погоду видно Средиземное море, последнее с нашим родным Черным морем только один из заливов Атлантики.

Если иудаизм и ислам – религии, рожденные зноем, пустыней и лунной ночью, то христианство – это скорее религия воды, потоков и солнца, и всяческой творящей влаги. Когда в Ветхом Завете пожелали обрисовать корабль Ноя при потопе, то смогли обозначить это судно в виде большого ящика “с дыркой сверху и дверцей сбоку”. Потому все попытки вплоть до Ньютона спустить на воду такой корабль-ящик кончались конфузом.

Морская символика пронизывает христианское мировоззрение, где храм делится на “нефы” (т. е. корабли). Сама Церковь – корабль в бушующем житейском море, спасение олицетворяют с якорем, Христа называют Кормчим, а гавань связывают с тишиной. Помните, у Языкова: “Там, за далью непогоды, Есть Блаженная страна: Не темнеют неба своды, Не проходит тишина”. Вера в особую миссию моряков на земле, и прежде всего русских моряков, находит неожиданный отклик в простых и чистых душах. Священник Александр Мороз в одной из своих невыдуманных новелл, опубликованных в нашем лучшем литературном журнале страны “Роман-журнал – 21 век” (№ 4, 1999 г.), приводит следующий случай:

Как-то на одном из приходов, на котором Бог судил служить, довелось мне встретиться с интересной женщиной. Звали ее Пелагия, лет ей было около семидесяти, сама она была женщина крупная и еще крепкая.

Во время панихиды Пелагия непременно подходила к кануну и помогала петь священнику. Голос был у нее зычный, и пела она довольно-таки правильно. Только в одном месте я не мог разобрать слов. По требнику нужно было петь: “Бог явился человекам плотски” (что означало – во плоти), а она пела в это время что-то непонятное. Наконец я не выдержал и спросил ее:

  • Пелагия, как ты там поешь?
  • Пою, как полагается, - ответила она.
  • А все же как?
  • Как, как. А то сами не знаете: “Бог явился человекам флотским”.
  • Да не флотским, а плотски, - исправил я.
  • Ну ты, батюшка, брось над старым человеком смеяться. Я так уже пятьдесят лет пою. И точно знаю, что флотским. И муж у меня моряком был. Флотские – они самые достойные люди, кому, как не им, мог Господь явиться?

Аргумент был убийственным, и спорить было действительно незачем. Так до конца своей жизни Пелагия на панихиде и пела о достойных флотских людях, которым явился Господь. Быть может, она не так уж и ошиблась, ведь явился же Христос рыбакам и сделал их своими апостолами, а они по всему были люди флотские”.


http://geroiros.narod.ru
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования