Главная> Творчество > "Благодарю Творца я за свое рожденье...". Терентiй Травнiкъ.

"Благодарю Творца я за свое рожденье...". Терентiй Травнiкъ.


travnik.jpg

Т Травнiкъ: Я всего лишь точка в последней строке своей поэзии. Все остальное дело рук Божиих.

Поэт, публицист и философ Терентiй Травнiкъ родился на Плющихе в Москве, в 1964. Имеет художественное и музыкальное образование. Много путешествует по России. Серьезно занимается историей, краеведением. Собирает фольклор малых народов. Является лауреатом литературных конкурсов России и автором известной, неоднократно издававшейся, книги афоризмов «Лучина». Хранитель сказочного мира - таинственной страны Гугушатия, автор симфонического концерта под одноименным названием.
Особое место в своем творчестве поэт отводит теме детства. В свое время Терентiй преподавал рисунок и техническое моделирование в доме Творчества для детей.
В издательстве «Светец» вышло несколько книг Терентiя Травнiка для детей, среди которых наиболее известны такие, как «Ежки-Пажки», «Бим-бом день за днем», «Ходики», «Совсем, как взрослый», «Жу-жа-жи», красочный альбом «Травнiкъ детям», авторские открытки, книги для раскрасок.
Важное место в своем творчестве Терентiй уделяет теме Великой Отечественной войны, героизму простого солдата. Стихи о войне написанные им в разные годы вошли в книгу «Вечный май», весь тираж которой был передан в подарок ветеранам Москвы в дни празднования 65-летия Победы в 2009 году. Особенностью этой книги является еще и то, что автору удалось собрать фамилии и имена более шестисот героев сражений и опубликовать их в мемориальном ряду в начале книги. В поисках фамилий поэту помогали многочисленные энтузиасты-следопыты.
В своих произведениях Терентiй постоянно обращается к духовному возрождению России, ее патриотическому наследию, к молодежи, к высоконравственным, духовным ценностям, заложенным веками в сознание нашего народа.
Поэт является учредителем художественной галереи «Дэлонь», которая поставила перед собой задачи заниматься только благотворительной деятельностью, выставками для пенсионеров, малоимущих семей, детей и инвалидов.
За последние годы издано более тридцати книг и поэтических сборников Травнiка, среди которых «Благодарение», «Тихий Свет», «Разнотравье», «Светец», «Ромашкин снег», «Странница страница», «Золото Фиолетовых чернил». Недавно вышло в свет собрание сочинений писателя в четырех томах «Белокнижье».

Огромный пласт поэтического наследия Терентiя Травнiка посвящен Творцу. Обращаясь к стихотворению «…я соберу весь мир в ладонь и прорасту Христа ученьем», ясно осознаешь, откуда в стихах поэта столько Слов Любви: Христос – Бог Слово, суть христианского учения – Любовь. Именно эта любовь избавила сердце поэта «от многобуквенной тоски» и, «поставив точки сверху «и», он «переправил свои стихи в Божьи руки»:

И дух закона мне ответил:
«Ты планетарный во Христе.
Имей любовь – и с этим светом
Ты можешь быть собой везде».

Каждая строка стихотворений о Боге опирается прямо или косвенно на библейское сказание, одновременно имеет острый злободневный смысл, поэтически точна, конкретна и вместе с тем символически многозначна. Поэт раскрывает глубочайшее значение Бога в своей жизни, видит свое предназначение, как человека, в том, чтобы:

Открыть в себе талант и вырастить до плода
Эту способность прославлять Творца,
Познать с Ним настоящую свободу
И с этим быть до самого конца.

В одном из писем поэт пишет: «Люблю и творю словом – Слово, жизнью – жизнь и дарю это ТЕБЕ, мой Господь, и вижу Твой отклик – образ в каждом принимающем». Всё поэтическое творчество поэта пропитано благодарением Бога «за каждый вздох, подаренный мне свыше», за «раны сердца, слёзный плач души». Как торжественно звучат строки благодарности поэта:

Благодарю Творца я за своё рожденье,
За каждый новый день, за миг, длиною в жизнь,
За все свои ошибки, за сомненья,
За трудности попущенные Им.

Пропитанные поэтической красотой и глубиной религиозного чувства все стихотворения Терентiя Травнiка, посвященные Богу, удивительным образом перекликаются с псалмами царя Давида. В этих поэтических творениях есть много размышлений автора на вечные темы, обращений к своей душе, есть назидательные стихи, открывающие своему читателю божественные откровения. В одних стихах звучат слова благодарения и вознесения чистой хвалы Творцу, в других – слышишь плач души в состоянии скорби, в третьих – сокрушение души со слезами покаяния, с осознанием своей немощи и ничтожества, и есть особые – воззвания-молитвы к Богу за всех нас:

Господи, прости за вольность
Что дерзнул своей строкой
Я за всё людское горе
Снова пред Тобой стоять
Не чернилами, а болью
Эти строки наполнять.

И молится поэт, чтобы «всем убогим и болящим, сирым, нищим и скорбящим» дал Господь «немного настоящего рая» – мира в душе и любви. Читаешь такие поэтические строки и душа, «омытая ангельской водой», возносит молитвенные слова благодарности к Богу вместе с поэтом. Молитва – это особое, возвышенное состояние души –

Молитва больше, чем стихотворенье,
В ней проза стихотворностью поет,
Еще она молчанием взывает бессловесным,
И с верою сердечной надеется и ждет.

Теме покаяния поэт посвятил цикл стихотворений «Плачь, душе моя…». Эти «слёзы покаянные» и «слёзные воздыхания» насквозь пропитаны пониманием своего недостоинства, немощи, выливающиеся в вопль души: «Помилуй мя…». В стихотворные строки таких слёзных воззваний к Богу поэт очень органично вплетает слова молитвы, и от этого стихотворение еще больше воспринимается, как молитвенный псалом:

Но в шёпоте моём безумном,
По множеству щедрот Твоих,
Услыши мя, Боже Благомудрый,
Услыши мя, Боже, и очисть.
До мяса, до кости очисти
Вся беззакония мои.
я – недостойный, падший, нищий –
Припадаю… к Твоей Любви.

В этом отрывочке поэт, сознательно подчеркивает свое недостойное, падшее состояние души, начиная строку с прописной буквы «я». Правильный путь духовной жизни приводит человека к смирению, проистекающему из видения своей греховности, своей немощи. Святой Петр Дамаскин говорит так об этом: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской».
Во всех стихотворениях покаянной направленности ощущается смирение поэта от видения своей греховности и выражение надежды на милость Божию в деле спасения души своим поэтическим творчеством. Покаянием поэт созидает свою душу, и покаянным словом воспевает Спасителя:

Отныне душу созидаю –
Талантом, вверенным Тобой
И созидаю – покаяньем…
И покаяньем – воспеваю –
Тебя, Господь, Спаситель мой.

Искренние душевные излияния в стихах покаяния, являются мощным эмоционально - психическим воздействием на душу читателя – душа читателя начинает молиться вместе с автором, и в этот момент может произойти осознание, катарсис. Например, в стихотворении «Господи, прости нам грешным…» поэт приносит покаяние от всех нас своих современников, «немощных и грешных»: пьянчуг, пропивающих свою жизнь, чиновников, имеющих незаслуженные заслуги, богатых – за «мотовство и денег блажь», воров; солдат, которые струсили по слабости душевной; мужчин и женщин, обиженных на жизнь и не умеющих доводить свое дело до конца. Читая эти строки, невольно узнаешь и себя, и тех, с кем соприкасаешься в жизни. И воспринимая душой слова автора, содрогаясь от неприглядной правды нашей жизни и наших дел, на которые поэт обратил наше внимание, сам просишь прощение:

Господи, прости нам грешным,
Малость душ и немощь тел.
Господи, прости незнанье
Слов Твоих, велений, дел.

Терентiй Травнiкъ, знающий сердцем язык веры, как миссионер слова ведёт своих читателей к вере в Бога. Словно язык пламени Духа коснулся поэта и открыл в нём дар каждой поэтической строчкой воспевать Создателя и сеять зёрна веры в сердца своих читателей. Это апостольский путь.
Касаясь поэтическими строками сердец своих читателей, поэт «с душой о вечном говорит», и своим словом изменяя их сердца, наполняя простотой и «исправляя горе на покой», привносит частичку пламени Духа в их сердца. Сила православного христианского и поэтического чувства Т.Травнiка ведёт к осознанию вечных духовных ценностей и пробуждает живой интерес у читателя к глубинам духовной поэзии. Воистину – «Поэзия – это генофонд духа. Древние так ценили именно поэтов» – так высоко отзывается Т.Травнiкъ о поэзии.

В 2009 году за усердные труды во Славу Русской Православной церкви Терентiй Травнiкъ был награжден Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

По материалам Валерия Киселевского и Ирины Соловьевой

С произведениями автора можно ознакомиться на сайте http://tetrarium.ru/
Читать духовную поэзию автора
            Благодарение
            Лучина
            Пути-дороги
            Песнь земли русской
            Тихий свет

Из новых:


Чем говорит душа? Молчаньем?
Молитвой слёзной? Дивной песней?
Благоволенными стихами,
Непревзойдённым благовестьем?
Чем говорит душа с душою?
Воспоминаньями? Томленьем?
Особым ладом? Сонастроем?
Терпеньем? Вечностью? Прощеньем?
Какие неслова исходят,
Когда влюблённая душа
Себя к закланию приводит,
Ладошку детскую разжав, –
И в той, раздавленною вишней,
Все прегрешенья и святыни …
Приими этот дар, Всевышний!
Дар вверенной Тебе рабыни.

***

Благодарю, Господь, Тебя
За все, что есть во мне с рожденья.
За этот путь день ото дня
Во искушенье, сквозь сомненья.
За пробу вопрошать к Тебе,
За неответы на вопросы
И вызывание к доске,
Когда и без того непросто.
За беды, что с собой приводят
Себе подобных каждый раз,
За все падения на взлете,
За все «не здесь и не сейчас».
За то, что Ты, все это зная,
Позволил мне Тебя корить
И, выдержав мое безверье,
Тем самым научил любить.

***

Отцы уходят первыми на небо,
Мужья за ними, следом сыновья.
Видать в зерне мужицкого засева
Черпает силы мать-сыра Земля.

А женщина годами долу гнётся
К земле родимой. Ставит на канун
Свечу: тут вспомнится, всплакнётся
Ей, верной от печальных дум.

Она напишет имена любимых
Подаст записочку и поспешит домой,
А жизнь вздохнёт во след и с новой силой
Себя продолжит… после запятой.


23 июня 2013
Окрест же ныне молятся
И ты, друг, примечай:
Пришла Святая Троица
На Русь твою, встречай!

Все – зелено, все травами,
Душистые церква.
Триангельской оправою
Русь нынче скреплена.

Что скажешь, друже, более?
Чем выкажешь любовь?
Как только с доброй волею
Отдашься жизни вновь!


СВЕЧА НАРОДНАЯ
Повсюду радость примечаю!
Отец, и Сын, и Блаже –
Единым духом исполняют
Тела и души наша!

Сегодня Русь – на всю страну,
Сегодня – травы стелятся.
Бывают чудеса. А ну,
Взгляни, и впрямь метелица!

Кружит медовый аромат
Цветочный пьяно-пряный.
Москва не город нынче –
Град Великого Ивана!

Хранитель памяти Святой
Со златоглавым пламенем
Стал всероссийскою свечой
С покоем белокаменным!

Живи и царствуй во благах
Отечество свободное.
Смиренным пламенем в веках
Горит Свеча народная!

МОЛИТВА К РОДИНЕ
Русь, благомудрие святынь,
Дарохранительнице наша.
Господь, Владыко и Святый,
Припадаем к единой чаше!

К тебе, Отчизна, облик свой
К душе твоей расположили.
Ты стала прежде век Святой,
Всех век, Хранящая Россию!

К тебе страна, и дщерь, и сыне,
К тебе с любовью люд спешит.
Храни же всех в Христовой силе,
В надежде, что не посрамит.



 

Комментарии 

 
+1 #3 МНЕНИЕ 16.01.2015 20:16
Весь интернет пестрит хвалебными статьями о Терентии Травнике, автором которых является Ирина Соловьева - литературный критик и публицист, исследователь творчества одного полюбившегося поэта. Читателям представляется этакая лубочная картинка жизни и творчества поэта. Обычно это детские сайты и сайты, подающие себя, как православные. В своих статьях она, не сомневаясь, называет Терентия Травника апостолом, миссионером, гением, сравнивает его стихи с псалмами царя Давида, перечисляет его многочисленные заслуги перед Родиной, русским народом, Русской Православной Церковью. И все это с негласного одобрения поэта. Но разве по-настоящему духовный человек позволит своему окружению писать о себе такие славословия? Разве истинно духовный человек будет похваляться своими заслугами перед Русской Православной Церковью?
Если внимательно познакомиться с философской, религиозной поэзией Травника, то на самом деле мы увидим нагромождение оккультно-эзотерических банальностей. Используя авторитет Церкви, он берет от Православия только внешнюю форму, вкладывая в нее свое, весьма произвольное, содержание. Он предлагает свою «технологию» на пути к Богу в свете оккультно-мистических знаний, информации, «получаемой» им по контакту с духовным миром и Богом.. Для придания весомости своему «православному» творчеству Травник дает ссылки на Священное Писание и святоотеческую литературу, которые трактуются в нужном ему контексте.
Так, например, тема пустоты является сквозной темой его творчества: «Пустота – есть начало всему. Все совершенное исполнено пустотой; Все исполнено пустотой./Нет ничего полнее пустоты; Молчание в Пустоте… »…
«Где нет Тебя – там пустота» - говорит митрополит Трифон Туркестанов в Акафисте «Слава Богу за все!». Совершенно очевидно, что у поэта Т.Травника серьезные догматические заблуждения: все совершенное у него исполнено пустотой, а Троица Единосущная и Нераздельная свободно разделяется и соединяется снова.
Но поэт не скрывает своих заблуждений и сам свободно отказывается от догм: («…Остается допущеньем/ Взять и догмы превозмочь…») и, более того, он сам еще не определился – в кого он верит, в какого Бога?

Вот так, пером чиркнув по небу,
Господь легко, кем бы Он ни был,
К нам изливает благодать…

Лирический герой Травника общается с Драконом, называя его совершенным: «Я вновь иду, иду к нему навстречу, чтобы задать вопросы к себе в Его присутствии… И имя ему Дракон,.. он делился со мной, как делится Совершенный, оставляя мне полное право на себя и на мои ошибки…». Известно, кто в Православии скрывается под личиной дракона: «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр.12:9).
Отсюда все блуждания поэта Травника по вымышленным лабиринтам. Все у него не обязательно, не обдуманно, не бережливо, сплошной поток сознания – он и сам называет все это выдумкой:
Фантазия в четыре строчки –
Поэзия моя…
Автор записывает все, что придет на ум, не редактируя, не исправляя, не работая над словом – он является марионеткой в руках своих стихов.
В случае с Травником мы сталкиваемся с непомерной гордыней и претензией на философскую и научную глубину. Такая уверенность в собственной исключительност и взращивает чувство крайней духовной гордыни, о последствиях которой достаточно много писали святые отцы.
 
 
-2 #2 Светлана 02.07.2013 17:36
Спасибо! Приятно знать, что сайт смотрят, читают и чувствуют!
 
 
-2 #1 Елена 30.06.2013 07:20
Как и всегда стихи Т. Травнiка проникновенны, пронизаны любовью к жизни, любовью к Родине и Богу. Иногда узнаёшь темы, которые волнуют и тебя, иногда постигаешь что-то новое. Но всегда это интересно, красочно, сочно! Спасибо организаторам сайта, что знакомите людей с творчеством такого мастера.
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования