Главная> Монастыри, обители, скиты > Благовещенский мужской монастырь (г. Нижний Новгород)

Благовещенский мужской монастырь (г. Нижний Новгород)


Нижегородский Благовещенский мужской монастырь основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, при закладке Нижнего Новгорода.
Он расположен на высоком правом берету реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и представляет собой в настоящее время величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов, возведенных на узкой береговой террасе в 17- 19 веках.

blago_monas_nigniy00008.jpg
Судя по названию обители - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы - можно предположить, что монастырь был создан как оплот Православия, для распространения благой вести о Христе в языческих землях, и имел важное миссионерско-просветительское значение для всего Поволжья. Но вскоре, в 1229 году, монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса. Как сообщает летописец, "в лето 6737 (1229) придоша мордва с Пургасом в Новугороду, и отбишася их новгородци; и зашегши монастырь Пресвятые Богородици". Монастырь был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность - до середины XIV века.
По летописям известно, что в 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. Согласно легенде, он остановился на берегу Оки на отдых, возле источника под горой, недалеко от разрушенной Благовещенской обители. Печальное зрелище разоренного монастыря не оставило святителя Алексия равнодушным, и он дал обет Богу: в случае успешного своего возвращения восстановить здесь обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Из Орды Митрополит Алексий был отпущен "с великой честью", так как исцелил, по милости Божией, от слепоты супругу татарского хана Джанибека Тайдулу, избавив тем самым Русь от нового разорительного набега.
Святитель Алексий незамедлительно исполнил данный Богу обет: заботами архипастыря в 1370 году была построена, а в 1371 году освещена белокаменная одноглавая церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре.
Основание св. Алексием церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
К сожалению, Благовещенская церковь, основанная святителем Алексием, не сохранилась до наших времен (она был перестроена в 17 веке), но возвышенный облик ее известен по изображению на створке киота иконы Алексия Митрополита (конца XV века) и древней надписи. В период своего устроения это был третий каменный храм в Нижнем Новгороде (после Спасского и Архангельского соборов в Нижегородском кремле). После опустошительного набега мордовского князя в 1229 году от деревянных построек Благовещенской обители ничего не оставалось, и поэтому в XIV веке монастырь стараниями святителя Алексия возводился фактически заново.
По сказанию летописца, "св. Алексий Митрополит всея Руси иде в Нижний Новгород и тамо церковь воздвиже во имя Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещения и монастырь, состави общежитие, и села и воды и места дарова тому монастырю, и всякими красотами украси тую церковь". Святитель Алексий даровал братии возрожденной обители Корсунскую икону Божией Матери византийской работы, привезенную им из Москвы.
Именно эта икона почиталась главной святыней Благовещенского монастыря, пребывая в старой Алексиевской церкви с конца ХVII столетия (впоследствии эта церковь была переосвящена во имя Сергия Радонежского).
До наших дней дошло лишь описание Корсунского образа Богородицы, опубликованное в 1896 году: "Мера иконы в длину - около шести с половиной, а в ширину - пять вершков. Икона сия весьма древняя: она почти современна введению христианства в России святым князем Владимиром..., так как написана в 993 году. За древность иконы ручается как само византийское письмо ее, так и имеющаяся внизу иконы надпись славянская, и греческая же, но написанная славянскими буквами... Они еще прежде сего переведены были на сребропозлащенную дщицу (серебряную доску), на которой - вся надпись, вычеканенная тем же почерком, что и подлинная, и гласит следующее: "образ писан в лето 6501 (993) Симеоном, иеромонахом".
Корсунская икона Божией Матери имеет вид складня, причем на створках его - по правую сторону изображен Архангел Гавриил, а по левую - Иоанн Предтеча, у ног которого изображена отсеченная его голова. Икона и створки ее выложены серебряным вызолоченным окладом... Икона сия тем более замечательна и драгоценна, что таких древних Корсунских икон Божией Матери, снятых с образа Богоматери, писанного Евангелистом Лукой, и имеющих на себе обозначение года написания и имени иконописца, более нет".
К сожалению, судьба этого древнего священного образа, реквизированного в годы советской власти, остается неизвестной, так же, как и нынешнее место его пребывания. Копия Корсунской иконы Божией Матери в настоящее время написана в иконописной мастерской Благовещенского мужского монастыря и расположена в первом ряду иконостаса Благовещенского собора.
Возрожденный в XIV веке Благовещенский монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские и духовные лица жертвовали денежные и имущественные вклады на устроение этой иноческой обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями. Так, великий князь Нижегородский Борис Константинович, у которого святитель Алексий крестил сына Иоанна, пожаловал Благовещенскому монастырю в 1393 году "рыбные ловли и бобровые гоны по реке Суре с шестью озерами и другими прилежащими угодьями".
К сожалению, архивные фонды, касающиеся истории Нижегородского Благовещенского монастыря, практически не содержат документов древнее XVIII века. Очевидно, что все они, включая рукописные синодики, вкладные книги и порядные записи на монастырское строительство, гибли при пожарах, которые неоднократно бушевали в стенах обители.
Со времени возобновления монастыря он стал принадлежать к Дому митрополитов Московских, а с учреждением патриаршества (в 1589 год) - именоваться "домовым Патриаршего дома монастырем", то есть ставропигиальным. Первосвятители Российские давали Нижегородскому Благовещенскому монастырю жалованные грамоты от себя и испрашивали для обители милости у монархов. Так, в периоды правления архимандритов Ферапонта II (1640-1649), Сергия (1651-1654) и Пафнутия (1660-1679) Благовещенский монастырь имел много разнообразных льгот и преимуществ, закрепленных в соответствующих грамотах.
К этому же периоду, а именно к 1657 году, как сказано в синодике, относится весьма значительное пожертвование, полученное Благовещенским монастырем "в помин души" посадского человека Григория Козлова. Накануне своей кончины он отдал распоряжение о вкладе на церковное строение "в Государев Патриархов домовой Благовещенской монастырь деньгами 1000 рублев, да струговым заводом (иначе - судоверфью), да домом с хоромами".
Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX столетия Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI-XIX веков. Среди уникальных творений в этом собрании современники отмечали следующие: переплетенный сборник с подлинной черновой рукописью Патриарха Гермогена, напрестольное Евангелие 1575 года, Церковный Устав, писанный в 1607 году, Апостол, печатанный в 1694 году, а также уникальная нотная книга на пергаменте - Кондарь (Кондакарь) конца XI века, с песнопениями, положенными на азбучно-крюковые ноты. В храмах Благовещенского монастыря находились, наряду с упомянутой древней Корсунской иконой Божией Матери, и другие святые образы.
Среди них - образ Богородицы "Скоропослушница", который считался единственным из сохранившихся в России списков, также написанных евангелистом Лукой; икона Св. Алексия Митрополита (с частью его мощей), датируемая концом XV века; образы Иверской и Смоленской Божией Матери; икона Св. Иоанна Лествичника с изображением св. Иоанна, указующего братии лествицу на небо, где одни представлены восходящими по ней (праведники), а другие - низверженными с нее.
В монастырской церковной ризнице сохранялись напрестольные кресты, церковные сосуды с надписями, потиры, водосвятные чаши, пелены, шитые золотом и серебром, украшенные жемчугом. Благовещенский монастырь оставался в управлении Патриаршего дома и после учреждения в Нижнем Новгороде в 1672 году самостоятельной епископской кафедры. Лишь в начале XVIII века, с упразднением патриаршества, монастырь перешел в ведение Святейшего Синода, став домовым Синодальным с 1721 года.
Число живущих в монастыре насельников в XVIII веке, вплоть до реформы 1764 года, было около 50-60 человек. Так, в период с 1722 по 1724 год в составе обители пребывали архимандрит, казначей, ризничий, уставщик, четыре простых иеромонаха, шесть иеродиаконов, шесть псаломщиков, два пономаря и двадцать три служебных монаха. Кроме того, здесь проживали тринадцать престарелых монахов, числившихся "больничными" - по церкви, при которой они находились.
Из числа так называемых "служебенных монахов" были конюший, подкеларщик, чашник, житейный, поваренный, хлебодар, будильник, нарядник, воротейный, хлебенной заводчик, мукосей и другие. Монастырских служителей-бельцов, содержавшихся на "хлебном окладе" (в отличие от монашествующих, которые получали денежное содержание) насчитывалось до тридцати человек.
Среди них - стряпчий, подъячий, пять конюхов, четыре повара, столяр, гвоздарь, кузнец, бочкарь, часовод, каменщик, огородный, трудник, келейник архимандричий, келейник казенной кельи, работники трапезные у подачи братской пищи и прочие. Помимо монахов и монастырской челяди в обители находили приют и отставные служилые люди. Так, в 1763 году среди таковых значились Казанского драгунского полка подполковник Воробьев, Апшеронского пехотного полка майор Черкасов, Вятского пехотного полка поручик Васильев и некоторые другие. Здесь же, в стенах монастыря, многие из них нашли свое вечное упокоение на монастырском кладбище.
С 1749 года Благовещенский, подобно другим монастырям, выдавал двадцатую долю "из прикладного хлеба" на содержание Нижегородской Духовной семинарии.
В 1764 году Благовещенская обитель решением Священного Синода была передана в непосредственное управление местного епархиального архиерея - епископа Нижегородского и Арзамасского. В связи с учреждением штатов, этот нижегородский монастырь причислен был к третьему классу, с настоятельством игуменов, впрочем, заменяемых большею частью архимандритами.
Из стен Благовещенского монастыря вышло немало выдающихся пастырей, явивших своей праведной жизнью истинное украшение Святой Церкви. Таким, например, был Тихон (Воинов, 1724) митрополит Казанский и Свияжский, принявший пострижение именно в Благовещенском монастыре. В 19 веке в Благовещенском монастыре подвизались два выдающихся святителя земли Нижегородской - епископ Нижегородский Иеремия (Соловьев) и архиепископ Макарий (Миролюбов).
В середине 19 веке наиболее значительным событием в истории монастыря стало строительство новой Алексиевской церкви (1837) и новой надкладезной каменной часовни (1847) - во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя Благовещенской обители. В Алексеевском храме после их кончины были похоронены святители Иеремия (Соловьев, 1884) и Макарий (Миролюбов, 1894).
blago_monas_nigniy00002.jpg
После Октябрьской революции Нижегородский Благовещенский монастырь был в 1919 году закрыт. Постепенно в его стенах стали обосновываться различные гражданские учреждения и организации. В жилых помещениях размещались школа имени М. Ю. Лермонтова, а также коммунальные квартиры рабочих и служащих. Склады и другие хозяйственные постройки использовало военное ведомство, разместив в них обозный транспорт. На территории монастыря производилась постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей и т.д. В распоряжении верующих осталась лишь одна небольшая церковь во имя Святого апостола Андрея Первозванного.
В 1922 году, под предлогом помощи голодающим, из храмов Благовещенского монастыря были изъяты наиболее ценные богослужебные предметы - золотые и серебряные ризы с икон, напрестольные кресты, дарохранительницы, сосуды, кадила, лампады и многое другое. Согласно архивным документам, общий вес 135-ти изъятых предметов составил около 8,5 пудов (136 килограммов).
В 1923 году, на основании официального заключения светских властей, уничтожили каменную надкладезную часовню во имя святителя Алексия над святым источником, как ветхое и не представлявшее особой архитектурной ценности сооружение. В связи с этим, в 1924 году по просьбе приходского совета Андреевской церкви, который на тот момент возглавлял архимандрит Иосиф (Каменецкий), монастырь был принят под охрану местным Губмузеем. Однако, не взирая на то, что все его сооружения были причислены к первой категории памятников, охранявшихся государством, эти меры не могли уберечь монастырь от разорения.
Более того, музей использовал святыни монастыря в экспозициях собственных выставок, которые, как правило, носили атеистический характер. Так, в 1927 году церковной общине было предложено выдать для музея наиболее ценные иконы Божией Матери, но верующие сумели тогда защитить свои святыни от поругания. В 1928 году единственный действующий на тот момент Андреевский храм был закрыт, а его имущество передано государству. С этого времени все монастырские строения были окончательно национализировали, и церковная жизнь в бывшем монастыре прервалась.
Немногочисленная братия и члены причта были выселены и подвержены различным притеснениям и гонениям.
В 1949 году в Алексеевском храме был размещен планетарий, в связи с чем храм был частично перестроен.
Несмотря на то, что в 1960 году монастырский ансамбль как памятник архитектуры в очередной раз был взят под государственную охрану, все его здания находились в полуразрушенном состоянии, так как не ремонтировались уже не одно десятилетие.
Лишь в 70-80-е годы XX века началась частичная реставрация некоторых сооружений.
Благовещенского монастыря, в первую очередь - Благовещенского собора, который пострадал от урагана 1974 года. В 1987 году реставрационные работы были закончены, но еще не могло быть и речи о возобновлении богослужений в монастырской обители. Возрождение Благовещенского мужского монастыря началось в 1991 году, когда главный Благовещенский собор вместе с другими постройками монастырского комплекса, по милости Божией, был возвращен Нижегородской епархии. В стенах обители возобновилась церковная жизнь, стали совершаться богослужения.
Через два года, в 1993 году, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) направил в возрождавшуюся обитель иеромонаха (впоследствии архимандрита) Кирилла (Покровского), который стал первым настоятелем самого древнего на Нижегородской земле мужского монастыря. Свое настоятельское послушание архимандрит Кирилл исполнял в течение десяти лет, до 2004 года. С началом восстановления духовной жизни Благовещенского мужского монастыря началось и возрождение духовного образования в Нижегородской епархии. По благословению митрополита Николая, первоначально в стенах Благовещенской обители размещались курсы катехизаторов (преподавателей Закона Божиего), а затем - Нижегородское Духовное мужское училище, преобразованное в 1995 году в Духовную семинарию. Обязанности ректора семинарии исполнял, вплоть до 2004 года, архимандрит Кирилл (Покровский).
27 ноября 2009 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Кирилла (Покровского) во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии. В настоящий момент владыка Кирилл является митрополитом Ставропольским и Невинномысским.
В возрождении монастыря активное участие принимали студенты Нижегородской Духовной семинарии, которые выполняли различные послушания в обители.
В 1995-1996 годах на территории обители были произведены археологические исследования остатков монастырской стены и башен на северо-восточной стороне, что позволило начать процесс их постепенного воссоздания и благоустройства территории.
Милостью Божией, ходатайством и заступничеством Пресвятой Богородицы, молитвами Святых угодников, а также благодаря различной помощи общественных и частных благотворителей, по сей день продолжается восстановление Благовещенской обители Нижнего Новгорода и возрождение ее духовной жизни.
В декабре 2002 года Священный синод Русской Православной Церкви определил на кафедру епископа Нижегородского и Арзамасского архимандрита (впоследствии митрополита) Георгия (Данилова), который с августа 2004 года является настоятелем и священноархимандритом Благовещенского мужского монастыря.
Обязанности наместника обители с апреля 2004 года исполняет игумен Александр (Лукин), который сразу же стал продолжать строительно-реставрационные работы на территории монастыря при поддержке и попечении митрополита Георгия.
За период 2004-2007 гг. был полностью восстановлен Алексеевский храм, покрыты новой кровлей братский и больничный корпуса, отремонтировано помещение братской трапезной, ведутся постоянные работы по благоустройству главного Благовещенского собора монастыря, Сергиевской и Успенской церквей, построена деревянная часовня у святого источника святителя Алексия, митрополита Московского.
С мая 2007 года по благословению Высокопреосвященнейшего Георгия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского, проходят крестные ходы, возглавляемые наместником монастыря игуменом Александром (Лукиным), от Благовещенского мужского монастыря к невозвращенному пока храму Рождества Иоанна Предтечи на улице Гаршина - в бывшей Благовещенской слободе - с целью молитвенной помощи о возвращении этого храма Нижегородской епархии.
С августа 2009 года в помещении первого этажа, отданного приходу храма Рождества Иоанна Предтечи под молельную комнату, началось ежедневное чтение Псалтири, каждую неделю священнослужителями Благовещенского мужского монастыря служатся молебны. В ноябре 2010 года колокольня храма Рождества Иоанна Предтечи была передана Нижегородской епархии, а в сентябре 2012 года был зарегистрирован самостоятельный приход храма Рождества Иоанна Предтечи. В этом же году при храме стала функционировать Воскресная школа.
7 сентября 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий после Божественной литургии в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры совершил молебен с чином освящения иконы преподобного Сергия Радонежского, предназначенной для Нижегородского Благовещенского мужского монастыря. Образ создан по благословению Святейшего патриарха Кирилла в иконописной мастерской Московской духовной академии и семинарии, оклад изготовлен в мастерской Симонова монастыря г. Москвы.
Владыке Георгию сослужили наместник Благовещенского мужского монастыря игумен Александр (Лукин), проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Александр Мякинин и другие клирики. В икону высотой в человеческий рост вложен мощевик с частицей мощей преподобного Сергия. Икона была написана трудами и попечительством прихожан Благовещенского мужского монастыря специально для Сергиевской церкви этой древнейшей обители Нижнего Новгорода, где, по преданию, был преподобный Сергий.
8 сентября икону привезли в нижегородский кафедральный Александро-Невский собор, где она находилась две недели и перед ней каждый день служились молебны с акафистами. 25 сентября икону с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского торжественно перенесли из Александро-Невского собора в Благовещенский мужской монастырь, где ныне она располагается в храме прп. Сергия Радонежского.
История Благовещенского мужского монастыря, начавшаяся в 1221 году, продолжается…

http://blagovmm.ru
Фото Светланы Комковой (г.Уфа)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования