Дорога привела в Михайловку |
12.10.2013 г. |
С началом нового учебного года в Уфе вновь начала работу Литературно-краеведческая гостиная под руководством подвижников педагогического труда, учителей начальных классов лицея № 21 Элеоноры Дударь и Елены Лихановой. На этот раз воспитанники гостиной вместе с родителями юных краеведов отправились в неблизкий путь – в село Михайловку Архангельского района РБ. Газель для поездки любезно предоставила семья Зариповых. Глава семьи Константин Александрович вёл машину. Супруга Мария Александровна вместе с детьми Ариной, самой младшей, Глебом и Кристиной, старшей, приняла активное участие в обсуждении краеведческого материала. Некрасова Валентина Фёдоровна, представитель старшего поколения семьи, горячо поддержала своих детей, считая поездку важным мероприятием в деле воспитания подрастающих внуков. Лента дороги петляла, под шум мотора думалось легко и свободно. Мы уже представляли, о чём будем говорить с местными жителями. В руках у нас находился вопросник, составленный и многократно опробованный в деле. Автором вопросника является старший научный сотрудник Павел Егоров, главный историк Уфимской митрополии. Прибыв в конечный пункт поездки – село Михайловку, вернее Михайловку-Каймаш, как она называлась раньше, мы решили разделиться. Краевед Ирина Бакке должна была встретиться и пообщаться с Николаем Александровичем Петровым. Павел Егоров с Ольгой, ученицей лицея № 21, с супругами Савченко и их соседкой Саньковой А.Н. Учителя же Элеонора Дударь и Елена Лиханова отправились по улице далее. Разобравшись в адресах старожилов, мы разошлись в разные стороны по селу. Мне предстоит рассказать о встрече с жителем села Михайловки Николаем Александровичем Петровым 1941 года рождения. В отсутствие храма в селе село уже скатилось на уровень деревни, поэтому далее я буду Михайловку называть деревней. Николай Александрович доброжелательно пригласил меня войти в дом. Он живёт один и рад встрече, как возможности пообщаться и поговорить. Я решила воспользоваться ситуацией и выведать как можно больше. Мы расположились в просторной комнате, где работал телевизор. Николай Александрович не отставал от жизни, что облегчало задачу. Значит, он будет с интересом участвовать в разговоре. Я не ошиблась. Мама Николая Александровича Афанасия родом из города Черниковска (ныне северная часть города Уфы), отец Александр – с Вятки. Когда-то в годы Столыпинских реформ отец с дедом и несколькими семьями прибыли сюда на пустое место. Они мечтали о лучшей доле в жизни и стремились к житию-бытию на плодородной земле. Многие стали земледельцами. Родные Николая занялись ремеслом. Они катали валенки на дому. У них была своя шерстобитка. Люди из этой деревни и других окрестных деревень обращались к ним с заказами. Катание валенок было их семейным делом. Первый дом, тот родовой дом, где проживала многочисленная и дружная семья Петровых, был построен в Михайловке. Он сохранился до сих пор. Сейчас в нём проживает Александр Савченко. С того времени дом перебрали, заменили прогнившие брёвна, и дом продолжает жить. В деревне поселились в одно время люди с разных мест России. Появилась своя кузница, в которой кузнецы ремонтировали плуги. Даже можно было заказать изготовить различный инструмент. Люди стали пахать землю, сеять хлеб. В районе были лесные угодья; всё, что нужно для жизни. Когда началась война с Японией, некоторых призвали в действующую армию. Во время первой мировой войны жители Михайловки тоже ушли воевать. В селе была деревянная земская двухэтажная школа. Она была построена в начале века. Учителя были, в основном, приезжие. Были и свои купцы. Рядом с домом, в котором сидели мы, находился магазин. Торговал некто Паршаков. В одном дворе находились дом и магазин. Магазин сломали после революции. Тот дом перебрали, снова построили. Он стоит и поныне. В нём живёт дочь Николая Александровича Ольга с мужем Вячеславом Савченко. Николай Александрович во время разговора начал хлопотать по хозяйству, готовить чай, а я, задавая вопросы, разглядывала обстановку и предметы в доме. В комнате было довольно уютно, прослеживался порядок, некогда установленный хозяйкой дома. Изба обогревалась печью. Печь делила всё внутреннее пространство на комнату и кухню. В комнате стоял комод ручной работы. Николай Александрович заметил, что купил его в Архангельском. Горшечные цветы стояли на деревянной подставке, тоже ручной работы. К сожалению, в комнате не было икон. Николай Александрович сказал, что иконы раньше были, но, видимо, дети забрали или его родственники. Ведь родители и братья уехали в Качканар Свердловской области. Его же не отпускало начальство. Он, один из семьи, остался в деревне. Работал трактористом. Работы на полях было много. Он окончил школу механизаторов в Стерлитамаке и сельхозшколу в Уфе. Было тихо, редкие машины проезжали по деревенской улице. Единственно, кто нарушал тишину, так это – любопытные, вездесущие синички. Они постукивали клювиками по карнизу окна и заглядывали внутрь, словно проверяя, кто находится в комнате. Николай Александрович с 15 лет работал механизатором. В его семье было 9 детей. Отец и старший брат воевали на фронте в Великую Отечественную войну, вернулись с фронта живыми. Родители были верующие. Жили трудом, работали в колхозе. Сеяли хлеб, серпами жали колосья, с помощью коней молотили. Зимой колхозный скот находился в пяти сараях, которые принадлежали его семье. На селе его семья слыла богатой. Отец не сидел без работы, он делал телеги, рамы, косяки для домов, катал валенки и работал в колхозе. Николай Александрович обстоятельно отвечал на вопросы и разливал чай. Слушая рассказ, захотелось ароматного чая, как когда-то в детстве: вприкуску с сахаром и с баранками. Николай Александрович пригласил к столу. Чай дымился на столе, а вместо сахара на столе стоял мёд, настоящий цветочный мёд, напоенный на травах, щедрой рукой взращенной матушкой природой Архангельского района. - Земская школа, ставшая семилетней, сгорела после революции, – продолжал рассказ Николай Александрович. – Построили новую. Наконец, мы подошли в разговоре к самому главному. В его детстве церковь присутствовала, но его крестили в селе Манагоре, так как там жила сестра и работала завклубом. Михайловская церковь была больше по размерам, считает Николай Александрович. В детстве родители его часто в церковь водили. Раньше на службу регулярно ходили. Престольный праздник, Михайлов день, в селе отмечали. В настоящее время церковные праздники отмечают на поляне. Николай Александрович вспоминает, что храм был деревянный, фундамент – каменный. Вместо фундамента были положены плиты. Ступенек, ведущих в церковь, не было, к куполу на колокольню вела лестница. Колокол был один. Церковь была квадратная, высокая, имела два купола (один поменьше, другой – больше). Крыша была покрыта железом, на окнах были железные решётки. Территория церковная была огорожена штакетником. Рядом текла речка Каймашка. Рядом с церковью находился магазин, а рядом с магазином стояла сторожка сторожа. Бабушка Целищева долгое время охраняла территорию магазина и церкви. Внук бабушки Николай Кузнецов живёт сегодня в деревне. Я задала вопрос о священниках. Николай Александрович вспомнил, что по разговорам последний батюшка был среднего роста, полный, с бородой. Он жил с матушкой в отдельном доме. Его не забирали в годы репрессий. Он дожил до старости и умер своей смертью, но не здесь. Он был неместный. Уехал с матушкой. Дети священника жили отдельно. Примерно в 60-70-е годы стали ломать церковь. Владимир Кавязин на тракторе растащил церковь. Сам он скоропостижно скончался. Николай Александрович не увязывает такой исход жизни тракториста с разгромом церкви. Он уверен, что церковь стала разваливаться со временем. До этого в храме после закрытия церкви располагался зерносклад. Так решили, чтобы здание не пустовало. На церковной территории налаживали трактора, технику. Сельские куры откладывали яйца в зерно. Колокольню сломали раньше, колокол увезли. Церковные брёвна пришли в негодность. Рассказчик утверждает, что церковь «состарилась». Детишки лазили наверх и могли свалиться и ушибиться. Церковь уже нужно было ломать, так как находилась в аварийном состоянии. Когда церковь ломали, то на печальное зрелище смотрели немногие. Николай Александрович сам работал на тракторе и был в то время на полях. Он вспомнил интересный случай из жизни. Как-то он ехал по улице, обратил внимание на то, что что-то блестит на земле. Любопытство взяло верх, спрыгнул с трактора, подошёл поближе, чтобы узнать, что такое может блестеть в земле. Оказалось, что церковное кадило, видимо, утерянное попом из села Манагоры, «взывало» о помощи. Конечно, Николай Александрович подобрал кадило и привёз домой. Позднее батюшка обнаружил пропажу и стал искать, обещал отблагодарить за возврат пропажи. Николай Петров вернул кадило. Сельчане ещё продолжали ходить в церковь в Манагору после закрытия своей церкви. А поп раз в неделю приходил в Михайловку, чтобы творить требы. Он крестил на дому, отпевал, приходил к конкретным людям. Батюшка умер в 60-е годы, матушка ещё жила. Николай Александрович вспоминает, что вокруг церкви росли тополя. Отдельные деревья до сих пор сохранились. Случаев, связанных с чудесными явлениями, он не помнит. Территория села в годы гражданской войны попала в горнило военных событий. Здесь проходили бои. Его отец не воевал в гражданскую войну. Но сельской дорогой прошёл белый генерал Владимир Каппель. Для своего войска ему пришлось проложить путь по лесу. Та дорога до сих пор называется Каппелевская. Вспоминая об укладе ушедшей жизни, Николай Александрович говорит о крестных ходах. Обычно они имели место летом. В Крещение купались в проруби. О захоронениях у церковных стен он ничего не может сказать. Село всегда было русским. Дома строились вдоль одной улицы Заречной. Строили дома на расстоянии 30-40 метров друг от друга. Домов было много. Из Уфы приезжали специалисты сельского труда. Они начинали работать и оседали в Михайловке. В школе (осталась только начальная школа) есть небольшой музей истории села. Я покидала Николая Александровича с чувством незаконченного рассказа. Чай, приготовленный Николаем Александровичем, был очень вкусный. Но на душе было печально. В комнате отсутствовали иконы, рассказ о пережитом часто прерывался высказываниями личного характера, желанием увести собеседника от темы разговора. Я поспешила к другим участникам экспедиции в надежде дополнить рассказ новыми историческими данными. Не хотелось заканчивать очерк о селе Михайловском на грустной ноте. Не заслуживает того село, имеющее название, перекликающееся с именем Архангела Михаила, воина и защитника. Во время поездки были опрошены жители деревни разных возрастов и профессий. Многие сетуют, что исторические события развернулись не лучшим образом. Деревня опустела в сравнении с ХХ веком. Идя по улице, мы встретили не мало заброшенных дворов. Но оставшиеся жители, занятые сельскохозяйственным трудом, лелеяли надежду на то, что село возродится, и сюда вернется кипучая жизнь. Факт, что семья Зариповых, которая и организовала поездку, строит дом и мечтает о разведении карпов, приближает это будущее. Участники экспедиции встретились с учителями, поговорили о том, как учатся современные школьники, чем заняты во внеурочное время. Выяснилось, что в школе учениками совместно с учителями также ведется и исследовательская работа по краеведению. Нам показали реферат «Деревня моя – летопись родного края». Реферат содержит сведения об истории возникновения села. Открыв реферат, читаем: «В 1879-1880 годах на левом берегу реки, недалеко от места, где впадает речка Каймашка, поселилось несколько семей. До этого времени в этом месте проживал только сторож – лесник Михаил Гагин. Как выяснилось позже, удобной для пашни земли не оказалось. Она была выше по Каймашке. И вот с 1885 года люди стали переселяться на новое место, где сегодня и располагается село Михайловка». В документах Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи, которая проводилась в 1917 году, зафиксировано следующее: «село Михайловка Урман-Кудейской волости Уфимского уезда было основано в 1885 году. Село основали переселенцы из Вятской и Пермской губерний. В первое время Михайловский починок относился к приходу села Манагора, но уже в начале ХХ века там появилась своя церковь. В 1917 году в Михайловке с прилегающими хуторами проживало 471 человек – практически все русские. Приходским священником Михайло-Архангельской церкви в 1914 году был Андрей Яковлевич Бердов 1870 года рождения». Данную исследовательскую работу в Центральном государственном историческом архиве РБ провел А.Ю.Барановский. Оле Кулаковой, ученице уфимского лицея № 21, предстоит продолжить начатую работу и внести некую ясность в «белые пятна» истории села Михайловки. Ирина Бакке. |