Храм есть, истории нет... |
22.10.2013 г. |
Село Знаменское, некогда цветущее, красивое, находится в Белебеевском районе РБ. Всё в этом селе было: дети рождались, старики умирали, в церковь ходили, чтили Бога. ХХ век перевернул жизнь вспять, и закружилось колесо жизни в обратном направлении. Церковь в селе Знаменском не избежала той же участи, что и другие храмы Уфимской епархии. Церковь была закрыта, использовалась под клуб. Но вернулись благословенные времена, и в истории наводится порядок. Старший научный сотрудник Павел Егоров совершил одну из поездок по сбору документальной информации и в этот заповедный уголок Белебеевской земли. Церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы гордо высится над домами, как и подобает храму, несущему свет и радость людям. В сегодняшнем храме сохранился в том историческом виде сам остов церкви. Основа старинной церкви мирно уживается с деталями, добавленными в перестроечное время. К счастью, внутреннее убранство церкви не утратило купольную роспись. Это тот случай, когда хочется поблагодарить советскую нерасторопность: когда в храме разместился клуб, то сделали искусственный потолок, чтобы отделить купол церкви, и вся купольная роспись сохранилась в первозданном виде! Не прояви советские руководители такое историческое «благоразумие», то вряд ли бы мы имели возможность любоваться работой старых мастеров церковной живописи. Сохранилась надвратная икона, которая находится в церкви над выходом. Сохранились окна на своем историческом месте. Поменяли решётки на окнах, заново восстановили алтарь, так как на его месте располагалась сцена. Церковь открыли в 1989 году. Внутренние стены изменили окраску. Раньше цвет росписи был зелёный, полоски с библейскими сюжетами отливали золотом. Впоследствии стены закоптились из-за печного отопления. В центре висит люстра старинного изготовления, но она принадлежала не данной церкви. Люстра – тоже очень красивая. Изначально у неё было много рожков, но со временем часть рожков растащили. Жители использовали рожки на воротах домов для освещения. А своя родная люстра была поменьше размерами. Постепенно в разговоре начала проясняться историческая картина. В беседе приняли участие староста церкви Нина Ивановна Иноземцева и жительницы села. Нина Ивановна (в девичестве Мурзина) – самая молодая из собравшихся женщин. Она работала штукатуром-маляром, наверное, поэтому так обстоятельно говорит о цвете, о покраске стен. Её совсем недавно назначили старостой церкви, видя старание и усердие прихожанки в восстановлении привычного уклада жизни в селе. Нина Ивановна вспомнила о тех временах, когда на службу приходило много народу. Открывали боковые двери, чтобы люди могли находиться на улице и всё слышать, и участвовать в службе. Она говорит о былой красоте храма, о том, что купол был небесно – голубого цвета, а стал сизым от копоти. В разговоре участвуют Людмила Александровна Сардина, Елизавета Лаврентьевна Певцова и Екатерина Наумовна Дашкина. Людмила Александровна сегодня поёт на клиросе, а в прошлом она заведовала детским садом. Когда церковь открыли, то иконы принесли из домов. Никто не знает, что стало с иконами из церкви. Нина Ивановна говорит, что иконы из храма вытащили, погрузили на лошади и увезли в Белебей, а дальше след затерялся. А ведь храм поражал благолепием и роскошью золота, богатством икон. Все отмечали красоту церкви. Вообще, история церкви села Знаменского запутана и полна исторических загадок. Первое закрытие церковь претерпела около 1937 года. Служивший тогда отец Николай был последним священником. Прихожане вспоминают, что его всегда называли «батюшка», к нему обращались без имени. Он был схвачен и расстрелян. Церковь стояла закрытая примерно с 1938 по 1945 год. Вспоминает Елизавета Лаврентьевна Певцова, в девичестве Саизова, 1929 года рождения. У неё отец работал в церкви звонарём. С 1945 года росписи на стенах сохранялись. Когда открыли клуб в церкви, часть росписей закрасили краской. Икон уже не было. Полы были деревянные, но сохранялись и плиты каменные. В притворе полы оставались каменные. Колонны сохранились. Часть крыши над алтарём покрыта историческим железом. В клубе вместо иконостаса была сооружена сцена. В храме находилась библиотека. Потом библиотеку перенесли во двор. Разговор продолжила Нина Ивановна, и на вопрос: «Были ли на территории церкви захоронения?» она ответила, что у алтаря были могилки священников. Она вспомнила интересный случай. Когда Нина Ивановна с семьей переселилась в село, то они купили дом. Этот дом, как и многие другие, отапливался печью. Печь стали ломать и обнаружили старую намогильную плиту со старославянской надписью. Выяснилось, что плита с могилы, которая находилась на церковной территории. Видимо, богатые люди позволяли себе быть похороненными при храме. Рассказывали, что прежние хозяева этого дома умерли при странных обстоятельствах. Хозяйка умерла на печи, а хозяина нашли мёртвым в лесу. Он работал лесником. Нина Ивановна с мужем решили увезти плиту на кладбище. К моменту их переезда в село ограды церковной уже не было. Староста по-хозяйски всё показывает и объясняет. Новые решётки на окнах приварены к отпилам старых в конце 80-х годов. Когда в церкви размещался клуб, решёток не было. Над боковыми дверями на небольших оконцах решётки сохранились. В церкви стояли голландки с обеих сторон в углах в старину. В клубе голландки сохранялись. Разобрали их в 80-е годы. Под голландками были мощные фундаменты. В алтаре нет печки. В памяти сельчан сохранилось место, где находилась старая деревянная церковь. По рассказам сначала там открылся магазин, потом разместили склады. Склады сохранялись и в 90-м году. Рассказывали, что церковь старая была деревянная. Отстроенная церковь из кирпича стоит крепко, так как цементирующий раствор - натуральный, на яйцах. Ещё наши собеседницы вспомнили, что сейчас в селе на том месте, где построена водокачка, находилась часовня, которую сломали в 60-е годы. У часовни был купол. Брусья были положены на родник. Из этого родника провели трубу в другое место, где святили воду. В Крещение ходили в часовню. Старушки собирались на Солончаке в конце деревни. Во время засухи молились на дождь. Когда закрыли церковь, то ходили на то место, куда вода вытекала из родника. – Итак, в селе можно назвать три места, освещённые молитвой: где располагалась старая церковь; водокачка, где находилась часовня, и Солончак за селом в западной части, - подытожил Павел Егоров. К разговору присоединилась Екатерина Наумовна Дашкина (в девичестве Воробьёва) 1934 года рождения. Она провела параллель между селом Знаменским и посёлком Троицком. Екатерина Наумовна из семьи староверов. В Троицком, когда начались гонения, тоже стали ходить по домам, чтобы сообща молиться. А староверы молились на дому. С тех времен сохранились небольшие староверческие общины в Бродах, Соловьях, Усенях. Она называет имя деда – Степан Карпыч Пыжьянов. В Белебеевском районе есть деревья Пыжьяновка. Возвращаясь к Знаменской церкви, она добавляет, что левая сторона каменной церковной ограды сохранилась. К сожалению, в селе никогда не рассказывали ни о каких чудесах, связанных с особой Благодатью. Крестными ходами в селе ходили на Крещение, Пасху, Рождество. В праздники и батюшка ходил по домам с крестом. Также ходили к роднику, к часовне. В живой непринужденной беседе время бежало незаметно. Участницы разговора вспомнили о тех временах, когда на территории Белебеевского района велись кровопролитные бои гражданской войны. Есть в селе братская могила. Жители собирали как умерших красноармейцев, так и белогвардейцев, хоронили в одну могилу на кладбище. Раньше за могилой ухаживали. Когда происходили столкновения между солдатами враждующих сторон, то прятались в погреба. И, что удивительно, то бежали прятаться в церковь. Так, например, рассказывал дед Маркелов. Солдаты не трогали тех, кто находился в церкви. Воспоминания настолько захватили присутствующих женщин, что они наперебой стали рассказывать о происходивших событиях в прошлом, даже если они не касались истории села Знаменского. Бабушка рассказывала Нине Ивановне, как их семью раскулачивали, когда они жили в Оренбургской области. Многие семьи были отправлены на новое местожительство в Сибирь. Из Троицкого угоняли в Белорецк. – В Веровке насильно загоняли в колхоз. Когда к нам пришли, то сразу забрали часы со стены. Из Веровки приехали в Знаменку и устроились в колхоз, – рассказала Екатерина Наумовна Дашкина. Нина Ивановна добавила, что второе закрытие церкви состоялось в 1961 году. Всей деревне стало известно, что будут закрывать церковь. Приехала машина с солдатами. Солдаты допускали, что жители могут вмешаться, поэтому был оцеплен район, были выставлены грузовые машины. Народ не допускали. Раздавались крики, люди плакали. Было страшно. Всё это происходило летом. Снимали колокола, кресты. Знаменские церковные кресты были особенные. Они были с зеркалами. Разгром происходил за один день. Наконец, все заговорили о времени возвращения здания церковному управлению, и женщины, заметно, оживились. Это недалекое прошлое, видимо, связано с душевными переживаниями сегодняшних жителей села Знаменского и находит горячий отклик у них. Собирали народ на собрание, открыто обсуждали возможность открытия церкви в селе. Люди поддержали эту идею, были собраны подписи под обращением к властям. На собрание приезжал представитель администрации из Белебея. Большинство жителей стало выходить на субботники по очистке храма и прилегающей территории. С 1985 года на лошадях собирали строительный мусор и увозили прочь. Клуб перевели в закрытый детский сад. После длительных и обстоятельных разговоров с жителями села, вызывающих сомнения, печальные раздумья, вдруг как глоток свежего воздуха стало нам посещение часовни во имя Иоанна Крестителя. Такая ладная, аккуратная и приятная глазу часовня, как будто спустилась с высот заоблачных далей. Она предстает, словно чудное явление. Часовня явилась на берегу веселой речушки-веселушки. Родниковая вода успокоила, приголубила, а молитва, обращенная Иоанну Крестителю, принесла покой душе. Есть храм, будет история! Ирина Бакке. |