Василий Пеняев (игумен Тихон) . Часть 1 |
31.12.2013 г. |
Мой рассказ об одном из служителей Бога - простом крестьянине, ставшем священником, а впоследствии монахом Уфимской и Стерлитамакской епархии - священнике Василии (игумене Тихоне) Пеняеве. РОДИТЕЛИ На живописную Уфимскую землю в поисках спокойной «богатой» жизни приехал в конце 90-х годов 19 века, в деревню с красивым названием Знаменка, дед Степан с бабкой Ульяной и своей семьей Пеняевых. Места здесь богаты лесными урожаями, земля плодородная, сажай себе, сколько хочешь, только не ленись. Да и живности много - полная свобода для охоты. Обосновались прочно: построили дом, распахали землю, посеяли просо, коноплю, семечки. А там и маслобойку свою заимели. Детей в семье прибавлялось каждый год. Одному из восьмерых, среднему, Павлу (отцу Василия), шустрому, работящему, пришло время жениться. Тогда и решили они поехать в село Николаевку. Село это недалеко от Знаменки находилось. А девушку выбрали скромную, красивую, работящую из семьи Смирновых. Правда их семья была гораздо беднее, но очень благочестивая, верующая. А уж про Пелагею (мать Василия), невесту, и говорить не приходилось. С Божьей искоркой родилась она. Как только научилась говорить, стала просить неродную бабушку, которая с ней нянчилась, чтобы та научила ее молитвам. Посты соблюдала наравне со взрослыми (отцом Гавриилом и матерью Варварой). Рукодельничала не по годам. По воду пойдет, самое большое ведро несет. В огороде чище ее грядок не было, дома все полы перемоет. Не любила шумные игры, все больше в куклы играла, наставляла их уму – разуму. А там и сестренка у нее родилась, крикливая, непоседливая Мария, и пришлось ей нянчиться с настоящей куклой. Ох, как хотелось Пелагее учиться, но тятя твердо решил: «Девчонкам учиться не к чему, пусть по дому управляются, себя к замужеству готовят». Так чуть в 14 лет не отдали Пелагею замуж, уж очень понравилась соседскому сыну ее деловитость. Ладно, бабушка пожалела: «Что вы, она у нас еще в куклы играет. Нет, нет, не отдам я ее». А вот к семнадцати годам, когда приехали ее сватать Пеняевы, участь Пелагеи решилась… Отдали ее за Панечку, так ласково называли Павла Степановича. «Семья богатая, в достатке будет жить. Муж с ней с одного года – 1899-го. Статный, коренастый, чем не пара», - решили родители. На Казанскую осеннюю (4 ноября 1916 года) обвенчались они и стали жить под одной крышей с родителями в Знаменке. Трудиться приходилось с раннего утра до позднего вечера, благо невесток было несколько, только успевай. ДЕТСТВО 30 декабря 1917 года у Павла и Пелагеи появился первенец Василий (однако в паспорте у него записано 1919 год, сгорел архив, и кто-то из родных записал его помладше), от благочестивых родителей, зачатый в положенное время, при обоюдном соблюдении постов матерью и отцом. Родился крепыш и назвали его по святцам в честь Василия Великого, тут же и окрестили его. Молодая семья отделилась от родителей, стали жить самостоятельно, всё наживать с нуля. Внимания большого к малышу не было, ведь работы было много, да и ребенок был спокойный, рожденный с Божьей искрой. Казалось, ангел-хранитель опекал его. Первым делом малыша научили молиться. Молитвы «Отче наш», «Богородицу» он знал с малых лет, посты соблюдал вместе с отцом и матерью. Любил, когда по выходным дням ему отец читал Евангелие, когда брал его в церковь в Воздвиженку. Про работу и говорить не приходилось - с родителями работал на маслобойке, в поле. Братья у Василия рождались один за другим - Иван, Владимир. Не обошла стороной их семью и гражданская война. Убегая от вражеских пуль, Павел потерял валенок и обморозил ногу. В результате на всю жизнь остался хромым. Тут ещё начались суровые годы засухи. Павел Степанович решил забрать жену и троих детей, и уехать в Сибирь на сытную жизнь. Поселились в добротном двухэтажном доме у деда Зиновия. Жить стали лучше. Всё бы хорошо, только заболела Пелагея тифом, несколько месяцев лежала она в жарком бреду, не приходя в сознание, и лишь заботой хозяев, да крепким молодым организмом поборола смерть. Людей набожных в Сибири было мало, церквей практически не было, и решили Пеняевы: «Лучше ржаной сухарь с водой есть, но у себя дома, чем белые калачи, но на чужбине» - и вернулись на родину. Василий вовсю помогал своему отцу. Очень любил лесные работы, уходил с отцом на делянки и до позднего вечера очищал лес от сухостоя. В школу пошел Василий с девяти лет, и первой прочитанной им книгой было - Евангелие, которое ему в детстве читали отец Павел и дед Степан. Быстро он научился читать по-славянски. Жили они неплохо: имели лошадь, корову, маслобойку, но пришло время раскулачивания. У деда Степана всё отобрали, самого увезли в Уфу, где и расстреляли под Ильин день. В поисках хороших заработков для большой семьи (их к тому времени было пятеро, появились сестра Екатерина и брат Александр, не считая, что трое маленьких детей умерли почти на одной недели от кори) поехали Павел с семьей в 1932 году в Москву. Трудолюбивая семья Пеняевых быстро прижилась там. Дети ходили в школу. Только стали вводить в Москве паспортную систему, вернее прописку проверять, и им пришлось вернуться в Башкирию. К тому времени у них родился еще один сын Евгений. МУЖЕСТВО Василий, окончив четыре класса Знаменской школы, пошёл работать в лесничество. В 1940 году забрали его в армию. Небольшого росточка, с большим вещевым мешком, целеустремленный, готовый служить своей Родине, он быстро освоил солдатскую науку. Служил вначале в Свердловске. Когда началась война, их погрузили в железнодорожный состав и повезли в западном направлении – на фронт, до города Витебска. Потом на фронт забрали его младших братьев Ивана и Владимира. Василий помнит, как обучали их в какой- то школе за партами. Как воевали они, какие страхи одолевали... Незадолго до большого боя снится Василию сон, будто матушка пресвятая Богородица говорит ему: «Иди, не бойся, помни Бога». Крест Василий не снимал с себя никогда, хотя рядом было много безбожников. В одном из жестоких боев их полк попал во вражеское окружение. Провизии на всех не хватало, ели один раз в сутки, а то и вовсе ничего не ели. Потом стали пробиваться к своим, но немецкие силы превосходили по количеству и вооружению. Оставшихся в живых, немцы захватили в плен, тяжелораненых убивали. Целый год держали в Витебском концлагере, кормили как скотину помоями. Тысячи солдат умирали от голода, холода и разных болезней. Чуть живых, изможденных их погнали в Германию. Дорогой он часто терял сознание, а когда приходил в себя, читал молитву «Живые в помощи» и дал себе зарок: «Останусь живой - буду служить Богу». Привезли их в Западную Баварию. Сначала держали в концлагере, а потом распределили кого на фабрику, а кого батраками к зажиточным фермерам. Так попал Василий в одну германскую семью недалеко от Швайнфурта на майне. Стали они его выхаживать. Поили понемногу молоком (весил он тогда 37 кг). Василий как окреп, так стал помогать хозяевам по дому - работы не боялся. Оказалось, что они люди верующие и добрые, и им было удивительно, что на нем крестик. В один из воскресных дней взяли хозяева его с собой в церковь католическую. «Я как крест посреди церкви увидел – встал на колени и стал усиленно молиться, благодарить Господа, за то, что остался жив» - вспоминал Василий. Для них было дико, что в России есть такие верующие люди. Оставили они его у себя, даже невесту приглядели. Сватали за дочку хозяина. Но тяга по Родине, по родителям не давала покоя. Тут наши войска - освободители подошли. «Сводили нас в баню, одели в мундиры и отправили служить» - вспоминал он. Так влился он в действующую армию и продолжал служивать в Германии, Чехии. А в родную деревню Знаменку в 1943 году пришло извещение, что он пропал без вести, поэтому очередного рожденного ребенка двенадцатого по счету назвали также Василием, думая, что их первенец погиб. В 1944 году раненого на Днепре, после лечения в госпитале, возвратился в деревню Знаменку его брат Владимир. Затем вернулся Иван. Какая же была радость всей его многочисленной родне, когда в 1946 году после окончания войны и службы вернулся Василий, живой и невредимый. Вот и собралась вся семья вместе. Тут пошла жизнь своим чередом. Нужно было обзаводиться семьей. Приглянулась Василию девушка - Татьяна Иаковлевна Строкина. Знал он ее с детства. Работала она на Нижне-Троицком комбинате поваром. Замечательная женщина. Из раскулаченной семьи, она повидала немало горя, но благочестие, трудолюбие, любовь к людям, большое гостеприимство было в ней. На Казанскую и свадьбу сыграли (сразу четыре свадьбы было в деревне в первый послевоенный год). Сразу обвенчались. Жили первое время в землянке в деревне Малиновке. Работали много: выращивали на своем огороде огурцы, капусту и даже арбузы. Там и дети пошли. Сначала Николай, затем Михаил. Каждое воскресенье Василий ездил в церкви Воздвиженскую и Анновскую, а если не удавалось попасть в храм, то по выходным дням помогал вдовам. Их в послевоенное время среди родных было много (Елена Ломакина, Мария Рыжкова, Пелагея Опенкина, Клавдия Строкина). То дрова колол, то мастерил что-нибудь, подлаживал в их домах. Воскресные дни отец Василий с матушкой Татьяной соблюдали строго. В церковь ездил на велосипеде до глубокого снега. Детей воспитывал в строгости, в постоянной работе и молитве, приучал их с детства наизусть читать акафисты, утренние и вечерние молитвы, ездить вместе с родителями в церковь, почитать воскресные дни. Они знали всех священников в округе - отца Иоанна, Фрола, Олега, Николая, Григория и матушку Антонину. Семья жила благодаря своему упорному труду в достатке. Зимой сам Василий валял валенки обычно ночами, читая молитвы и прославляя Бога, летом трудился в лесничестве. Иисусова молитва и Песнь Богородице всегда была у него на устах. Без благословения дети не решали никаких дел. Конечно, нельзя сказать, что всё было сладко в семьях у детей, но молитвами отца по воле Божьей всё переносили. В настоящее время дочь Елизавета и два сына, Николай и Павел, живут в Серафимовском, Михаил - в Ишимбае. У всех уже большие дети, воспитанные в благочестивом духе. Выросли очень уважительные, для них отец и мать самое святое. Продолжение следует Нина Пеняева |