Главная> Статьи > Очерки > Бакалы. Забытая церковь

Бакалы. Забытая церковь

bakkrest.jpg О существовавшей Покровской церкви не знают даже жители Бакалов. Они привыкли, что в Бакалах есть кирпичная Троицкая церковь. Но она, появившаяся в ~1908-13 годах, в Бакалах вторая, построена была за увеличением населения и трудновместительностью старой деревянной церкви. Строилась Троицкая церковь не вместо старой Покровской, а дополнением к ней, в другой части села. И старая не была снесена, и новая получила другое имя.

Приоткроем завесу времени. Село изначально крещёнское. Крещёны или кряшены – своеобычный малый российский этнос, отличный от татар, на эту тему мы уже писали на наших страницах. Село расположено в северной части бывшего Белебеевского уезда на левом берегу реки Сюни, ныне Бакалы – райцентр. Бакалинская крепость основана в первой половине XVIII века в ходе широкомасштабного строительства цепи оборонительных сооружений на тогдашних южных рубежах России. Казачья станица существовала здесь в XVIII–п/п XIX ве¬ков. "Бакалы" можно перевести с тюркских наречий как Лягушкино. После долгой борьбы за национальное самосознание крещены были восстановления как самостоятельный этнос во всероссийской переписи с 2002 г. Вокруг Бакалов было расположено до двух десятков крещёнских сёл и деревень, примерно в половине из них были свои православные церкви.

Первая Бакалинская деревянная Покровская церковь – одна из старейших деревянных церквей на территории Уфимской губернии, точное время её постройки неизвестно, очевидно, близко к 1735 году, к экспедиции И.К. Кирилова. Известно, что обе церкви в обеих казачьих крепостях – в Бакалах и в Нагайбакове строились одновременно. Сожжённая во время Пугачёвщины церковь была отстроена прихожанами уже в 1775 г. Вокруг церкви была большая ярмарочная площадь и в течении XVIII-XIX вв. организовалось православное кладбище. Судя по записям в метрических книгах и до 1840-х гг. село покуда называлось Бакалинской крепостью и большинство населения её составляли служилые казаки.

На 1888 год по духовным росписям прихожан Покровской церкви значилось мужского пола 1992, женского – 2084 душ. Причт состоял из 2-х священников (1-й штат – русский, 2-й – инородческий), дьякона и 2-х псаломщиков. По воспоминаниям старожилов (а мне удалось застать таковых) часть богослужения тогда совершалась на крещёно-татарском языке.

Покровский храм был закрыт одним из первых в районе – во время второй волны гонений на православную веру в конце 1920-х гг., очевидно, вместе с обоими монастырями. Вскоре был разрушен. Вот что вспоминает бакалинский священник о. Николай Суханов. «На этом месте сделали танцплощадку в парке, я в молодости бегал танцевал... А сейчас и парка нет – всё уничтожено: в конце 1970-х – начале 1980-х гг. одержимый первый секретарь райкома Ишмухаметов стал строить клуб на месте церкви. Когда закладывали котлован (это уже в начале 80-х) экскаватором вырывали могилы священников, и кости их ночью вывозили на самосвалах и выбрасывали на свалку. Выкапывали обложки от истлевших Евангелий, которые клали в гроб на грудь покойным (часть из этих обложек унесли в школьный музей), кресты латунные, заржавевшие, много их было, говорят... Вокруг церкви большое кладбище было, и когда водопровод прокладывали – тоже кости выкапывали... Местные жители говорят, что место алтаря всё же осталось в стороне… Ишмухаметов вскоре умер, и кто его сменил – тоже».

Во время этой беседы отец Николай очень волновался. А бывшая староста прихода В.Х. Ермакова добавила: «Приглашали о. Николая новый клуб освятить, он не идёт, говорит: «Не то, чтобы освятить, я дал обещание Богу, что никогда моя нога не переступит порога этого здания, построенного на костях…» Вся эта вакханалия происходила, в относительно либеральное застойное время. Огромное безликое здание «дома культуры» (без кавычек сказать невозможно, какая уж там «культура»?), взгромоздившееся почти у въезда в Бакалы, действительно прóклятое. Но капля камень точит. И вот 14 октября 2013 года на Покров Пресвятой Богородицы после богослужения в Троицком храме отец Владимир Кун вместе с прихожанами совершил молебен Божией Матери на месте уничтоженного Покровского храма. Место это примерно между «ДК» и памятником воинам Красной Армии. По завершении молебна о. Владимир окропил сие святое место и богомольцев святой водой, а также поблагодарил за участие в молитве и предложил ввести в традицию каждый год в этот день совершать молитву на месте разрушенной святыни. Место это находится севернее главной въездной улицы в Бакалы, и будущая кирпичная часовня достойно украсит унылый фасад «дома культуры».

Историк Уфимской митрополии Егоров П.В.

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования