Реставрация эскизов к фрескам. |
02.07.2014 г. |
В январе 2011 года в реставрационный центр им. академика Грабаря из частного собрания поступили восемь эскизов к фрескам Владимирского собора в Киеве, предположительно, художника П.А. Сведомского. Эти чудом сохранившиеся уникальные памятники обладают исключительной художественной значимостью и представляют особый интерес для искусствоведов и реставраторов. Обратившись к материалам по истории создания Владимирского собора, автору удалось выяснить, что шесть из эскизов написаны на библейский сюжет «Дни творения» для фресок на сводах боковых нефов собора. Первый, второй и третий дни творения написаны художником П.А. Сведомским, а четвёртый, пятый и шестой дни принадлежат кисти художника В.А. Котарбинского. Эскизы «Бог Отец» и «Дух Божий» написаны ими совместно. Как правило, говоря об эскизах, подразумевают небольшие по формату произведения, в данном случае, реставраторы столкнулись с фундаментальными полотнами. Размеры двух самых масштабных произведений первого и шестого дней творения 195х145 см, остальные шесть 125х125 см. Эскизы выполнены масляными красками на бумаге и сдублированы авторами на ткань. Произведения пребывали в удручающем состоянии сохранности. Дублировочная ткань стала ветхой и не могла удерживать плотную бумагу с пастозным живописным слоем, по периметру образовались многочисленные разрывы и утраты основы. Желая уберечь памятники от неминуемого разрушения, предыдущий владелец поместил шесть из них на подрамники плохого качества, при этом на всех эскизах полностью или частично был варварски обрезан орнамент. Третий и четвёртый дни творения, написанные в круге, хранились без всякой дополнительной основы, в виде подрамников или подложки, поэтому особенно сильно пострадали. В результате неблагоприятных условий хранения красочный слой по краям искрошился, многие фрагменты изображения выпали, но, к счастью, были сохранены нынешним владельцем эскизов. Все листы были сильно деформированы, в изломах бумажной основы и красочного слоя. Изображения были покрыты слоем въевшейся грязи и сильно запылены. Красочный слой местами деструктирован в потертостях и царапинах. Вся поверхность листов была покрыта затеками, пятнами самого разного происхождения, многочисленными мушиными засидами и продуктами жизнедеятельности животных, в виде соляных отложений. Предстояла интереснейшая, и в то же время сложнейшая работа, включающая, ряд предварительных реставрационных исследований и разработку оригинальной методики. Было принято решение разделить работу с эскизами на три этапа. Первый этап начался со съёмки, исследования в УФ лучах и ряда анализов, необходимых для дальнейшей работы с памятниками. После чего, основываясь на многолетнем опыте работы отдела с большемерными произведениями и произведениями, выполненными маслом на бумаге, реставраторами Савковой Ю.В. и Темериной О.С. была разработана оригинальная реставрационная программа. Эскизы необходимо было раздублировать, укрепить красочный слой, восполнить утраты основы, сдублировать на новую основу, затем натянуть на экспозиционные подрамники, тонировать и монтировать в обкладки. Работа началась с двух самых масштабных полотен - первого дня творения «Сотворение мира» П. А. Сведомского и шестого дня творения «Сотворение человека» В.А. Котарбинского. Оба листа внушительного размера - 195х145см. В первую очередь, необходимо было раздублировать произведения - отделить бумажную основу эскизов от ткани. Эта работа требует особой тщательности и максимальной концентрации внимания реставратора. По краям произведения буквально искрошились, фрагменты еле держались на ткани, многие из них были сильно деформированы и утрачены. Более того, бумажная основа от времени и неблагоприятных условий хранения стала очень хрупкой и ломкой. Чтобы избежать утраты даже самых небольших фрагментов эскиза и зафиксировать их точное местоположение, поля произведения были заклеены микалентной бумагой, которая легко смывается водой. После чего, начался процесс отделения эскиза от ветхой ткани. Анализ показал, что дублировочный клей, используемый автором, был пшеничным. От времени он высох, и сцепление полотна с тканью стало очень слабым, поэтому процесс раздублирования происходил без увлажнения оборота. Перевернув произведение лицом вниз, реставраторы снимали ткань «всухую», небольшими фрагментами, контролируя при этом сохранность красочного слоя. Утраты основы были восполнены бумажной массой. Она изготавливается путем измельчения в блендере с водой бумаги, схожей по цвету и качеству с авторской. Состав, полученный в результате этого процесса, прекрасно соединяется с авторской основой и не оставляет швов в местах стыка. Затем весь лист был укреплен с оборота несколькими слоями тонкой реставрационной бумаги. Это позволило относительно свободно перемещать произведение, не опасаясь возникновения дополнительных повреждений. Далее предстоял один из самых трудоёмких и ответственных процессов в работе – дублирование. Несмотря на то, что авторская дублировка была сделана на бязь (тонкая хлопчатобумажная ткань), в качестве новой основы для эскизов, реставраторами был выбран живописный холст. Он более плотный, поэтому сможет лучше держать пастозный красочный слой и позволит избежать деформаций в процессе бытования произведений. В процессе дублирования реставраторы аккуратно прикатывают валиками лист к холсту, не пропуская ни одного сантиметра, так как, очень важно избежать малейшего отставания эскиза от дублировочного материала. Учитывая формат произведения, процесс занял несколько часов. На следующий день произведение было натянуто на новый экспозиционный подрамник. После укрепления красочного слоя рыбьим клеем и подведения грунта в местах утрат, реставраторы преступили к расчистке красочного слоя. Это долгий и кропотливый процесс, которому предшествует серьезная работа по подбору реагентов. Специально подобранным составом, фрагмент за фрагментом, живописная поверхность была очищена от многочисленных и разнообразных загрязнений. Лаковая пленка восстановлена. В местах утрат проведены тонировки в тон основы, частично произведена реконструкция орнамента. Эскизы монтированы в обкладки (рейка с четвертью). Второй этап включал в себя работу с наиболее пострадавшими эскизами, посвящёнными третьему и четвёртому дням творения. Композиция изображения этих произведений вписана в круг и обрамлена орнаментом, местами утраченным практически полностью. По согласованию с владельцем, для удобства экспонирования, было принято решение сдублировать их сначала на прямоугольную бумажную основу, а затем на холст. В процессе первой дублировки - на бумагу, реставраторам удалось максимально разгладить жёсткие заломы, покрывавшие всю поверхность листов. Далее было необходимо вклеить многочисленные фрагменты, заботливо сохраненные владельцем в отдельном конверте. Этот трудоёмкий процесс занял у реставраторов несколько дней. Остальные работы проводились в соответствии с разработанной программой вышеописанными способами. Завершающий, третий этап, был самым масштабным. Он включал в себя работу с четырьмя оставшимися картинами: второй день творения П.А. Сведомского, пятый день творения В.А. Котарбинского, а также «Бог Отец» и «Дух Божий» совместного авторства художников. Так как основные реставрационные процессы работы с этими произведениями были выполнены в соответствии с заранее намеченной программой, автору представляется целесообразным осветить лишь некоторые, наиболее интересные аспекты реставрационных мероприятий. На эскизе «Второй день творения» сложный орнамент, окаймляющий композицию, был обрезан наполовину, что привело к сильному искажению целостного восприятия произведения. По согласованию с владельцем, первоначальный размер эскиза 125х125 см был восстановлен, тонировка восполненных фрагментов, произведена в тон фона. Это, безусловно, делало восприятие эскиза более законченным, но композиционный замысел художника был нарушен, целостная картина не складывалась и орнамент решено было реконструировать. Сохранившиеся фрагменты орнамента, реставраторы копировали и через кальку переносили на восстановленный фон. Таким образом, авторский почерк был восполнен без изменений, эскиз приобрёл законченный вид. Эскиз «Дух Божий» сохранился практически без утрат основы, но орнамент на полях сильно осыпался. Как показал, проведенный анализ, он был покрыт, видимо автором, костным клеем. От времени клей высох, произошло стягивание красочного слоя, что привело к появлению на его поверхности мелкосетчатого кракелюра. Местами он настолько пересох, что буквально крошился в мелкий порошок. Реставраторам пришлось долго подбирать оптимальный для укрепления состав, который позволил размягчить красочный слой и вернуть ему сцепление с основой. Работы проводились многократно, небольшими фрагментами, в результате чего, удалось добиться удовлетворительного результата, позволившего не опасаться дальнейших осыпей. Общий срок работы над реставрацией эскизов занял около двух лет. Опыт работы с каждым из восьми полотен абсолютно уникален, так как, требовал индивидуального подхода, и реставраторам постоянно приходилось корректировать заранее намеченное задание. За это время реставраторы не раз столкнулись с необходимостью сочетать колоссальное терпение и творческий подход, в результате чего восемь уникальных произведений выдающихся художников В.А. Котарбинского и П.А. Сведомского обрели новую жизнь. Темерина О.С. (Москва) Статьи опубликованы в сборнике материалов конференции «Русский Модерн», © Музей “Дом Иконы и Живописи имени С.П. Рябушинского” |