К юбилею Терентiя Травнiка |
23.06.2014 г. |
Юбилей. Пятьдесят лет! Много это или мало в жизни человеческой? «Это ничто, если ничего не делаешь и это безбрежный океан, если творишь», – так передает слова поэта его мать Людмила Георгиевна Алексеева в своих мемуарах. К своим пятидесяти годам Терентiй Травнiкъ сумел прожить несколько творческих жизней – поэта и композитора, художника, публициста и философа, общественного деятеля. Произведения, созданные гением Терентiя Травнiка и многогранность его личности, вызывают неподдельное искреннее восхищение, а порой, и не менее искреннее сомнение: возможно ли одному человеку создавать по нескольку работ в день, да еще и разной направленности и тематики – детские, духовные, лирические… Эта статья – своеобразный литературный портрет нашего современника Терентiя Травнiка, составленный из писем и откликов на творчество Автора, который мы, с почтением и благодарностью приносим в дар мудрому, профессионально состоявшемуся Человеку от всех поклонников, друзей, знакомых и родных. Следуя путем литературного творчества, Т.Травнiкъ подарил миру более сорока книг, среди них бесценная жемчужина духовной поэзии «Альфа Вита» (2013), «Белокнижие» (2011) в четырех томах, «Благодарение» (2010), «Перелистывая жизнь» (2012), «Из дневника художника» (2012) и другие. Каждое слово в стихотворениях напитано любовью и теплом неравнодушного и искреннего сердца поэта. По откликам многочисленных ценителей поэтического слова, стихи Т.Травнiка – «это бальзам для человеческой души и вообще что-то волшебное... Их ритм то ли с ритмом сердец совпадает, то ли с дыханием души. И всё очень искреннее, пропитанное неземной любовью к людям и миру. Этого так не хватает в нашей жизни, что они становятся необходимы, как воздух...». Изумительная красота и трогательность по своей чистоте всех стихотворений Т.Травнiка несет свет и радость в сердца читателей и производит целительное и очищающее действие на душу. Необыкновенный словесный магнетизм поэзии Травнiка уводит от суеты и в глубине поэтических строк открывает неведомый мир первозданной красоты, «мир живой, цветной, удивительный, манящий и очень музыкальный. Там много разных звуков, там, среди стихов, живёт музыка. Ее не надо соединять со стихами, у поэзии Травнiка своя неповторимая мелодия…». Удивительно точно пишет публицист Георгий Вавилов в своей Вступительной статье к книге «Перелистывая жизнь» об авторе и его произведениях: «Поэт постоянно занят глубокими исследованиями человеческой природы всеми, данными ему от рождения талантами. Поэзия Травнiка образна, анимистична, музыкальна и, безусловно, живописна. В его произведениях есть то, что переносит читателя над временным и проходящим к новым временам, есть те самые крылья поэтически осознанной и возвышенной жизни. Поэзии Терентiя характерны не только тончайшая углубленность мыслей и чувств, акварель душевных переживаний, но и мудрая проницательность со спокойным наполненным глубокомыслием. Его философия детально отточена, в ней нет суеты. Вчитываясь в эти удивительные стихи, понимаешь, что они написаны как бы для себя, как насущная потребность высказаться. За каждым его стихотворением видишь причину, и каждое имеет продолжение. С самого начала было заметно художественное своеобразие стихов Терентiя Травнiка – у них своя интонация, свои манеры, свой мир, свои рифмы, свои краски, а главное, есть то неуловимое, что делает поэта поэтом – свой талант жить, свой способ думать о жизни и выражать это сильными и волнующими строфами». Афористическое творчество Т.Травнiка является одним из фундаментальных пластов в литературном наследии автора, наряду с его поэзией и философской публицистикой. В 2012 году была издана книга «Пути-дороги» – собрание афоризмов, насчитывающее более тысячи авторских изречений, созданных им с 1987 по 2012 год. Мир умного слова, созданный Травнiком уникален, в нем отражается во всех мелочах реальность бытия современного человека. Все литературные работы Т.Травнiка буквально пересыпаны емкими мыслями, словно золотыми крупинками, обогащающими собой каждое его произведение. Афористические строки встречаются и в философской публицистике, и в поэтических строфах, и в психологических этюдах. Практически во всем созданном, пусть даже и небольшого объёма, обязательно есть место афоризму, который и является, чаще всего квинтэссенцией этого произведения. Склонность мастера к афоризации собственной мысли начинает проявляться уже в его ранних произведениях «Cirqulleum» (1993), «Graffoslove» (1996), «Встреча с Драконом» (2002), «Лучина» (1992), а позже в его поэтическом творчестве. В этих книгах собраны философско-символические рассуждения автора, выраженные, как в прозаической, так и в поэтической формах. Размышления автора по ряду проблем, волнующих его самого составляют главную ценность этих книг. «Еще в школе у сына началось серьезное увлечение философией, он постоянно читал Аристотеля, Гегеля, Канта…, много конспектировал, а позже заинтересовался историей и психологией. Все эти увлечения сильно повлияли на его мировоззрение и определили его карьеру в будущем», – вспоминает Людмила Георгиевна. Свойственная мысли Травнiка разнотемность и разнохарактерность, которые он свободно компонует в своих произведениях, с легкостью переходя от одной темы к другой, позволяет надолго удерживать внимание и интерес читателя к той или иной теме или проблеме, затронутой им в своих размышлениях. В книгах «Письма Тишины» (2014), «Белая радуга» (2014), готовых к изданию, собраны философская публицистика и притчи Терентiя Травнiка. Образовательная программа «Часы», созданная поэтом в 2009 году – уникальный проект и мощный инструмент для самообразования. Мир детской поэзии Терентiя Травнiка наполнен яркими красками и образами детства, которые поэт сохранил в своей душе и великодушно дарит всем детям, наполняя их сердца любовью. В настоящее время для детей вышли книги: «Бим-бом день за днем» (2010), «Ёжки-Пажки» (2010), «Ходики» (2010), «Жу-жа-жи» (2013), «Юный художник» (2014), красочный альбом «Травнiкъ – детям» (2011), «Кто там, в море…» (2013). Поэт Терентiй Травнiкъ, хранитель сказочного мира, как его многие называют – создатель таинственной страны для детей – Гугушатии. Из-под пера Т.Травнiка вышел ряд и полемико-публицистических статей, в которых автор не только выражает свою активную гражданскую позицию, но и называет причины, приводящие к социальным сбоям общества, показывая пути выхода из создавшихся ситуаций и призывая к сохранению мира между людьми, странами и континентами. Терентiй Травнiкъ многим известен и как композитор, и как автор-исполнитель в группе «Ноевъ Ковчегъ», созданной в 1979 году в Москве. Свой композиторский талант Терентiй реализовывает и в жанре авторской песни, и в стиле этно-фьюжн, и в созданном им стиле «sensound music». Терентiем написано более двухсот инструментальных произведений. Друзья поэта называют его мастером импровизации. «Как-то на одном таежном фестивале геологов он вышел на площадку у костра и со свойственным ему природным чувством юмора сказал: «Дорогие камневеды и геоманты, я как человек не с каменным сердцем, к сожалению, вам чужд, и я это прекрасно понимаю, но поверьте, что я сделаю все возможное, чтобы стать благоприятственным для всех вас. Прежде всего, я умею петь и могу вам здесь петь, дальше… – я не просто пою, а пою с выражением (смех слушателей). Петь с выраженьями я научился у подобных же вам камнелюбов еще давно, когда был на Урале в геопартии. Позвольте, дорогие рудокопы, вам спеть песню, песню про море. Что может быть ближе настоящему геологу, чем море? (смех). Понимаю ваш скромный смех – ничего хорошего. Знаю, что петь про синее море получается лучше у моряков, тогда я спою вам про море… трав. И поет: Кто сказал – оно немое. Море трав – оно, ведь, море. Значит свойственно ему Моряков пускать ко дну. Нет, не всех сразу – по одному… А на дне его не камни, Подрасстрою в этом вас. А на дне его – таланты – Под сапфир и под алмаз. Корешки и корешочки, Те не хуже, чем руда. Собираю их в мешочки… И везу на суд сюда! (Аплодисменты слушателей) Далее Травнiкъ достал мешочки и подарил их. Он все время что-то кому-то дарит. Позже выяснилось, что он все это сочинил на ходу. Разве это может не нравиться? Гениальный мастер импровизации – в этом он весь», – вспоминает один из его друзей. С 2006 года Травнiкъ начинает писать симфоническую музыку. Одним из первых его сочинений в этом жанре стала Simphostory «Ghugushatiah», а позже был создан цикл двенадцати концертов духовной музыки, посвященный Двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви. «Когда ваш слух коснётся его музыки, вы будете немало удивлены тем, что музыка живая – она дышит. И, чтобы вы ни слушали, вы поймёте, что она написана только для вас. Вам захочется сесть и поговорить с его песнями, захочется поделиться своими горестями и сомнениями. Ваши глаза будут щуриться от весеннего солнца, живущего в его мелодиях. И вы пойдёте тайными тропами своей души, уходя вслед за красотой мелодии, за чистотой звука, пойдете, чтобы попасть в мир его картин. Этот мир – необыкновенное пространство, это сложный лабиринт чувств и мыслей. Картины художника наделены неким воздействующим звучанием. У каждой из них есть своя история, своя философия. Обладая определённой энергией, они заставят вас остановиться перед полотном. Какие-то захватят вас красотой, понятностью и близостью сюжета. Какие-то заставят задуматься, вы будете отражаться сами перед собой через эти картины. Ваша энергия начнёт резонировать с полотнами, и вы увидите, что картины, так же как и музыка, живые». Художник Т.Травнiкъ, имеющий философский взгляд на мир, умело передает в своих картинах глубину увиденного им за внешней оболочкой всего существующего в мире вещей. Его живопись символична и неоднозначна. Большая часть полотен Травнiка находится в частных коллекциях и время от времени выставляется на международных и региональных выставках. В книге «Осенний минор» (2006), написанной Терентiемъ в начале 90-х годов XX века, собраны не только иллюстрации некоторых картин художника, но и комментарии к ним самого автора, что само по себе представляет немалый интерес и ценность. С 2009 года Терентiй Травнiкъ является учредителем Всероссийской некоммерческой художественной галереи Delon’ь (Дэлонь), которая поставила перед собой задачи заниматься только благотворительными выставками для пенсионеров, малоимущих семей, детей и инвалидов. Хочется добавить еще несколько личностных штрихов к литературному портрету, составленному из основных направлений творческой деятельности нашего современника для придания ему еще большей выразительности. От мамы: «Друзей у него всегда было очень много. В детстве ему хотелось их как можно больше. Он заводил их в большом количестве, где только не был: в детсаду, школе, когда лежал в больнице, в институтах и т.д. Определить настоящий друг или случайный он не пытался, и поэтому всех принимал одинаково хорошо, с душой нараспашку, и все бывали у нас дома. Он всё видел сквозь розовые очки. Его действительно легко было обмануть, войти в доверие к нему. Но совсем не потому, что он был простофиля, а скорее он уже тогда отличался недетским великодушием и терпением». А вот как прозвучал ответ приятеля поэта математика Алика Богужинского на вопрос о личностных качествах Терентiя Травнiка: «Он ищет… – и находит. Он верит… – и не проверяет. Он добрый… – и не помнит об этом. Он умный… – но не математик. Он чудной, а не чудный. Он много знает, но не всё, как я. Он любит путешествовать, но не по турциям и египтам. Он любит Родину – бескорыстно. Он знает плохое, но скрывает. Когда ему говоришь, ты, Травнiкъ – лопух, он смеясь, добавляет – не просто лопух, а самый большой и при этом смеется. Он легко просит прощение и тяжело переживает свой проступок. Он хорошо играет на гитаре, но для людей, а не для понтов. Он остроумен, но легко позволяет точить свой затупившийся ум другим, когда надо. Он большой фантазер, но почему-то его фантазии часто сбываются. Он дает другому жить, и это самое главное»! Терентiй Травнiкъ – феномен, явление, не изученное и не исследованное. Пятидесятилетие – с давних времен считается круглой знаменательной датой по причине особого отношения к цифре семь и вложенного в нее сакрального эзотерического смысла. Само слово «юбилей» произошло от еврейского слова, означающее «год свобо¬ды», «год всепрощения», когда рабы получали свободу и прощались долги должникам. Установленный пророком Моисеем такой год наступал каждые пятьдесят лет, после семи семилетий. Семь седьмиц Терентiя Травнiка – это не только период творческих достижений и делания самого себя, это еще и период открытия и познания Семи Печалей Человеков. Превратив свою жизнь в сплошную работу по двадцать часов в сутки, не давая себе ни дня на отдых, он знает и понимает, что иначе нельзя, ничего не получится, времени не хватит даже на малое. «Год свободы», следующий за таким сочетанием лет обязательно должен не пройти даром и быть особенным для Терентiя. Все круглое в жизни человека с древнейших времен считалось особым, тесно связанным с природными и космическими силами, именно поэтому «круглые даты» знаменуют в жизни человека необычную дату, определенную веху жизни. Терентiй Травнiкъ вступает в новый жизненный период и для него открываются новые возможности наметить для себя неизведанные непокоренные вершины. Публицист и психолог Ирина Михайловна Соловьева 23 июня 2014
Коллектив проекта "Православные лики России" поздравляет коллегу и другас юбилеем! От всей души желаем ТерентIю творческих успехов, созидания и уверенности в завтрашнем мирном дне! |