Главная> Статьи > Очерки > Зарисовки о Болгарии (Продолжение. Картины 9)

Зарисовки о Болгарии (Продолжение. Картины 9)

 

0nesebr.jpgВ древнюю историю Болгарии мы смогли погрузиться в городе-музее Несебре. Рано утром мы вышли к остановке и, смешавшись в толпе с местными жителями Солнечного берега, сели в автобус и поехали…

Город, в котором жизнь зародилась ещё во втором тысячелетии до н.э., встретил нас молчаливо, но ласково. Утро только окрасило небосвод в яркий, солнечный цвет, день зарождался, зарождалась жизнь, как и многие тысячи лет назад. Здесь жили фракийцы, греки, римляне, славяне, болгары, османские турки, оставившие потомкам напоминание о себе.

Удивляться своеобразным географическим чудом света начинаешь сразу, как подъезжаешь к городу. Город, я имею в виду старый Несебр, представляет собой очень компактное поселение. Он располагается на полуострове, словно красочная заплатка на море. Уж не знаю, какими соображениями Создатель зашил прореху на море в этом месте, наделив её кусочком суши, но, что удивить он хотел, это точно.

Автобус провёз нас по шоссе, соединяющее две части Несебра: старую и новую. Шоссе пролегало по узкому перешейку, который в прошлом не раз заливался водой, и тогда Несебрский полуостров превращался в настоящий остров. При въезде в исторический Несебр по дороге, словно страж истории, стоит большая ветряная мельница, приглашая любознательных в насладиться стариной и живописным побережьем. В 1956 году Несебр был объявлен архитектурным и археологическим резерватом. В 1983 году на сессии Комитета всемирного наследства старая часть Несебра получила мировое признание и была включена в список всемирного наследства, получив Диплом ЮНЕСКО.

Средневековые крепостные стены, даже разрушенные временем и завоевателями, и сегодня довольно внушительные и вызывают у туристов уважение и опасение перед неизвестностью.

Историко-культурными памятниками в Несебре являются церкви и дома. Они cумели донести до нас дух времени в зависимости от меняющихся обстоятельств. Но, что можно отнести к разряду непостижимого, так то, что дома находятся, как говорят музейные работники, в полной сохранности. Они и сегодня служат людям и являются жилыми помещениями.

Местные жители хранят предание, что в городе находилось более 40 церквей. Конечно, такое количество храмов не сохранилось. Но и те, которые продолжают «жить» на столь небольшой площади земли, которую занимает город (а это 850 метров в длину и 300 метров в ширину), составляют на сегодня число, позволяющее утверждать, что Несебр является уникальным городом с самым большим количеством церквей в мире.

На взгляд современника может показаться странным стремление предков строить храмы в таком количестве. Но сегодня мы себя чувствуем более уверенными, более защищёнными от изменяющихся условий жизни. А в те далёкие времена человек чаще обращался к Богу, искал у Него защиты и покровительства, потому и строил храмы, не думая о количестве. Сегодня своим престольным праздником жители Несебра считают 15 августа – в этот день почитают защитницу города, Пресвятую Богородицу.

Несебрские церкви наглядно показывают, как развивалась церковная архитектура в течение длительного исторического развития Болгарского государства. Ранневизантийский период (V-V1 в.) представлен базиликами. Старая митрополия до сих пор поражает монументальностью и величием. Церкви Несебра имеют и характерную, только им присущую архитектурную особенность. С появлением живописного стиля в церковной архитектуре в Х111-Х1V веках, нашедшего выражение в красивых архитектурных формах, многоцветии в оформлении, расцвёл Несебр. Ярким примером стиля может служить церковь «Святой Параскевы», построенная в Х111 веке. Она расположена в северной части Несебра. Длина церкви – 15 метров, ширина – 6 метров. Фасадный декор образован чередованием белокаменных блоков и красных кирпичей в форме рыбной кости, солнца, шахматных орнаментов, вмурованных керамических тарелочек. Выдвигающиеся прямоугольные колонны из стены переходят в верхней части в арочные линии. И хоть по высоте церковь небольшая, она смотрится возвышенно и создаёт парадный вид прилегающей территории.

Но, даже не углубляясь в город, приезжающих в Несебр встречает церковь «Христос Пантократор» (Вседержитель), которая изумляет и пленяет живописностью архитектурного стиля. Как остров в зелёном море травы, цветов, кустарников, она выделяется своей архитектурной компактностью и завораживает взгляд. Да, радовался человек в Х111-Х1V веках, когда строил подобный храм. Всего - то лишь контраст между белым камнем и красным кирпичом, чередование керамических розеток, свастики, цветных тарелочек, симметрия арочных и прямоугольных линий, выпирающие колонны, внутренние башенки, а создаётся неповторимый вид, праздник души, торжество радостного ликования.

Средневековые церкви сегодня являются памятниками архитектуры и культуры, но есть и действующие церкви на территории старого Несебра. К сожалению, на службе нам постоять не удалось, но маленькую иконку Святого Георгия я увезла с собой.

Совсем другой вид имеют церкви, построенные в эпоху турецкого владычества. Они низкие, имеют бедный внешний вид, без каких-либо архитектурных излишеств и декора. В эти времена церкви строили из камня и глины. Суровые времена, - как следствие, простота, скромность и суровое величие храма, связующего звена между человеком и Создателем. Значит, продолжала жить в болгарах надежда на лучшие времена, вера в счастливое будущее Болгарии. Несколько отличный вид имеет церковь «Святого Спаса», построенная во времена Османской империи (начало ХV11 века). Сегодня она значительно перестроена. Церковь действующая. Интересно то, что ни одна средневековая церковь во времена Османского правления не была переделана под мечеть.

Для себя я сделала неожиданный вывод. В болгарском храме я испытала немного другие ощущения, нежели в храмах России. Тот же иконостас, те же Святые Отцы, тот же порядок в оформлении, те же элементы декора как, например, гроздь винограда, но другие чувства, возникающие в душе от разговора с Господом. Как-то сразу появляется чувство сопричастности к происходящему в храме, чувство присутствия Благоволения. Те же иконы на стенах, но лики более жизненные, что ли, если можно так выразиться, фигуры Святых – крупнее и более очерченные, словно Они среди нас. Словно наш разговор более конкретный и адресный. Взор не устремляется к небесам, к куполу, как в церквях России. Небо приближено. Оно на уровне глаз. Ощущение места - обострённо щемящее до радостной боли в сердце!

Ирина Бакке

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования