Троицкий собор (г. Серпухов) |
15.08.2014 г. |
Троицкий собор до 1917 года Собор Святой и Живоначальной Троицы – древнейший храм Серпуховской земли. Первоначальное здание храма было деревянным, и оно было освящено 15 июня1380 г. незадолго до Куликовской битвы. По мнению А.А. Молчанова вполне возможно, что после Куликовской битвы мог быть сооружен и каменный собор, так как каменное строительство в конце XIV века (1381 г.) велось в Высоцком монастыре, основанном по инициативе и на средства князя Владимира Серпуховского. Если каменные храмы имелись в пригородном монастыре, то, что мешало постройке каменной церкви в центре княжеского удела? Если данное предположение верно, думается, что архитектура Троицкого собора не выходила за рамки традиций раннемосковской школы зодчества кон. XIV-XV вв. Вероятно, Троицкий собор был невелик по размерам, относился к храмам крестовокупольного типа, был одноглавым, четырехстолпным, имел трехчастное деление фасадов, тройной алтарь, позакомарное покрытие сводов и определенную систему наружного декора. Он мог быть похож на известные памятники раннемосковской архитектуры, такие как Спасский собор московского Спасо-Андроникова монастыря (1390-е гг.), Успенский собор в Звенигороде (1399 г.), Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422 г.). Как отмечают современные исследователи, строительство Троицкой соборной церкви в Серпухове примечательно еще и своим посвящением. В большинстве своем в то время главный городской храм Северо-Восточной Руси был, как правило, Успенским, а в Серпухове Владимир Андреевич строит Троицкий. Это посвящение подчеркивает особую духовную связь, которая существовала между боголюбивым князем Владимиром Хоробрым и преподобным Сергием. Троицкая обитель находилась в Радонеже – северной части удела Владимира Андреевича, и известно, что князь был духовным чадом преподобного, призывавшего тогда русских людей к усердному почитанию Пресвятой Троицы. В XVI столетии был сооружен новый каменный собор. По всей видимости, он мог повторять формы предшествующего здания, если оно действительно было каменным. Так или иначе, собор XVI века был невелик по размеру, на данный момент от него сохранилась кладка западной и северной стен с внутристенной лестницей. После сильного пожара1669 г, когда выгорел практически весь Серпухов собор пришел в ветхость. В 1696 году храм Св. Троицы был капитально перестроен. Строительство велось на средства архимандрита столичного Спасо-Андроникова монастыря Феодотия, бывшего до монашеского пострига клириком серпуховского собора. Основной объем храма (без приделов XIX в.) – интересный памятник провинциального церковного зодчества конца XVII в. Некогда его восьмерик был украшен не одной, а пятью главами (предположение Н.Н. Свешникова). Архитектурный тип этого храма — восьмерик на четверике позднее станет образцом для многих серпуховских церквей. В начале XVIII века рядом с собором построили отдельно стоящую шатровую колокольню. В конце XIX в. на колокольне сохранялся будничный колокол 1709 г., также пожертвованный архимандритом Феодотием «в поминовение родителей». И шатровая колокольня и нарядный пятиглавый храм с приделом св. вмч. Димитрия Солунского представляли собой очень интересный и живописный архитектурный ансамбль. От XVII в. сохранились трехчастный алтарь, наличники окон и портал южной стены. Полуколонки и поребрик четверика, архитектурный декор восьмерика. Издревле архитектура православного храма, элементы его декора несли определенное смысловое содержание. Думается, что ступенчатость, ярусность архитектуры Троицкого собора с его карнизами, полуколонками, поребриками и убывающими кверху объемами могли напоминать о лествице (лестнице) добродетелей, которую должен пройти в своей жизни православный христианин, дабы непостыдно предстать перед престолом Святой Троицы. По всей видимости, само здание собора не отапливалось, так как в начале XIX столетия в зимний период служили в Дмитриевском приделе, который был теплым. В первой половине XIX столетия (1837-1841 гг.) в целях расширения внутреннего пространства храма колокольня и собор были объединены пристройкой двух приделов – Никольского с юга и Димитриевского с севера. Первоначальный проект перестройки храма предполагал наличие на фасадах скульптуры и треножников. Но эти украшения не были одобрены митрополитом Московским и Коломенским Филаретом. Пожертвования, как сейчас бы сказали, на реконструкцию стали собираться еще с1828 г. Сначала был построен и освящен придел свт. Николая (1837 г.), устроенный после упразднения старинного Никольского храма, стоявшего рядом с собором и бывшего к нему приписным. В1839 г. начали строить Дмитриевский придел вместо старого и тесного, строительство окончено в1841 г. В начале XX в. еще сохранялись памятники-каплички на месте престолов разобранных Никольского храма и Дмитриевского придела. Новые приделы были построены в традициях позднего классицизма, они имеют строгие и величественные формы, которые, однако, не подавляют собой более древнее здание собора. В результате реконструкции XIX в. облик древнейшего серпуховского храма был сильно изменен – удалено пятиглавие, с севера и юга к четверику пристроены портики, стесаны архитектурные украшения XVII столетия, изменен облик колокольни, вокруг собора устроена ограда. До закрытия в начале 1930-х гг. в интерьере храма сохранялись старинные иконы, из которых особо древними были образа Св. Троицы и Богоматери Смоленской, находившиеся в местном ряду главного резного и позолоченного иконостаса в одном из приделов хранилась икона-складень с серебряными створками. В ризнице собора находились старинные напрестольные кресты и Евангелия, шкатулка с древними драгоценными привесками к иконам, жалованные грамоты московских царей соборному причту, комплекты архиерейского облачения, в трапезной же храма висели иконы, некогда находившиеся на воротах серпуховского кремля. В начале XIX столетия интерьер собора был украшен стенописью, которая возобновлялась в1872 г. В разное время к собору были приписаны храмы Вознесения Господня (1747 г. постройки) и св. блгв. кн. Александра Невского. Троицкий собор после событий 1917 года Когда в июне 1924 года Святейший Патриарх Тихон посетил Серпухов, он останавливался именно на Соборной горе, т. к. здесь находились дома священнослужителей. А в1914 г. был поставлен дом-пятистенок, называвшийся Архиерейским. В левой части дома жил Алексей Петрович Синайский с семьей. Правую в разные годы занимали Серпуховские Епископы: Арсений (Жадановский), Сергий (Гришин), Алексий (Готовцев), Мануил (Лемешевский). В этом доме на три дня останавливался Патриарх Тихон во время посещения Серпухова в 1924 году. Митрополит Петр (Полянский), приезжавший с Патриархом Тихоном, останавливался в доме протоиерея Владимира Смирнова, напротив. В конце 70-х годов архиерейский дом был снесен при строительстве мемориала. Одна из самых удачных фотографий Патриарха Тихона, опубликованная во множестве изданий, сделана фотографом Шмидтом у Архиерейского дома в г. Серпухове в 1924 году. На фото помимо Патриарха и Митрополита Петра (Полянского) присутствует Епископ Серпуховской Алексий (Готовцев).После закрытия в нач. 1930-х гг. Троицкий собор был разграблен и осквернен, здание постепенно разрушалось. В1967 г. началась его реставрация. В результате реставрационных работ восстановлена первоначальная архитектура колокольни, фасады основного объема. С начала 1980-х гг. Троицкий собор является филиалом Серпуховского историко-художественного музея. И может быть, только благодаря тому, что в его стенах разместился филиал Серпуховского историко-художественного музея, собор был спасен от окончательного разрушения. Здесь можно увидеть, что представлял собою музей в Троицком соборе. В 1998 году при Троицком соборе была зарегистрирована община, но фактической передачи храма верующим не происходило, храм продолжал стоять, по выражению дореволюционных Клировых ведомостей, «без пения», т. е. без богослужения. 21 сентября2003 г. собором духовенства Серпуховского благочиния был отслужен первый со дня закрытия храма молебен с водоосвящением. Нужно отметить, что именно это событие положило начало традиции праздновать день города Серпухова 21 сентября – в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и день победы русского оружия на Куликовом поле. В 2004 году на братском воинском захоронении близ Троицкого собора был установлен Поклонный крест и заложена капсула с землей, привезенной с Куликова поля. И, наконец, в 2009 г. музеем и Серпуховским благочинием было заключено Соглашение о совместном использовании Троицкого собора. 16 сентября 2010 года в сослужении духовенства Серпуховского благочиния и при большом стечении молящихся благочинный протоиерей Владимир Андреев совершил первую со времени закрытия собора в 30-е гг. Божественную Литургию. Всегда бывает пронзительным и щемящим до слез первое богослужение в храме, стены которого десятилетиями не оглашались словами молитв и церковным пением. Кажется, это возрождение поруганных святынь из пепла, можно сравнить с рождением ребенка, приходящего в наш мир чистым как белое полотно. Как новая душа, вызванная из небытия Божиим повелением, потом окунается в этот жестокий мир, так и храм, вознесенный на высоком холме как белая свеча, вновь взывает нас к духовному труду над собой, но услышим ли мы этот призыв? Как во времена первых христиан священники еще не отделялись от молящегося народа алтарной преградой, так и в Троицком соборе нет пока стены иконостаса и даже легкой занавеси. Эта деталь пока еще не до конца обустроенного храма, необычная для русских, привыкших к высоким иконостасам, делает атмосферу богослужения особенно проникновенной и трепетной, объединяя всех в единой волне молитвы об этом возрождающемся храме и о нашей многострадальной России. Теперь еженедельно в древнем серпуховском соборе служится Божественная Литургия, и надеемся, что по слову преподобного Сергия «взирание на Святую Троицу» поможет победить «страх перед ненавистной рознью мира сего».
Материалы с http://tsobor.ru/ Фотографии Светланы Комковой (г.Уфа) |