Главная> Статьи > Очерки > Зарисовки о Болгарии (Заключительная картина)

Зарисовки о Болгарии (Заключительная картина)

 

Картина 10.

bolg1.jpgНе знаю, кто сказал, что танец – это душа народа, но он трижды был прав. Именно в танце живут чувства. Танец неотделим от переживаний, раздумий, ликования. В танце находят выражение радость и боль, сомнение и страх, победа и горечь.

Распробовав вино и кушанья, мы насладились болгарскими танцами. Танцевали молодые девушки и парни, студенты. Танцевали с азартом, с куражом. Программу составили танцы, которые характерны именно для этой местности. Менялись ритмы, менялись костюмы, оставалось настроение радости и праздника. bolg2.jpg

Были показаны медленные танцы и зажигательные под быструю музыку. Медленные танцы напоминали греческие сертаки. Плавные движения, рука в руку, ход по кругу, шаг с повторяющимся ритмом, при этом – гордая осанка, стать, полная достоинства и внутренней красоты. Кто рискнёт оспаривать факт, что танец формировался исторически?! 500 лет Османского ига не смогли сломать духа болгарского народа. Народ сохранил сплочённость, величие и национальные традиции.

Когда зазвучали головокружительные аккорды карнавальных танцев, мы даже встрепенулись. Темпераментные движения танцоров завораживали, сводили с ума. По композиции танцы болгар не отличаются сложностью, но движения ног исполнителей настолько разнообразны, технически насыщенны, что до удивления многогранны и красивы. Народная смекалка и изобретательность нашли своё выражение в танце. Болгары различают обрядовые танцы, трудовые, карнавальные, календарно-праздничные танцы. В этих танцах всё – радость труда, любовь к земле, бережное отношение к природе, благодарение Богу. Из разряда «народных» болгарские танцы перешли в профессиональные. Начиная с начала ХХ века в стране танец стал исполняться на профессиональной сцене. Как следствие, болгарский танец: народный и классический стал предметом обучения. Есть ещё один вид танца, присущий болгарскому народу, который сохранился лишь в отдельных местностях страны. Танец на горячих углях исполняется в вечернее время, когда стемнеет, под звуки волынки. После концертной программы мы стали очевидцами необычного действа. На территории комплекса «Золотая бочка» (всё та же деревня Бата) было отведено место под кострище. Огонь бушевал на наших глазах. Прогорев, дрова превратились в угольки, которые тлели довольно длительное время. Когда завечерело, мы собрались вокруг кострища с мерцающими угольками. Появился мужчина, нестарый и уже немолодой, очень загорелый, довольно худощавый, с быстрыми и юркими движениями. В руках у него были грабли, которыми он разравнивал поверхность кострища, вызывая всплеск искр и облако жара. Это и был нестинар, который нам продемонстрировал старинный обычай ходить по раскалённым углям.

В болгарском народе хранится древнее предание. В те далёкие времена, когда христианство только начинало распространяться, зародился данный ритуал. На территории Болгарии часты были военные столкновения, Нередко пожары, сопутствующие конфликтам, уничтожали дома и постройки.

…Так случилось, что огнём была охвачена церковь. Болгарский воин, проходя мимо, услышал крики, доносящиеся из горящей церкви. Тогда он прошёл сквозь огонь, держа в руках икону Константина и Елены. С тех пор ежегодно День Святых Константина и Елены отмечается не только праздничной службой в церквях Болгарии, но и неповторимыми танцами на горячих углях.

Картина 11.

Наши впечатления множились, копились и откладывались в «амбарах» памяти. Я старательно их сортировала, раскладывала по полочкам, чтобы, приехав в Уфу, рассказать о Болгарии в Воскресной школе. Но, оказывается, ещё не всё мы узнали о солнечной стране. Есть ещё то, что осталось за кадром, но что интересно и заслуживает внимания. «Музей на солта» в Поморие, что северо-восточнее Бургаса, раскрывает ещё одну достопримечательность побережья Болгарии, что является важной характеристикой природных богатств этих мест. Музей соли в Поморие – единственный музей такого рода в Болгарии и Восточной Европе. Экспозиция музея посвящена получению морской соли древнейшим способом, а именно путём естественного выпаривания на солнце морской воды. В Поморие, древнем Анхиало (так называлось это поселение, которое являлось колонией в Греции), соль из морской воды жители издавна использовали. В этой местности добыча соли – один из главных промыслов. Этот способ вошёл в историю как «древняя анхиальская технология». Сохранились сведения о добыче соли, начиная с 5 века до н. э. О первых шагах по развитию промысла свидетельствуют сохранившиеся следы соляных рудников. Соль ценилась на вес золота, являясь большой редкостью. Профессиональные умения, технологические секреты хранились в семье потомственных добытчиков соли и передавались из поколения в поколение.

Включая экспозиционный зал, где представлены фотографии начала прошлого века, старинные топографические карты и другой документальный материал, а также инструменты, оборудование, необходимые для процесса получения соли, музей располагает открытыми площадями. Протянувшиеся на два гектара действующие солеварни выглядят, как водяные бассейны, разделённые деревянными насыпными молами, в которых белое золото добывается и в наши дни. До 30-х годов ХХ века Поморие оставалось единственным центром в Болгарии, где добывалась морская соль. Специализированный музей был создан с финансовой помощью Европейского союза и открыт 7 сентября 2002 года.

Поморие славится как район лечебной грязи. В летнее время нередко можно встретить отдыхающих, «облатившихся» в чёрный грязевой наряд рядом с солеварней в отдельном природном грязевом сборнике, спешащих под палящими лучами солнца к морю, чтобы смыть грязь. Музей примыкает к Поморийскому озеру, откуда грязь поступает в сборник. Приозерная территория тоже считается уникальной экосистемой. На озере гнездятся более 200 видов птиц. Озеро привлекательно неповторимой флорой и фауной.

Картина 12.

В Поморию ежегодно тысячи людей совершают паломничество, чтобы приложиться к чудотворной иконе «Святи Георги Победоносец», которая находится в мужском православном монастыре Его имени. Когда был основан монастырь, неизвестно. Приблизительное время основания – начало Х1Х века. Монастырь по праву можно считать и историческим памятником православной архитектуры, и святым местом для православного люда.

По преданию в годы утверждения православия Святой Андрей с апостольской проповедью держал свой путь через Анхиало. Православная обитель была основана на этих землях ещё в V11 веке греками, а через 700 лет разрушена турками.

Пути Господни неисповедимы. Суждено было возродиться обители с именем Свети Георги, дабы предвосхитить освобождение Болгарии от Османского ига. Тогда в Х1Х веке эти земли принадлежали мусульманину Селим-бею. Известно, что он был неизлечимо болен. Эту легенду знают все в Болгарии и с жаром рассказывают туристам. Так вот, у Селим-бея в работниках был один болгарин, который и сыграл решающую роль в появлении православной обители, которая сегодня считается святыней Болгарии. Несколько раз ему (работнику) во снах являлся прекрасный всадник на белом коне – Святой Георгий Победоносец. Он показывал ему место, где бьёт чудотворный источник, вода которого способна излечить многие болезни. Наконец, вняв сну, болгарин отправился на то место и, раскопав, обнаружил мраморный барельеф Святого Георгия. Под ним и находился чудотворный источник. Работник обо всём поведал своему господину Селим-бею. Селим-бей задумался и вызвал православного владыку, который и окропил с молитвами мусульманина. Случилось чудо. Селим-бей выздоровел. С выздоровлением произошло прозрение мусульманина. Он крестился и окрестил семью. Затем на земле около источника построили часовню, а потом и монастырь. Предание же гласит, что первым настоятелем монастыря стал сам Селим-бей. Жил он в ХV111 веке.

Любой монастырь внушает особые чувства молящимся прихожанам, более внимательное отношение к молитве, более острое восприятие икон. В монастыре «Свети Георги» всё дышало какой-то первозданной искренностью, убеждённостью в истинной вере, стремлением к Благости. В монастырь можно попасть через большой арочный вход, сложенный из камня. Над входом крепится крест. Вот она православная обитель, где обитает крепость духа и лелеется надежда!

Суровая простота просматривалась во всём на территории монастыря. Здания без вычурных украшений, прямоугольной формы церковь, стройная колокольня, которая была построена позже, но вписалась в архитектурный ансамбль монастыря, побелённые стены монастырских построек. Но только стоит войти в монастырь, тебя охватывает изумление сопредельное с благоговением. На внешних стенах – росписи в полный человеческий рост: сюжеты из Библии, словно сам Господь удостоил нас присутствием и внимает нам, нашим просьбам и мольбам. В архитектуре монастыря есть одна отличительная особенность – с внешней стороны стены имеют открытые проходящие галереи балкон. Такую деталь я уже встречала в европейской архитектуре, в частности, в Чехии. Создаётся атмосфера закрытости, единого целого небольшого пространства, включающего внутреннюю и внешнюю сторону. Пришло на ум средневековое выражение: «Мой дом, моя крепость».

Эпилог.

Вот и пролетели десять дней, на которые была рассчитана поездка в Болгарию. У меня эти дни удвоились, так как я снова мысленно пережила то время, когда писала эти строки. «Десять дней, которые потрясли весь мир», - так громогласно заявил американский писатель Джон Рид, посетивший Россию в дни Октябрьского переворота 1917 года. «Десять дней, которые потрясли моё сознание», - так скажу я себе и своему читателю, подводя итог путешествию в Болгарию.

Конечно, мила сердцу сторонушка, где ты родился и потом сгодился. И я возвращалась домой со светлыми чувствами, ведь меня ждали дети, внуки, моя работа. В голове уже зрели новые планы, дерзкие творческие замыслы. Впереди ожидают Аксаковские дни, приезд в Уфу Симеона Гройсмана, полномочного представителя Общества дружбы «Башкортостан-Болгария» с болгарской стороны, а это означает, что нужно будет участвовать в организации встреч Симеона с аудиторией, составлении программы посещения республики.

У меня крепло сознание, что я выбрала правильное направление в деятельности. Оно доставляет мне радость общения, творчества и гармонию с внешним миром. Кажется, можно поставить точку, но мысль упорно продолжает работать. В жизни человека нередки ситуации, когда меняешь обстоятельства, работу, переезжаешь в другой город. Я уже на своём веку тоже поменяла несколько адресов проживания. В своё время мои предки переехали из одной местности в другую. Я вдруг представила, что уезжаю из России в другую страну, где я также обретаю дом и продолжаю заниматься любимым делом. Однозначно я выбираю Болгарию, но не моей второй родиной, словно мои далёкие прародители оттуда, а началом исторического пути России.

Мне немного грустно, что закончилось моё первое знакомство с прародиной. Но грусть моя светла, потому что я вернусь в Болгарию, чтобы продолжить чтение родословной.

Июнь 2014 год.

Ирина Бакке.

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования