Главная> Статьи > Очерки > Забытое вновь возвращается. Архиепископ Никанор (Бровкович)

Забытое вновь возвращается. Архиепископ Никанор (Бровкович)


В Литературной гостиной на очередной встрече перелистали страницы истории, той истории, о которой не часто вспоминают, стараются умалчивать, дабы не волновать душу, не тревожить имена, ставшие святыми. Конец 19 века, явившийся провозвестником «нового» времени в истории Российского государства, стал мерилом совести в жизни многих и многих россиян. И всё бы ничего, да только нарастала сила, могущая утвердить «новый» порядок в делах душевных.

Архиепископ Никанор (Бровкович) Литературно-поэтическая гостиная «Татьянин день» пригласила прихожан Свято-Пантелеимоновского храма Уфы на беседу с кандидатом философских наук, доцентом кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления, заместителем директора воскресной школы храма св. прав. Симеона Верхотурского Артемом Павловичем Соловьевым. Непростую тему затронул Артем Соловьев. Через призму жизни Архиепископа Никанора (Бровкович) (1826-1890), выдающегося деятеля православного просвещения XIX века, богослова и философа, показать развитие философской мысли, конкретно, религиозной философии 19 века. Как признался гость гостиной, он выступил в роли исследователя не просто жизни и творчества известного мыслителя прошлого, а аналитика социума ещё не исследованного в требуемой мере российского общества середины и конца 19 века.

Познание мира всегда будоражило умы философов, начиная с древнейших времён. С утверждением религии направляющей силой общественного развития тема познания мира приобрела нравственный и этический характер. Духовная составляющая жизни – предмет рассмотрения писателей, поэтов, критиков. Наиболее остро этот вопрос зазвучал в 19 веке. Он буквально раздробил российское общество на различные кружки, группы, сообщества. Ярким примером может служить «славянофильство», искренним и ревностным выразителем которого, считается Иван Аксаков.

Артём Соловьёв объяснил, почему его заинтересовало творчество архиепископа. Случайно познакомившись с трудами духовного писателя, имеющего прямое отношение к Уфимской губернии, он настолько увлёкся, что ни о чём другом помышлять уже не мог. К тому же благословение митрофорного протоиерея Романа Хабибуллина, настоятеля Крестовоздвиженского храма, сыграло свою положительную роль.

Артём Павлович рассказал участникам гостиной о жизни священника. Родился будущий владыка в семье священника, учился в Могилёвской духовной семинарии. Не окончив её, он среди лучших учеников был переведён в Санкт-Петербургскую семинарию, а затем и в Петербургскую Духовную академию. Продемонстрировав прекрасные результаты в учёбе, он сразу принимает решение принять монашеский постриг. Идя по избранному пути, с него он уже не свернёт никогда.

С декабря 1876 года по декабрь 1883 года владыка Никанор был уфимским епископом. Ко времени приезда его в Уфу он – доктор богословия, автор философско-апологетического трактата «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». Звание учёного ко многому обязывает: быть, что называется, на «пульсе жизни», откликаться на события, происходящие в стране. И он пишет поучения, проповеди, обращается к людям. Он оставил воспоминания, являющиеся подлинным источником для последующих историков и научных работников. Сохранились записи, как он добирался до Уфы через Самару и Бугуруслан. Деятельность служителя церкви в уфимский период ознаменовалась многими замечательными достижениями. В Уфе был издан 1 том его проповедей-поучений. Он ратовал и прилагал усилия к открытию новых приходов и распространению церковно-приходского образования. Он говорил о личном участии каждого христианина в деле просвещения и улучшения жизни. Написанный им философский трактат сегодня находится в отделе редких книг библиотеки БГУ. Выступая перед учащимися первой Уфимской мужской гимназии, он подчёркивал, что выпускник гимназии должен служить России, обществу. Именно в Уфе он разбирал философию нигилизма и эволюции. Ему принадлежат слова: «Вера есть знания», а известный публицист В.В.Розанов назвал его «совестью в русском языке». В Свято-Сергиевском храме хранится подаренная им икона апостола от 70, что «ликом Христос».

Артём Соловьев за небольшой промежуток времени доказал, насколько труды Архиепископа Никанора незаслуженно преданы забвению. Они увлекательны, интересны и не потеряли своего значения и сегодня. Воспоминания богослова представляют собой историческое и нравственное чтение для современного поколения.

Ирина Бакке.

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования